Дело <НОМЕР>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
c.Кытманово АК <ДАТА1>
Суд в составе:
мирового судьи судебного участка <АДРЕС> района <АДРЕС> края Матрохиной О.В.,
при секретаре: Корягиной Ю.В.,
с участием пом.прокурора <АДРЕС> района АК Рыгалова Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <АДРЕС> района в интересах Шишкиной <ФИО1> к Управлению социальной защиты населения по <АДРЕС> району АК о взыскании недополученной суммы компенсации затрат на приобретенное твердое топливо,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <АДРЕС> района <АДРЕС> края обратился в судебный участок с исковым заявлением в интересах Шишкиной <ФИО1> к Управлению социальной защиты населения по <АДРЕС> району о взыскании недополученной суммы компенсационных затрат на приобретенное твердое топливо, в обоснование требований ссылаясь на то, что прокуратурой <АДРЕС> района была проведена проверка по обращению Шишкиной Е.А. о нарушении законодательства при предоставлении мер социальной поддержки как педагогическому работнику, связанных с обеспечением твердым топливом для отопления жилого помещения (частного жилого дома). Шишкина Е.А. пользуется льготами как педагогический работник, проживающий в сельской местности. Ответчик неправильно, исходя из цен, установленных Управлением <АДРЕС> края по регулированию цен и тарифов, ей как педагогическому работнику, предоставлял льготу по компенсации расходов за приобретенное твердое топливо, в то время как должен был предоставлять льготу исходя из фактических произведенных затрат истицей, связи с чем ей была недополучена компенсация за период 2013-2015 год в размере … коп.
Представитель третьего лица Главного управления <АДРЕС> края труду и социальной защите и истица Шишкина Е.А. в судебное заседание не явились, о месте, времени и дате судебного заседания извещены надлежащим образом. На основании изложенного и в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании пом.прокурора <АДРЕС> района Рыгалов Д.С. на исковых требованиях настаивал, просил взыскать сумму компенсационных затрат на приобретенное твердое топливо за период 2013-2015 год в размере … коп. по основаниям изложенным в иске.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по <АДРЕС> району Почтарева М.А. в судебном заседании исковые требования истца не признала в полном объеме, считая, что льготы сельским специалистам носили натуральный характер, расчет производился так же, как и в настоящее время, исходя из общей площади жилого помещения и норматива потребления твердого топлива. Цена топлива не имела значения, т.к. учителям предоставлялось само топливо. В настоящее время натуральные льготы заменены денежной компенсацией, в связи, с чем расчет производиться из общей площади жилого помещения, нормативов потребления топлива и цены. Цены фиксированы и установлены субъектом РФ.
Суд, выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п.5 ст. 55 Закона РФ от <ДАТА2> N 3266-1 "Об образовании", в редакции, действовавшей до <ДАТА3>, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от <ДАТА4> <НОМЕР> (вступившим в законную силу <ДАТА5>) «О внесении изменений в ст.52.2.и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», абзац 3 пункта 5 ст.55 изложен в следующей редакции: «Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения» и дополнен предложением следующего содержания: «Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов РФ, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджета РФ».
Статьей 1 Закона <АДРЕС> края от <ДАТА6> <НОМЕР> «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» установлено, что предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), осуществляется в денежной форме в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением.
Часть 1 статьи 2 Закона определяет, что компенсация расходов по оплате жилого помещения с отоплением, в том числе твердым топливом, и освещением назначается органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и управомоченными ими муниципальными учреждениями.
В силу ч. 4 ст. 2 Закона размер компенсации расходов, связанных с отоплением жилого помещения, в том числе твердым топливом, определяется исходя из общей площади занимаемого жилого помещения, установленных тарифов на жилищно-коммунальные услуги и цен на твердое топливо.
В соответствии с п.2 «Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) <АДРЕС> края, утвержденных Постановлением Администрации края от 29.02.2012 № 99 (далее Правила) Компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения (далее - компенсация) предоставляется проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) <АДРЕС> края педагогическим работникам: работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) <АДРЕС> края.
В соответствии с пунктами 4-5 указанных Правил, компенсация педагогическому работнику предоставляется управлением социальной защиты населения по месту жительства в размере 100% оплаты жилого помещения, отопления и освещения.
В соответствии с п. 25 Правил Размер компенсации ежемесячно определяется управлением социальной защиты населения как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, установленных для педагогических работников статьей 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от <ДАТА7> <НОМЕР>).
В соответствии с п.31 Правил при отсутствии соглашения о взаимодействии (между Управлениями по социальной защите и организациями - поставщиками услуг, п. 26 и 27 Правил) денежный эквивалент оплаты отопления твердым топливом определяется управлением социальной защиты населения на основании представленных педагогическим работником платежных документов организации, реализовавшей ему топливо или договоров купли-продажи (при приобретении твердого топлива у индивидуальных предпринимателей).
В соответствии с п. 28 Правил Денежный эквивалент определяется исходя из суммы платежа за жилое помещение, отопление (центральное, отопление твердым топливом, газом, электроэнергией) и освещение, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически осуществленного педагогическим работником за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
Таким образом, нормы п.5 ст. 55 Закона РФ от <ДАТА2> N 3266-1 "Об образовании" (в ред. Федерального закона от <ДАТА8> <НОМЕР>), нормы Закона <АДРЕС> края от <ДАТА6> <НОМЕР> «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», нормы «Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) <АДРЕС> края, утвержденных постановлением Администрации, края от 29.02.2012 №99 каких- либо ограничений в размере компенсации оплаты отопления твердым топливом для педагогических работников не содержат, а, напротив, п. 4 и 31 названных Правил прямо предусматривает необходимость компенсации расходов, в размере 100 % от фактически произведенных затрат, подтвержденных представленными педагогическим работником платежными документами организации, реализовавшей ему топливо или договорами купли- продажи (при приобретении твердого топлива у индивидуальных предпринимателей).
Согласно ст. 3 ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации" Об образовании", от <ДАТА7> N 439-Ф3, нормативные правое акты РФ, нормативные правовые акты субъектов РФ, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 настоящего Закона, не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на день вступления в силу вышеназванного закона.
По этим причинам возражения представителя ответчика Управления социальной защиты населения по <АДРЕС> району, о том, что при назначении компенсации расходов на оплату твердого топлива педагогическим работникам <АДРЕС> района в 2012-2014 г.г. управлением социальной защиты населения по <АДРЕС> району были использованы цены на твердое топливо, установленные решениями Управления <АДРЕС> края по государственному регулированию цен и тарифов в соответствии с действующим законодательством, не могут быть приняты во внимание.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от <ДАТА9> <НОМЕР> "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен и тарифов», принятому во исполнение Указа президента РФ от <ДАТА10> <НОМЕР> «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», твердое топливо, топливо печное бытовое, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, входят в Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен(тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ. Право органов исполнительной власти субъектов РФ устанавливать подлежащие государственному урегулированию цены закреплено также в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ от 06.10.1999г. №184 - ФЗ.
В соответствии с положением об управлении <АДРЕС> края по государственному регулированию цен и тарифов (утв. Постановлением Администрации <АДРЕС> края от 30.11.2011 г. №695), названное Управление осуществляет государственное регулирование тарифов(цен), надбавок, наценок, регулирование которых отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ, принимает соответствующие нормативные и иные правовые акты в форме решений или приказов, закрепляют осуществление контроля применения регулируемых управлением цен (тарифов) и при необходимости проверку обоснованности величины и правильности применения указанных цен, привлечение к ответственности юридических и физических лиц за нарушение законодательства о ценообразовании и государственном регулировании цен и рассмотрение в пределах своей компетенции дел об административных правонарушениях относится к полномочиям и обязанностям названного Управления.
За завышение регулируемых государством цен Управление <АДРЕС> края по государственному регулированию цен и тарифов вправе привлечь виновное лицо к административной ответственности и на основании Указа президента РФ от 28.02.1995 г. <НОМЕР> «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» применять к продавцу санкции в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки.
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что решения управления <АДРЕС> края по государственному регулированию цен и тарифов от 26.07.2011 года №169 «О регулировании цен на топливо печное, бытовое (дрова), реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, создаваемым в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье» и от <ДАТА11> <НОМЕР> «О регулировании цен на твердое топливо (уголь каменный) реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, создаваемым в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье», решение Управления <АДРЕС> края по государственному регулированию цен и тарифов от <ДАТА12> <НОМЕР> «О регулировании цен на твердое топливо (уголь каменный) реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, создаваемым в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье» регулируют механизм реализации твердого топлива торгующими субъектами населению, а не предназначены для расчета размера компенсации на приобретение твердого топлива педагогическим работникам.
Суд считает, что объем предоставления рассматриваемых мер социальной поддержки педагогам никак не может быть связан с правоотношениями по государственному регулированию цен и тарифов.
В судебном заседании нашел подтверждение и не оспаривался сторонами факт, что Шишкина Е.А. имеет право на получение мер социальной поддержки, как педагогический работник по оплате жилого помещения, отопления и освещения в порядке и размерах, установленных законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно справки МБОУ «Ново-Тарабинская СОШ» Шишкина Е.А. пользуется льготами на компенсацию за твердое топливо в управлении социальной защиты как педагогический работник. Общая площадь жилого помещения, принадлежащего Шишкиной Е.А. составляет 80,5 кв.м, что подтверждается свидетельством о праве собственности.
Согласно договора купли-продажи от <ДАТА13> Шишкина Е.А. приобрела дрова в количестве 5 куб.м. по цене 1200 руб. за 1 куб.м. на общую сумму 6000 руб.; договора купли-продажи от <ДАТА14> - приобрела дрова в количестве 5 куб.м. по цене 1400 руб. за 1 куб.м. на общую сумму 7000 руб.; договора купли-продажи от <ДАТА15> - приобрела дрова в количестве 5 куб.м. по цене 1500 руб. за 1 куб.м. на общую сумму … руб.
Согласно Решению <АДРЕС> районного Совета народных депутатов от <ДАТА16><НОМЕР> «Об установлении нормативов потребления тепловой энергии» с <ДАТА17> норматив расхода на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в год составил 57, 4 кг. каменного угля, дров на растопку - 0, 052 куб.м., отопление дровами, без использования каменного угля - 0,21 куб.м.
В силу решения Управления <АДРЕС> края по государственному регулированию цен и тарифов от <ДАТА18> <НОМЕР> «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по поставке твердого топлива (каменного угля, бурого угля, дров (в плотной массе) при наличии печного отопления на территории <АДРЕС> края» с <ДАТА19> норматив расхода на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в год составил 66, 3 кг. каменного угля, дров на растопку - 0, 05 куб.м., отопление дровами, без использования каменного угля - 0,197 куб.м.
В соответствии с постановлением <АДРЕС> краевого Законодательного Собрания от <ДАТА20> <НОМЕР> «О нормах твердого топлива для продажи населению, используемых при предоставлении мер социальной поддержке с 06.11.2013 норматив расхода на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в год составил 64, 0 кг. каменного угля, дров на растопку - 0, 058 куб.м., отопление дровами, без использования каменного угля-0,180 куб.м.
Мировой судья за основу принимает расчеты, представленные прокурором, как произведенные с учетом установленных нормативов и стоимости твердого топлива и находит их верными. Недополученная общая сумма компенсации затрат на приобретенное твердое топливо (социальной выплаты) за период 2013-2015г.г. составляет … коп.
Таким образом, суд считает, что из системного толкования вышеуказанных нормативных актов следует, что закон РФ «Об образовании», Закон <АДРЕС> края от <ДАТА6> года <НОМЕР> (в ред. от <ДАТА22>) «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», «Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) <АДРЕС> края, утвержденных постановлением Администрации, края от 29.02.2012 №99 каких- либо ограничений в предоставлении мер социальной поддержки педагогическим работникам по оплате расходов на твердое топливо, не содержат.
Соответственно, недополученную сумму компенсации необходимо взыскать с Управления социальной защиты населения по <АДРЕС> району, но поскольку финансирование является целевым и поступает из бюджета <АДРЕС> края, исковые требования подлежат удовлетворению за счет средств, выделяемых из краевого бюджета на финансирование расходов по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим работникам.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации Управление социальной защиты населения по <АДРЕС> району АК освобождено от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, мировой судья,
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора <АДРЕС> района в интересах Шишкиной <ФИО1> удовлетворить.
Взыскать с Управления социальной защиты населения по <АДРЕС> району в пользу Шишкиной <ФИО1> недополученную сумму компенсации понесенных ею затрат на приобретенное твердое топливо за период 2013-2015 год в размере … коп.
Решение может быть обжаловано в Кытмановский районный суд <АДРЕС> края путем подачи апелляционной жалобы через мирового судью судебного участка <АДРЕС> района <АДРЕС> края в течение месяца со дня принятия мировым судьей решения в окончательной форме.