Дело № 5-249/2017-4
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
г. Северодвинск 9 августа 2017 года
Мировой судья судебного участка № 4 Северодвинского судебного района Архангельской области Егоров А.А.,
рассмотрев в помещении суда по адресу: Архангельская область, г. Северодвинск, ул. Пионерская, д. 12, материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении: северодвинского муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство», <ОБЕЗЛИЧЕНО>,
у с т а н о в и л: северодвинскому муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство» (далее - СМУП «ЖКХ», предприятие), располагающемуся по адресу: Архангельская область, г. Северодвинск, ул. Бойчука, д. 3, вменяется, что оно осуществило 10 мая 2017 года предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, предусмотренных п. 7 ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, пп. «а», «б» п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110, (далее - Положение о лицензировании), ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку в нарушение п.п. 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, (далее - Правила содержания общего имущества) допустило неисправность почтовых ящиков (частичное отсутствие дверок, наличие вмятин) в подъездах блоков АБВ, ГД, ЖИК дома 120 по ул. Ломоносова в г. Северодвинске Архангельской области.
Таким образом, СМУП «ЖКХ» вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
СМУП «ЖКХ» о времени и месте рассмотрения дела извещено в установленном законом порядке, на судебное заседание направило своего представителя <ФИО1>, который вину во вменяемом нарушении не признал, поскольку ремонт почтовых ящиков не входит в перечень работ, определенный договором управления.
Заслушав объяснения представителя СМУП «ЖКХ» - <ФИО1>, исследовав материалы дела, оценив их в совокупности с имеющимися в деле доказательствами, мировой судья приходит к выводу о том, что производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, подлежит прекращению по следующим основаниям.
В силу п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ) в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами.
Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ предусмотрено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Исходя из п. 7 ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, лицензионными требованиями являются иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. «а», «б» п. 3 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений п.п. 10, 11 Правил содержания общего имущества общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии. Содержание общего имущества должно осуществляться в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома.
Из материалов дела следует, что СМУП «ЖКХ» зарегистрировано 12 декабря 2002 года в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <НОМЕР>, ИНН <НОМЕР>, располагается по адресу: Архангельская область, г. Северодвинск, ул. Бойчука, д. 3.
Государственной жилищной инспекцией Архангельской области обществу выдана лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 9 апреля 2015 года № 000041.
Согласно договору управления от 1 ноября 2015 года СМУП «ЖКХ» является управляющей организацией многоквартирным домом 120 по ул. Ломоносова в г. Северодвинске Архангельской области.
В соответствии с распоряжением руководителя государственной жилищной инспекции Архангельской области от 5 мая 2017 года № СЗ-02/10-11/322 по обращению жильцов дома 120 по ул. Ломоносова в г. Северодвинске Архангельской области проведена внеплановая выездная проверка соблюдения СМУП «ЖКХ» лицензионных требований.
Из акта проверки от 10 мая 2017 года № СЗ-02/10-02/257 следует, что в подъездах блоков АБВ, ГД, ЖИК дома 120 по ул. Ломоносова в г. Северодвинске Архангельской области имеется неисправность почтовых ящиков (частичное отсутствие дверок, наличие вмятин).
Нарушений требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении указанной проверки в отношении СМУП «ЖКХ» мировым судьей не выявлено.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1).
Таким образом, в деянии СМУП «ЖКХ» формально усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Исходя из положений ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1).
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
В силу ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Вместе с тем из положений ст. 2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ) следует, что абонентский почтовый шкаф - специальный шкаф с запирающимися ячейками, устанавливаемый в жилых домах, предназначенный для получения адресатами почтовых отправлений. В то время как абонентский почтовый ящик - специальный запирающийся ящик, предназначенный для получения адресатами почтовых отправлений. Иными словами, в шкафу имеется несколько ячеек для получения отправлений несколькими адресатами, а ящик обслуживает только одного адресата.
Таким образом, учитывая целевое назначение абонентского почтового шкафа и его технологическую конструкцию, можно прийти к выводу о том, что такое оборудование (в виде одного целостного шкафа) обслуживает более одного жилого помещения и отнесено Жилищным кодексом Российской Федерации к общему имуществу собственников многоквартирного дома, на что также указано в подразделе 3.15 «Рекомендации по содержанию и ремонту иных объектов общего имущества в многоквартирном доме» раздела 3 Инструкции по эксплуатации многоквартирного дома (Приложение к Положению о разработке, передаче, пользовании и хранении инструкции по эксплуатации многоквартирного дома, утвержденному Приказом Минрегионразвития России от 1 июня 2007 года № 45).
В соответствии с положениями ч. 7 ст. 31 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ абонентские почтовые шкафы устанавливаются строительными организациями на первых этажах многоэтажных жилых домов. Расходы на приобретение и установку абонентских почтовых шкафов включаются в смету строительства этих домов. Обслуживание, ремонт и замена абонентских почтовых шкафов возлагаются на собственников жилых домов или жилищно-эксплуатационные организации, которые обеспечивают сохранность жилых домов и надлежащее их использование, и осуществляются за счет собственников жилых домов.
Данная норма закона определяет источник содержания обслуживания, ремонта и замены абонентских почтовых шкафов, но не содержит императивного требования по исполнению данных обязанностей обслуживающей (управляющей) организацией.
В силу п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В соответствии с п. 3 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
Как следует из содержания ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.п. 28, 31 Правил содержания общего имущества, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
Согласно ч. 1.2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения».
Данный перечень не содержит услуг по содержанию, установке и ремонту абонентских шкафов. Однако данная услуга может быть включена в договор управления многоквартирным домом в качестве дополнительной, что влечет для управляющей организации обязательства по ее оказанию. В противном случае соответствующие обязательства отсутствуют.
Из договора управления многоквартирным домом от 1 ноября 2015 года, заключенного между СМУП «ЖКХ» и собственниками многоквартирного дома 120 по ул. Ломоносова в г. Северодвинске Архангельской области, в состав общего имущества этого дома, в отношении которого предприятие взяло обязательства осуществлять управление, не входят абонентские почтовые шкафы. В перечне услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества они также не указаны.
Учитывая, что в силу закона обслуживание, ремонт и замена абонентских почтовых шкафов осуществляются только за счет собственников жилых домов, принимая во внимание принцип платности работы управляющей организации и отсутствие между сторонами спора договорных отношений по указанной услуге, а также то обстоятельство, что общее собрание собственники жилого дома по спорному вопросу не проводили и не устанавливали тарифов для управляющей организации по обслуживанию абонентских почтовых шкафов, бездействие ответчика по непроведению ремонта этого имущества нельзя признать незаконным.
Исследовав представленные доказательства, мировой судья приходит к выводу, что в материалах дела отсутствуют безусловные доказательства вины СМУП «ЖКХ» в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, а в соответствии с ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу, поскольку отсутствие решения общего собрания собственников помещений о ремонте (замене) почтовых ящиков не позволяло предприятию выполнять указанные работы, соответственно, оно не может отвечать за последствия невыполнения таких работ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Одним из элементов состава административного правонарушения является вина лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах мировой судья полагает необходимым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении СМУП «ЖКХ» в связи с отсутствием в его деянии состава административного правонарушения прекратить.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ч. 2 п. 1 ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, мировой судья
п о с т а н о в и л:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении северодвинского муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его деянии состава административного правонарушения прекратить.
Настоящее постановление может быть обжаловано или опротестовано в Северодвинском городском суде Архангельской области в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Резолютивная часть постановления оглашена 7 августа 2017 года<ДАТА>
<ОБЕЗЛИЧЕНО>
Мировой судья А.А. Егоров
<ОБЕЗЛИЧЕНО>