<ОБЕЗЛИЧЕНО>
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Чапаевск Самарская область 13 октября 2021 года
Мировой судья судебного участка №119 судебного района г.Чапаевска Самарской области Шевченко Н.В.,
рассмотрев материалы дела №5-416/2021 об административном правонарушении в отношении акционерного общества «Промсинтез»,ИНН 6335007320, ОГРН 1026303178428, адрес: 446100, Самарская область, г.Чапаевск, ул.Куйбышева, 1,
У С Т А Н О В И Л:
23.09.2021 года старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Самарской области, и.о. начальника отдела охраны атмосферного воздуха и водных объектов по Самарской области Ушмудьева Ю.А. составила протокол №г.о.93-вн/мс об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении АО «Промсинтез» за невыполнение пункта 3 предписания №15-пл от 14.04.2021г. согласно которому предприятие не согласовало мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
Представитель АО «Промсинтез» - Волкова А.М., действующая на основании доверенности (л.д. 49), факт административного правонарушения не признала предоставив письменные возражения, в судебном заседании пояснив, что 01.08.2018г. АО «Промсинтез» с Министерством лесного хозяйства Самарской области согласовало план мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий. Данный перечень является действующим в настоящее время, поскольку корректировка указанных мероприятий осуществляется в случае изменения технологическийх процессов увеличения объемов состава выбросов более чем на 25%. Наоборот на предприятии АО «Промсинтез» за период с 2018г. произошло уменьшение валового выброса загрязняющих веществ в атмосферу ввиду приостановки выпуска нитробензола. С 29.01.2021г. производство нитробензола выведено на консервацию. Поскольку увеличения количества и состава выбросов с 2018г. не произошло корректировка плана мероприятий не требуется.
Разработанный предприятием план мероприятий, согласованный с Министерством лесного хозяйства Самарской области в 2018г. соответствуют требованиям, установленным в соответствии с изменениями внесенными Федеральным законом от 26.07.2019г. N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" и утвержденными Приказом Минприроды России от 28.11.2019г. N 811 Требованиям к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
В судебном заседании составитель протокола старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Самарской Ушмудьева Ю.А. пояснила, что на момент согласования плана мероприятий Ао «Промсинтез» не действовал Приказ Минприроды России от 28.11.2019 N 811 "Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий". Считает, что АО «Промсинтез» необходимо было разработать новый план мероприятий и согласовать его с Министерством природы в соответствии с утвержденными требованиями.
Изучив материалы дела, выслушав представителя юридического лица, составителя протокола мировой судья приходит к следующему.
Частью 1 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Исходя из положений статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписание выносится должностными лицами контролирующего органа лишь в случае установления при проведении соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, которые основаны на требованиях закона и исполнимы.
Невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства составляет объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, объективная сторона данного правонарушения выражается в непринятии в установленный срок мер по устранению нарушений законодательства.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется наличием вины в форме умысла.
Как следует из материалов дела об административно правонарушении по результатам проведения плановой выездной проверки 14.04.2021г. Акционерному обществу «Промсинтез» выдано предписание №15-пл согласно п. 3 предписания у предприятия отсутствуют утвержденные мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (л.д. 26-29)
Срок исполнения предписания Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям от 14.04.2021г. № 15-пл истек 14.07.2021г.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки 17.09.2021г. Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям согласно Акту внеплановой выездной проверки № 239-вн от 17.09.2021г. установлено, что АО «Промсинтез» к установленному сроку не согласовало с Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, т.е. не выполнило требования пункта 3 предписания Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям от 14.04.2021 № 15-пл.
По результатам рассмотрения материалов проверки, на предмет исполнения ранее выданного Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям предписания от 14.04.2021г. № 15-пл, в отношении АО «Промсинтез», возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ: невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, о чем составлен Протокол об административном правонарушении №93-вн/мс от 23.09.2021г.
Согласно ч. 1 ст. 19 Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее Федеральный закон N 96-ФЗ) в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологический условий (далее НМУ).
В соответствии с частью 3 данной статьи мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ не проводятся на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Приказом Минприроды России от 28.11.2019г. N 811 утверждены Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2019 N 56960).
В соответствии с п. 19 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий мероприятия разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
В соответствии с подпунктом 41 пункта 2.1 Положения о министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, утвержденным постановление Правительства Самарской области от 09.10.2013 N 528 (ред. от 03.07.2020), в ведении министерства находится вопрос согласования планов мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
Приказом министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 19.12.2018г. N 811 (ред. от 19.06.2020г.) утвержден Административный регламент предоставления министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области государственной услуги по согласованию перечня мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий. Указанный регламент действует по настоящее время с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 27.06.2020г.
В судебном заседании установлено, что АО «Промсинтез» поставлено на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему кода объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, 36-0163-001876-П и I-категории, негативного воздействия на окружающую среду.
Перечень мероприятий при НМУ был разработан АО «Промсинтез» и согласован с Министерством лесного хозяйства Самарской области письмом № 2703-02/17547 от 01.08.2018г.
01.03.2019г. в связи с вступлением в силу 01.01.2019г. приказа Министерства лесного хозяйства Самарской области № 811 от 19.12.2018г. АО «Промсинтез» направило в адрес Министерства лесного хозяйства Самарской области письмо (исх. № 22/691 от 01.03.2019г.), с просьбой разъяснить необходимость (ввиду вступления в силу указанного приказа) повторного согласования утвержденного 01.08.2018г. плана мероприятий при НМУ.
Согласно ответу Министерства лесного хозяйства Самарской области № 2703-02/7913 от 04.04.2019г., при наличии у АО «Промсинтез» ранее согласованного плана мероприятий при НМУ (письмо от 01.08.2018г. № 2703-02/17547) повторное согласование не требуется при условии неизменности технологических процессов.
В соответствии с пунктом 21 Приказ Минприроды России от 28.11.2019 N 811 корректировка мероприятий при НМУ осуществляется хозяйствующим субъектом в случае изменения технологических процессов, объемов выпускаемой продукции, товаров, оказываемых услуг, объемов и (или) состава выбросов, в результате которых максимальные разовые выбросы источника, включенного в Перечень источников выбросов, на которых реализуются мероприятия по уменьшению выбросов при НМУ, изменились более чем на 25%.
Валовой выброс АО «Промсинтез» загрязняющих веществ в атмосферу за период 2018-2020гг. уменьшался: за 2018г. - 256,103 тонн/год; за 2019г. - 221,279 тонн/год; за 2020г. - 189,605 тонн/год, что подтверждается отчетностью АО «Промсинтез» «Сведения об охране атмосферного воздуха за 2018г.», «Сведения об охране атмосферного воздуха за 2019г.», «Сведения об охране атмосферного воздуха за 2020г.» по форме № 2-ТП (воздух), утвержденной территориальным органом Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям 21.01.2019, 21.01.2020, 20.01.2021 соответственно.
Территориальный орган Росприроднадзора в связи с вступлением в силу 27.06.2020г. приказа Минприроды России № 811 вменил АО «Промсинтез» в качестве нарушения отсутствие утвержденных мероприятий при НМУ со сроком устранения до 14.07.2021г.
По окончании проверки в адрес Министерством лесного хозяйства Самарской области АО «Промсинтез» было направлено письмо (исх.
№ 22/1925 от 26.04.2021г., с просьбой разъяснить необходимость повторного согласования перечня мероприятий при НМУ для АО «Промсинтез» в связи с вступлением в силу 27.06.2020 приказа Минприроды России № 811.
Согласно повторному ответу Министерством лесного хозяйства Самарской области № МЛХ-03-02/12544 от 25.05.2021г. (вх. № 1634 от 27.05.2021г., содержащему ссылку на п. 21 приказа Минприроды России № 811, разработка и согласование перечня мероприятий при НМУ для АО «Промсинтез» нецелесообразно, т.к. по данному объекту имеется действующий план мероприятий при НМУ.
До составления протокола АО «Промсинтез» направляло в адрес Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям письма (исх. № 39/2978 от 02.07.2021, исх. № 22/4151 от 03.09.2021 с предложением до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, урегулировать несоответствие требований территориального органа Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям разъяснениям Министерством лесного хозяйства Самарской области об отсутствии необходимости повторного согласования перечня мероприятий при НМУ.
Не смотря на предоставленные Межрегиональному управлению Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям сведения о наличии согласованного с Министерством лесного хозяйства Самарской области перечня мероприятий при НМУ старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Самарской области Ушмудьевой Ю.А. в отношении АО «Промсинтез» был составлен протокол об административном правонарушении №93-вн/мс от 23.09.2021г.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении на запрос суда Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области предоставлен ответ №МЛХ-03-02/25198 от 12.10.2021г., о том, что мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период НМУ для предприятия АО «Промсинтез» были согласованны министерством письмом от 01.08.2018г. №2703-02/17547, согласованный перечень мероприятий действовал по состоянию на 14.07.2021г. и является действующим на текущий момент.
Исходя из изложенных обстоятельств, учитывая, что на момент составления предписания №15-пл от 14.04.2021г. предприятием АО «Промсинтез» были разработаны мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период НМУ и согласованны с уполномоченным органом, на момент составления протокола №93-вн/мс указанный перечень действовал, у суда нет оснований для привлечения юридического лица АО «Промсинтез» к административной ответственности.
Кроме того предприятие АО «Промсинтез» неоднократно ставило перед Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области вопрос о необходимости пересогласования указанного перечня, на что получало ответ об отсутствии такой необходимости.
При изложенных обстоятельствах мировой судья приходит к выводу, что производство по данному делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 24.5, ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении АО «Промсинтез» по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии данного постановления в Чапаевский городской суд.
Мировой судья Н.В. Шевченко
<ОБЕЗЛИЧЕНО>