Дело № 5-107-607/2021 ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу об административном правонарушении г. Волгоград 09 декабря 2021 года Мировой судья судебного участка №107 Советского судебного района города Волгограда Волгоградской области (г.Волгоград, пр-т Университетский, 64) Чапаева С.В., рассмотрев административный материал в отношении: ООО «Эксплуатационная служба» ОГРН <НОМЕР>, ИНН <НОМЕР>, юридический адрес: <АДРЕС> в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.25 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Эксплуатационная служба» будучи привлеченным на основании постановления и.о. заместителя руководителя инспекции жилищного надзора Волгоградской области №1243-р от 06 июля 2021 года к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, к наказанию в виде административного штрафа в размере 250000 рублей, в установленный законом срок административный штраф не оплатило. Данное постановление вступило в законную силу 27 июля 2021 года. Административный штраф ООО «Эксплуатационная служба» должно было оплатить не позднее 25 сентября 2021 года. Однако в указанный срок оплата штрафа не была произведена. Поскольку по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу документ, свидетельствующий об уплате ООО «Эксплуатационная служба» административного штрафа, не поступил, 11 октября 2021 года консультантом отдела административного делопроизводства инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области в отношении ООО «Эксплуатационная служба» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ. Представитель ООО «Эксплуатационная служба» действующий на основании доверенности Ковалев Д.К. в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения не признал, мировому судье пояснил, что на счета ООО «Эксплуатационная служба» наложены аресты, при которых не возможно было оплатить административный штраф назначенный постановлением и.о. заместителя руководителя инспекции жилищного надзора Волгоградской области №1243-р от 06 июля 2021 года. Кроме того, пояснил, что ООО «Эксплуатационная служба» было ненадлежащим образом оповещено на составление протокола по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, поскольку извещение о составление протокола было адресовано ООО «Эксплуатационный участок». Просил производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. Выслушав представитель ООО «Эксплуатационная служба» - Ковалева Д.К., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В силу ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, или поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса. Частью 5 ст. 32.2 КоАП РФ установлено, что при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов. Исходя из системного толкования вышеуказанных норм лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано в добровольном порядке уплатить штраф не позднее 60 дней со дня вступления в силу постановления о наложении административного штрафа, и после истечения данного срока в случае неуплаты штрафа усматривается событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Кроме того, необходимо учитывать, что, исходя из п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" неуплата административного штрафа не является длящимся правонарушением и срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым определенная обязанность не была выполнена к определенному правовым актом сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока (т.е. с 61 дня). Как усматривается из материалов дела ООО «Эксплуатационная служба» будучи привлеченным на основании постановления и.о. заместителя руководителя инспекции жилищного надзора Волгоградской области №1243-р от 06 июля 2021 года к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, к наказанию в виде административного штрафа в размере 250000 рублей, в установленный законом срок административный штраф не оплатило. Основанием для составления протокола об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ в отношении ООО «Эксплуатационная служба» послужила неуплата им штрафа в размере 250000 рублей в установленный законом срок, в нарушение ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, а именно не позднее 25 сентября 2021 года. Оценивая вышеприведенные обстоятельства, в частности порядок собирания доказательств и привлечения должностного лица к административной ответственности, необходимо учитывать следующее. Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности. Статьей 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. По смыслу ст. 28.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу, на что прямо указано в ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ. Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола. В силу ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. В соответствии с ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. В абзаце 2 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что извещение участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения, в зависимости от конкретных обстоятельств дела, может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения. Данные разъяснения применимы и при извещении должностным лицом о месте и времени составления протокола об административной ответственности и рассмотрения дела лица, привлекаемого к административной ответственности. Исходя из вышеприведенных норм КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в его отсутствие протокол об административном правонарушении составляется только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица либо законного представителя юридического лица. Иное толкование вышеприведенных норм КоАП РФ означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий. При этом, КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено. При изучении материалов дела судом установлено, что уведомление о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области было направлено по электронной почте на официальный адрес электронной почты ООО «Эксплуатационная служба» (is3814@mail.ru) и было адресовано ООО «Эксплуатационный участок», тогда как должно было быть адресовано ООО «Эксплуатационная служба». Иных доказательств извещения ООО «Эксплуатационная служба» о месте и времени составления протокола об административном правонарушении должностным лицом административного органа материалы дела не содержат. Таким образом, в материалах дела отсутствуют достоверные сведения о надлежащем извещении ООО «Эксплуатационная служба», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, чем нарушены требования ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, право общества на защиту. Вместе с тем, не имея каких-либо доказательств надлежащего извещения руководителя организации привлекаемого к административной ответственности о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, должностное лицо - консультант отдела административного делопроизводства инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области Карпенко Ю.С. составила протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Эксплуатационная служба» в его отсутствие, неизвещенного в установленном порядке способом, позволяющим контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено. Такие обстоятельства явно лишали привлекаемое к административной ответственности должностное лицо организации реализовать предоставленное ему законом право на защиту. В порядке ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона. Учитывая, что не соблюдение должностным лицом требований ч. 4.1 ст. 28.2, ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ является существенным процессуальным нарушением, которое влечет признание протокола об административном правонарушении от 06 октября 2020 года, являющегося основополагающим процессуальным документом по делу об административном правонарушении, недопустимым доказательством по делу, подлежащим исключению из их числа, суд приходит к выводу о необходимости прекратить производство по делу за отсутствием состава правонарушения. Согласно ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения. Руководствуясь ст. 24.5, 29.9 - 29.10 КоАП РФ, мировой судья ПОСТАНОВИЛ: Производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Эксплуатационная служба» по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, а именно за отсутствием состава административного правонарушения. Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Советский районный суд г. Волгограда со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы через судебный участок № 107 Советского судебного района города Волгограда Волгоградской области. Мировой судья С.В.<ФИО1>