Дело № 5-10/2020
УИД 29MS0032-01-2019-006022-07
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
22 января 2020 года город Архангельск
Мировой судья судебного участка № 7 Ломоносовского судебного района г. Архангельска Кирилова Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении судебного участка по адресу: г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 30, материалы об административном правонарушении, поступившие из Управления муниципального жилищного контроля Администрации муниципального образования «город Архангельск» (г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 60) в отношении товариществасобственников жилья «Сентябрь», ИНН <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>, дата государственной регистрации: <ДАТА2>, юридический адрес: <АДРЕС>
установил:
В отношении товарищества собственников жилья «Сентябрь» (далее - ТСЖ «Сентябрь») составлен протокол об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА3>, согласно которому ТСЖ «Сентябрь» вменяется, что оно совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а именно: в срок не позднее <ДАТА4> не выполнено предписание <НОМЕР> от <ДАТА5>
На судебное заседание ТСЖ «Сентябрь» своего представителя не направило, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом. Представителем ТСЖ «Сентябрь» <ФИО1> представлены письменные пояснения по делу.
В силу части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, само определяет объём своих прав и реализует их по своему усмотрению.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ТСЖ «Сентябрь».
Исследовав материалы дела, оценив всё в совокупности с нормами действующего законодательства, мировой судья приходит к следующему.
Диспозиция части 1 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
С <ДАТА6> по <ДАТА7> должностным лицом Управления муниципального жилищного контроля Администрации муниципального образования «город <АДРЕС> на основании приказа от <ДАТА8> <НОМЕР> (л.д. 141, 142, 143-145) проведена внеплановая выездная проверка ТСЖ «Сентябрь».
По результатам проверки был составлен акт проверки от <ДАТА7> <НОМЕР>, согласно которому установлено нарушение: сбор твёрдых коммунальных отходов от дома <НОМЕР>, к. 2, по ул. <АДРЕС> в г. <АДРЕС> организован ненадлежащим образом (отсутствует ёмкость, предназначенная для сбора отходов) (л.д. 57).
<ДАТА7> ТСЖ «Сентябрь» должностным лицом было вынесено предписание об устранении выявленных нарушений <НОМЕР> со сроком их устранения не позднее <ДАТА4> (л.д. 58-59) (далее - предписание <НОМЕР>).
Предписание <НОМЕР> направлено в адрес ТСЖ «Сентябрь» <ДАТА9> и вручено адресату <ДАТА10> (л.д. 55, 56).
Вынесенное должностным лицом предписание <НОМЕР> является законным и обоснованным, а также подлежащим исполнению лицом, в отношении которого оно вынесено.
Сведений об обжаловании предписания <НОМЕР> ТСЖ «Сентябрь» в материалах дела не имеется. Представителем ТСЖ «Сентябрь» <ФИО1> указано на обжалование предписания <НОМЕР>, однако доказательств признания предписания <НОМЕР> незаконным мировому судье не представлено.
На основании приказа от <ДАТА11> <НОМЕР>/03-19.625/6 (л.д. 39-40) с <ДАТА12> по <ДАТА13> проведена внеплановая выездная проверка ТСЖ «Сентябрь».
По результатам проверки был составлен акт проверки от <ДАТА12> <НОМЕР>, согласно которому также установлено нарушение: сбор твёрдых коммунальных отходов от дома <НОМЕР>, к. 2, по ул. <АДРЕС> в г. <АДРЕС> организован ненадлежащим образом (отсутствует ёмкость, предназначенная для сбора отходов) (л.д. 28).
Доказательств исполнения требований предписания <НОМЕР> в установленный срок в материалах дела не имеется и мировому судье не представлено.
Согласно постановлению Государственной жилищной инспекции <АДРЕС> области <НОМЕР> о прекращении производства по делу об административном правонарушении от <ДАТА4> производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 7.22 КоАП РФ (нарушение правил содержания и ремонта жилых домов), в отношении ТСЖ «Сентябрь» прекращено за отсутствием состава правонарушения.
Из данного постановления следует, что контейнер для сбора твёрдых бытовых отходов вывезен с контейнерной площадки ООО «Спецавтохозяйство города», по информации отдела финансов и договорной работы которого услуги по планово-регулярному вывозу и размещению отходов по договору от <ДАТА14> <НОМЕР> приостановлены с <ДАТА15> в соответствии с пунктом 2.2.4 дополнительного соглашения к договору от <ДАТА14> <НОМЕР>.
Факт вывоза контейнера с контейнерной площадки по вышеуказанному адресу со стороны ТСЖ «Сентябрь» при рассмотрении настоящего дела не оспаривался.
Согласно статье 138 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товарищество собственников жилья, в том числе, обязано обеспечивать выполнение требований настоящей главы, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества; осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от <ДАТА16> <НОМЕР> «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статей 8, 11 Федерального закона от <ДАТА16> <НОМЕР> «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Согласно части 2 статьи 21 Федерального закона от <ДАТА16> <НОМЕР> «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с частью 1 статьи 22 ФЗ от <ДАТА16> <НОМЕР> «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В силу пунктов 2.11 и 8.2.4 СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» уборка территории должна проводиться ежедневно, контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
Способом управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, д. 16, корп. 2, является управление товариществом собственников жилья - ТСЖ «Сентябрь», зарегистрированного в качестве юридического лица <ДАТА2> (л.д. 117-118, 149).
Согласно Уставу ТСЖ «Сентябрь» (л.д. 110-116) ТСЖ создано для управления многоквартирным домом, в том числе, для обеспечения предоставления услуг и работ по содержанию, обслуживанию, эксплуатации, текущему и капитальному ремонту общего недвижимого имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, ТСЖ «Сентябрь», являясь организацией, занимающейся содержанием и обслуживанием жилого фонда, осуществляет деятельность в области обращения с отходами производства и потребления.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества (ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ). Состав минимального перечня необходимых для обеспечения минимального надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством РФ.
Работы по обеспечению вывоза бытовых отходов, по организации и содержанию мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприёмных камер, контейнерных площадок, включены в состав минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (пункты 25, 26, 26(1) Постановления Правительства РФ от <ДАТА17> <НОМЕР>).
Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя РФ от <ДАТА18> <НОМЕР>, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твёрдых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за её санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.
В силу пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА19> <НОМЕР>, надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками помещений путём заключения договора с управляющей организацией. Пункт 10 указанных Правил предусматривает обязанность содержать общее имущество в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей.
В соответствии с договором <НОМЕР> от <ДАТА14>, заключённому между ТСЖ «Сентябрь» и ООО «Спецавтохозяйство по уборке города», последнее оказывает услуги ТСЖ по планово-регулярному вывозу твердых бытовых отходов не ниже 4 класса опасности от объекта заказчика по адресу: г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, д. 16, корп. 2, периодичность вывоза - ежедневно, в объёме 22,81 куб.м., оплата по договору производится ежемесячно (л.д. 12-13).
Согласно пункту 2.2 вышеуказанного договора ТСЖ «Сентябрь» обязано производить и контролировать сбор и временное хранение ТБО, в том числе, установить необходимое количество типовых мусоросборников (контейнеров) и содержать их в исправном состоянии.
В разделе 5 договора установлено право исполнителя приостановить оказание услуг по вывозу отходов в случае наличия у заказчика задолженности, превышающей сумму месячного платежа.
Из акта сверки, представленного ООО «Спецавтохозяйство по уборке города» за период с января 2019 по ноябрь 2019 года ТСЖ «Сентябрь» оплату производила не регулярно, за указанный период произведено три оплаты на суммы 8 000 руб. (<ДАТА20>), 12 400 руб. (<ДАТА21>), 10 000 руб. (<ДАТА22>), 975 руб. (<ДАТА23>) (л.д. 14).
В связи с указанным ООО «Спецавтохозяйство по уборке города» <ДАТА15> направило в адрес ТСЖ «Сентябрь» сообщение о приостановлении услуг по договору <НОМЕР> от <ДАТА14> до оплаты долга.
При несогласии с данным сообщением и наличием задолженности в указанном размере ТСЖ «Сентябрь» имело право согласно условиям договора <НОМЕР> от <ДАТА14> (пункт 6.1) разрешить спор в соответствии с законодательством Российской Федерации в суде.
<ДАТА24> ТСЖ «Сентябрь» обратилось в ООО «Спецавтохозяйство по уборке города» с заявлением о перерасчёте за неоказанные услуги (л.д. 17).
Из вышеизложенного следует, что на момент получения предписания <НОМЕР> от <ДАТА7> ТСЖ «Сентябрь» располагало сведениями об отсутствии на контейнерной площадке контейнера для сбора отходов ТСЖ «Сентябрь».
Наличие на контейнерной площадке контейнеров, установленных иными управляющими организациями других многоквартирных домов и иными организациями, не могут являться основанием для освобождения ТСЖ «Сентябрь» от возложенной на него обязанности сбору и вывозу отходов (мусора).
Долженствование лица выполнить ту или иную обязанность в сфере возникших в данном случае правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. То есть, вступая в правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
После получения <ДАТА10> предписания <НОМЕР> ТСЖ «Сентябрь» ёмкость, предназначенную для сбора отходов (контейнер), не установила.
Ссылка представителя ТСЖ «Сентябрь» на постановление Государственной жилищной инспекции <АДРЕС> области <НОМЕР> о прекращении производства по делу об административном правонарушении от <ДАТА4>, как на основание признания его невиновным, мировой судья признаёт неосновательным, поскольку данным решением суда было признано отсутствие состава правонарушения, выразившегося в отсутствии контейнера для сбора отходов, а по рассматриваемому делу ТСЖ «Сентябрь» вменяется невыполнение предписания об установке такого контейнера.
Указание на отсутствие надписей на контейнерах не является основанием для неисполнения требований предписания <НОМЕР>. Вопросы установления дополнительной площадки для мусора также не имеют отношения к существу рассматриваемого дела.
Доводы представителя ТСЖ «Сентябрь» о том, что контейнерная площадка не была оборудована для обслуживания 4 домов, мировым судьёй также не принимаются, поскольку с момента начала осуществления деятельности ТСЖ «Сентябрь» (с 2011 года) и до июня 2019 года сбор твёрдых коммунальных отходов от д. 16, корп. 2, по ул. <АДРЕС> в г. <АДРЕС> был организован ТСЖ «Сентябрь» надлежащим образом (на той же контейнерной площадке был установлен контейнер), однако с июня 2019 года он отсутствовал. ТСЖ «Сентябрь», зная об отсутствии контейнера, мер по установке другого контейнера не предприняло и после получения предписания <НОМЕР>.
Указание на замену ООО «Спецавтохозяйство по уборке города» в ноябре 2019 года больших контейнеров на контейнеры меньшего объёма не относится к обстоятельствам вменяемого правонарушения, датой совершения которого является <ДАТА25>
Оснований считать, что в июне 2019 года был вывезен контейнер не ТСЖ «Сентябрь», а иной организации, не имеется, поскольку факт именно этого контейнера подтверждается контрагентом по договору <НОМЕР> от <ДАТА14>.
С учётом приведённых правовых норм и изложенного, мировой судья приходит к выводу, что ТСЖ «Сентябрь» не было принято всех возможных и необходимых мер для выполнения требований предписания <НОМЕР>.
Вина ТСЖ «Сентябрь» подтверждается протоколом об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА3>, предписанием об устранении выявленных нарушений <НОМЕР>, а также иными материалами дела.
Мировой судья считает вину ТСЖ «Сентябрь» доказанной, действия ТСЖ «Сентябрь» мировой судья квалифицирует по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, то есть невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства.
По юридической конструкции правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, образует формальный юридический состав и считается оконченным в момент невыполнения в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства.
Санкция части 1 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от трёхсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трёх лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Отягчающих и смягчающих административную ответственность ТСЖ «Сентябрь» обстоятельств не имеется.
С учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, существенности нарушения охраняемых общественных правоотношений, поскольку невыполнение требований предписания об устранении выявленных нарушений <НОМЕР> существенно нарушает охраняемые общественные правоотношения (в том числе, права на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения) независимо от роли правонарушителя, размера вреда, наступления последствий и их тяжести, в связи с чем мировой судья не усматривает оснований для применения статьи 2.9, пункта 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
При назначении административного наказания ТСЖ «Сентябрь» мировой судья учитывает характер совершённого им административного правонарушения, личность виновного, его материальное положение, отсутствие отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств, и приходит к выводу о возможности назначения ТСЖ «Сентябрь» административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 (Десять тысяч) рублей, поскольку назначение данного наказания будет способствовать достижению целей, предусмотренных статьёй 3.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья
постановил:
Признать товарищество собственников жилья «Сентябрь» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (Десять тысяч) рублей.
Оплату штрафа следует произвести в течение 60 дней на расчётный счёт 40101810500000010003, банк получателя: Отделение Архангельск г. Архангельск, ИНН 2901065991, КПП 290101001, БИК 041117001, ОКТМО 11701000, получатель - УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (Администрация муниципального образования «Город Архангельск», л/сч 04243004790, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 60), КБК 80011690040040000140. Квитанцию об уплате штрафа предоставить в канцелярию мирового судьи судебного участка № 7 Ломоносовского судебного района г. Архангельска (г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 30, каб. 414).
В случае неуплаты штрафа в шестидесятидневный срок со дня вступления данного постановления в законную силу, штраф будет взыскан принудительном порядке (статья 32.2 КоАП РФ). Кроме того, в случае неуплаты штрафа в шестидесятидневный срок судья, вынесший постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф к административной ответственности по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, санкция которой предусматривает административную ответственность в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административного ареста на срок до пятнадцати суток, либо обязательных работ на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с частью 1 статьи 31.5 КоАП РФ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, вынесший постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.
С учётом материального положения лица, привлечённого к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьёй, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трёх месяцев (часть 2 статьи 31.5 КоАП РФ).
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в Ломоносовский районный суд г. Архангельска течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья Л.М. Кирилова