Дело № 5-95/2017 ПОСТАНОВЛЕНИЕ 31 января 2017 года г. Вилючинск Камчатского края Мировой судья судебного участка № 26 Вилючинского судебного района Камчатского края Бондаренко Светлана Сергеевна, исполняя обязанности мирового судьи судебного участка № 25 Вилючинского судебного района Камчатского края, при секретаре Шушаковой Ю.А., рассмотрев в помещении судебного участка, расположенного в г. Вилючинске Камчатского края по ул. Спортивная д. 8 каб. 320, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.19.5 КоАП РФ в отношении: Акционерного общества «Камчатэнергосервис», юридический адрес: Камчатский край, г.Вилючинск, ул. Мира, д. 16, ОГРН 1114101003719, ИНН/КПП 4101145793/410201001, дата регистрации 08.07.2011 г., ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений, установил: Акционерное общество «Камчатэнергосервис» (далее - АО «Камчатэнергосервис», Общество, юридическое лицо) в установленный срок до 15 ноября 2016 года частично не выполнило законного предписания должностного лица Государственной жилищной инспекции Камчатского края № 395/1-2ю от 10.10.2016 года. При рассмотрении дела защитник юридического лица Кленкова Л.Э. вину во вменяемом юридическому лицу правонарушении не признала, полагая, что ресурсоснабжающая организация АО «Камчатэнергосервис» обоснованно производит начисление гражданам-потребителям плату за коммунальные услуги на общедомовые нужды в связи с отсутствием заключенного договора поставки коммунального ресурса с управляющей организацией. Между тем, представила квитанции по начислению платы за коммунальные услуги по квартире № 76 дома № 6 по ул. Победы в г. Вилючинске за период с октября по декабрь 2015 года, и с января по декабрь 2016 года, из которых следует, что в ноябре 2016 года по указанной квартире была произведена корректировка платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, в результате чего начисленная сумма составила «-71,76 рублей», итоговый перерасчет платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды был произведен в декабре 2016 года за весь период. Выслушав защитника Кленкову Л.Э., изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему. Административная ответственность по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства. Объективная сторона части 1 статьи 19.5 КоАП РФ выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор об устранении нарушений законодательства. Правонарушение считается совершенным с момента истечения срока, предусмотренного предписанием. Законность предписания означает, что оно выдано тем органом (должностным лицом), в компетенцию которого входит осуществление государственного надзора. Кроме того, законность предписания предполагает, что предписание было выдано в установленном законом порядке, не ущемляющем права поднадзорных субъектов. В соответствии с пунктом 1.1 положения о Государственной жилищной инспекции Камчатского края, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 года № 418-П, Государственная жилищная инспекция Камчатского края является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по региональному государственному жилищному надзору, контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда Камчатского края, соответствием жилых помещений жилищного фонда Камчатского края, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, и иные правоприменительные функции в установленной сфере деятельности. При этом п. 2.1 и п.п. 4 п. 2.3 раздела 2 этого же Положения определено, что Государственная жилищная инспекция Камчатского края организует и проводит проверки юридических лиц по соблюдению ими требований, установленных жилищным законодательством; с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право проводить инспекционные обследования и проверки любого подконтрольного объекта. Как следует из материалов дела, Акционерное общество «Камчатэнергосервис» является действующим юридическим лицом, может от своего имени приобретать и реализовывать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, а потому несет ответственность за свою деятельность. При таких обстоятельствах, Предписание должностного лица Государственной жилищной инспекции Камчатского края года обоснованно выдано юридическому лицу в соответствии с предоставленными инспекцией действующим законодательством полномочиями. Как следует из материалов дела, 10 октября 2016 года в ходе проведения внеплановой проверки обращения гражданина и приложенных платежных документов, касающихся деятельности АО «Камчатэнергосервис» по соблюдению обязательных требований действующего законодательства при предоставлении коммунального ресурса и начисление размера платы за холодное и горячее водоснабжение на общедомовые нужды проживающим в квартире № 76 дома № 6 по ул. Победы в г. Вилючинске, установлены нарушения ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, а также установлено, что для осуществления расчета за ХВС и ГВС на ОДН в период с октября 2015 года по июль 2016 года собственнику указанной выше квартиры площади дома, указываемые в квитанциях для оплаты услуг, не соответствуют площади, принимаемой для расчета оплаты ХВС и ГВС на ОДН. В связи с допущенными нарушениями АО «Камчатэнергосервис» выдано предписание №395/1-2ю об устранении нарушений жилищного законодательства, а именно в срок до 15 ноября 2016 года предписано: - устранить нарушения действующего законодательства и прекратить в дальнейшем выставление платы по квартире № 76 дома № 6 по ул. Победы в г. Вилючинске за ХВС, ГВС на ОДН. Произвести перерасчет за октябрь - декабрь 2015 года, январь-июль 2016 года за излишне оплаченную сумму. Привести в соответствие площади, указанные в квитанции по оплате за коммунальные услуги в доме № 6 по ул. Победы в г. Вилючинске. Предписание получено представителем АО «Камчатэнергосервис» 10 октября 2016 года. На основании приказа заместителя Руководителя Государственной жилищной инспекции Камчатского края Амельчук И.В. от 16 ноября 2016 года № 231 ПП, в целях проверки исполнения предписания № 395/1-2ю от 10.10.2016 г. в отношении АО «Камчатэнергосервис» назначено проведение внеплановой проверки. Данное распоряжение получено Обществом 18 ноября 2016 года. 22 ноября 2016 года в ходе внепланового мероприятия по государственному контролю, проводимого Государственной жилищной инспекцией Камчатского края в отношении АО «Камчатэнергосервис» с целью проверки исполнения предписания №395/1-2ю установлено следующее: из представленных АО «Камчатэнергосервис» документов установлено, что мероприятия в части приведения в соответствие площади дома, указываемые в квитанциях по оплате за коммунальные услуги в доме № 6 по ул. Победы в г. Вилючинске выполнены. Мероприятия в части прекращения выставления платы по квартире № 76 дома № 6 по ул. Победы в г. Вилючинске за холодное и горячее водоснабжение на общедомовые нужды, а также в части производства перерасчета по указанной квартире за октябрь-декабрь 2015 года, январь-июль 2016 года за излишне оплаченную сумму не выполнены. При рассмотрении дела защитником Кленковой Л.Э. представлена квитанция за декабрь 2016 года по жилому помещению - квартире № 76 дома № 6 по ул. Победы в г. Вилючинске, в которой указано о перерасчете платы за холодное и горячее водоснабжение на общедомовые нужды. Как установлено мировым судьей и следует из материалов настоящего гражданского дела, Акционерное общество «Камчатэнергосервис» зарегистрировано в качестве юридического лица, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, и в соответствии с п. 2.4 Устава, осуществляет производство пара и горячей воды (тепловой энергии), сбор и очистку воды, распределение воды, удаление и обработку сточных вод. Постановлением и.о. главы администрации Вилючинского городского округа от 21.12.2015 № 1635 АО «Камчатэнергосервис» определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения Вилючинского городского округа. Данное постановление вступило в законную силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 октября 2015 года. На основании постановления и.о. главы администрации Вилючинского городского округа от 11.01.2016 № 2 АО «Камчатэнергосервис» определено единой теплоснабжающей организацией Вилючинского городского округа. Согласно протоколу № 9 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № 06 по ул. Победы в г. Вилючинске от 14 марта 2015 года, решением общего собрания собственников помещений данного дома с 01 апреля 2015 года изменен способ управления общим имуществом дома - с непосредственного управления на управление управляющей организацией, одновременно принято решение о расторжении договора обслуживания с ООО «Теплый дом - Вилючинск», в качестве управляющей организации общим имуществом указанного дома выбрано ООО «Теплый дом», а также поручено ООО «Теплый дом» заключить договоры в интересах, от имени и за счет собственников помещений в многоквартирном доме на предоставление коммунальных услуг. По условиям договора управления, заключенного между собственниками помещений многоквартирного дома № 6 по ул. Победы в г. Вилючинске и ООО «Теплый дом», управляющая организация по заданию собственников, в течение срока действия договора за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся жилыми и нежилыми помещениями в этом многоквартирном доме лицам. В силу пункта 2.2. договора управления, для исполнения целей настоящего договора собственники наделяют управляющую организацию полномочиями по управлению многоквартирным домом с правом, в том числе, заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями, обслуживающими организациями по всем видам необходимых работ. Договор вступил в силу с момента его подписания и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие между сторонами с 01 апреля 2015 года, и заключен на срок 5 лет. В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать бгезопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. В силу ст. 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным, в связи с чем цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. На основании п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (п. 2 ст. 540 ГК РФ). К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (п. 3 ст. 540 ГК РФ). В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Данное положение согласуется с ч. 3 ст. 30 ЖК РФ, в соответствии с которой собственник жилого помещения несет бремя содержания своего помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Данная обязанность возникает у собственника помещения - с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного ч. 3 ст. 169 ЖК РФ. Аналогичное положение содержится в п.п.«а» п. 3 Правил № 354, согласно которому собственнику жилого помещения и проживающим с ним лицам коммунальные услуги предоставляются, начиная с момента возникновения права собственности на жилое помещение. В силу п.п. «а» п. 10 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила № 354), условия предоставления коммунальных услуг собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственником жилого дома (домовладения) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 № 417-ФЗ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 02.06.2016 №175-ФЗ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами. Пунктом 9 (пп. «в») Правил № 354 установлено, что условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. Согласно абз. 2 п. 6 Правил № 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). При этом в силу п. 7 указанных Правил № 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами. В силу п. 8 Правил № 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 данных Правил. Период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 Правил предоставления коммунальных услуг № 354. В силу пп. «б» п. 17 Правил № 354, ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида: собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил. В соответствии с п. 30 Правил № 354, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил. В соответствии с положениями ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии с ч.ч. 7, 7.1 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 ст. 155 и ст. 171 ЖК РФ. На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества. Из анализа указанных правовых норм следует, что производить расчет и взимать плату за подачу потребителям многоквартирного дома коммунальных услуг по отоплению, горячему и холодному водоснабжению и водоотведению, имеет право лицо, обладающее статусом исполнителя соответствующей коммунальной услуги, который, в свою очередь, зависит от выбранного собственниками жилых помещений в многоквартирных домах способа управления домами, в связи с чем ресурсоснабжающая организация имеет право взимать плату и выставлять квитанции за поставляемые ресурсы только в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками расположенных в нем помещений либо на основании принятого в установленном порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации. При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что в силу пп. «б» п. п. 17 Правил № 354 заключение договора с потребителями для ресурсоснабжающей организации является обязательным, не оспаривая в данном случае права АО «Камчатэнергосервис» производить начисление платы за индивидуальное потребление гражданам-потребителям коммунальных услуг, включение Обществом в состав платы за коммунальные услуги плату за общедомовые нужды является необоснованным. Соответственно, возражения защитника в данной части также признаются мировым судьей необоснованными. Таким образом, Предписание № 395/1-2ю, содержащее требование АО «Камчатэнергосервис» прекратить выставление платы за ХВС и ГВС на ОДН и произвести перерасчет платы за данные виды коммунальных услуг собственнику помещения № 76, расположенного в доме № 6 по ул. Победы в г. Вилючинске является законным и обоснованным, и подлежал безусловному исполнению в установленный срок. По факту невыполнения АО «Камчатэнергосервис» в установленный срок законного предписания, 28 ноября 2016 года заместителем руководителя Государственной жилищной инспекции Камчатского края Амельчук И.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.19.5 КоАП РФ. Законный представитель юридического лица при составлении протокола об административном правонарушении не присутствовал, копия протокола направлена в адрес юридического лица посредством факсимильной связи и почтой. В силу требований ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Оценив в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ исследованные в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении доказательства, содержание которых приведено выше, считаю, что виновность АО «Камчатэнергосервис» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.19.5 КоАП РФ, а именно невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, доказана. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность АО «Камчатэнергосервис», признаю совершение административного правонарушения впервые, а также добровольное устранение противоправного поведения. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность юридического лица, судом по делу не установлено. При назначении административного наказания мировой судья учитывает характер совершённого правонарушения, и приходит к выводу, что для достижения целей административного наказания - предупреждения совершения новых правонарушений, юридическому лицу необходимо назначить наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья постановил: Признать юридическое лицо - Акционерное общество «Камчатэнергосервис» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.19.5 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей. Взысканные средства перечислить на счет: Управление федерального казначейства по Камчатскому краю (Государственная жилищная инспекция по Камчатскому краю) ИНН 4101102831, КПП 410101001, БИК 043002001, ОКТМО 30701000001, расчетный счет № 40101810100000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Камчатскому краю, Код бюджетной классификации (назначение платежа) 838 1 1690040040000140. Разъяснить юридическому лицу, что штраф должен быть оплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. На постановление может быть подана жалоба в Вилючинский городской суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления. Мировой судья подпись С.С.Бондаренко