Решение по делу № 5-858/2019 от 24.12.2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении                                                                                      

24 декабря 2019 года                                         г. Тольятти, ул. Шлюзовая, 4                                                    

Мировой судья судебного участка № 107 Комсомольского судебного района г.Тольятти Самарской области Лопатина В.В.,

рассмотрев дело об административном правонарушении № 5-858/2019 по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении юридического лица - публичного акционерного общества «ТОЛЬЯТТИАЗОТ», ОГРН 1026302004409, ИНН 6320004728, КПП 632401001, юридический адрес: Самарская область, г. Тольятти, Поволжскоешоссе, д. 32, в течение года, предшествующего правонарушению, к административной ответственности не привлекалось,

УСТАНОВИЛ:

ПАО «ТОАЗТ», являясь юридическим лицом, не выполнило в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства при следующих обстоятельствах.

13.11.2019 главным специалистом-экспертом отдела государственного надзора в сфере обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха и водных объектом по Самарской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям на основании приказа от 22.10.2019 № 421 о проведении в отношении ПАО «ТОАЗ», ИНН 6320004728, ОГРН 1026302004409, ОКВЭД 20.15 местонахождение: 445045, Самарская область, г. Тольятти, Поволжское шоссе, д. 32, внеплановой выездной проверки исполнения предписаний Управления Росприроднадзора по Самарской области об устранении выявленных нарушений обязательных требований № 51,55 от 08.07.2019 и приказа от 24.10.2019 № 427 о внесении изменений в приказ № 421 от 22.10.2019 проведена проверка в отношении ПАО «ТОАЗ», по результатам которой установлено, что юридическим лицом в установленный срок до 01.10.2019 не исполнено предписание от 08.07.2019 № 55, а именно: оборудовать точки отбора проб на источниках загрязнения атмосферы № 0023, 0031, 0036, обеспечить условия для отбора проб фактических показателей ГВС и получения достоверных результатом в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и осуществлять выбросы с подтверждением соблюдения установленных нормативов, нарушение абз. 7, п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «ОБ охране атмосферного воздуха», в связи, с чем 19.11.2019 должностным лицом Управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям в отношении юридического лица составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Законный представитель или защитник юридического лица на рассмотрение дела об административном правонарушении не явился, юридическое лицо надлежаще извещено о времени и месте судебного разбирательства, ходатайство об отложении рассмотрения дела не поступило. При таких обстоятельствах дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается без участия его законного представителя или защитника, распорядившегося своими правами по своему усмотрению, что согласуется с требованиями ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ

Исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, мировой судья приходит к следующему.

Состав ст. 19.5 КоАП РФ является формальным и, в данном случае, объективная сторона заключается в невыполнении в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, то есть для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта невыполнения требований предписания.

 Предметом федерального государственного экологического надзора является осуществление должностными лицами Росприроднадзора деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений государственными (муниципальными) учреждениями требований в области охраны окружающей среды, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений и деятельности уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении деятельности органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами (ст. 65 Федерального закона N 7-ФЗ, п. 7 Административного регламента Росприроднадзора).

Должностные лица Росприроднадзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 9 Приказа Минприроды России от 29.06.2012 N 191 (ред. от 08.11.2017) "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора"). Граждане, должностные лица, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны неукоснительно исполнять возложенные на них законом обязанности, связанные со сферой их деятельности, выполнять адресованные им предписания органов государственного надзора и контроля. Как усматривается из материалов дела, в ходе внеплановой проверки, проведенной должностным лицом Управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям, установлено невыполнение предписания должностного лица указанного органа от 08.07.2019 № 55 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований: «Оборудовать точки отбора проб на источниках загрязнения атмосферы № 0023, 0031, 0036, обеспечить условия для отбора проб фактических показателей ГВС и получения достоверных результатом в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и осуществлять выбросы с подтверждением соблюдения установленных нормативов, нарушение абз. 7, п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «ОБ охране атмосферного воздуха». Управлением в «ЦЛАТИ» по Самарской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» была направлена заявка № 07-24/5265 от 23.10.2019 06.11.2019 был осуществлен выезд, с привлечением специалиста лаборатории филиала «ЦЛАТИ по ПФО» по адресу производственной площадки предприятия: Самарская область, г. Тольятти. Поволжского шоссе, 32. Согласно акта № 109/2019-ПрВ-ГК отбора проб примышленных выбросов в атмосферу от 06.11.2019, отбор проб на источнике загрязнения атмосферы (далее-ИЗА) промышленными выбросами № 0031 не представилось возможным осуществить, ввиду того, что точка отбора проб не соответствует ПНДФ 12.1.1-99, т.е. не обеспечены условия для отбора проб фактических показателей газовоздушной смеси и получения достоверныхрезультатов. Ограничен свободный доступ для отбора проб промышленных выбросов и замером фактических показателей газовоздушной смеси на ИЗА № 0023. Данные обстоятельства отражены в акте проверки от 13.11.2019 № 243 и послужили основанием для составления 19.11.2019 должностным лицом в отношении общества протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Предписание № 55 от 08.07.2019 об устранении нарушений получено заместителем генерального директора по производству Шибановым Е.Ю., действующим по доверенности № 97 от 11.03.2019 в день его вынесения, был установлен срок до 01.10.2019 для устранения нарушений. Согласно акту проверки № 243 от 13.11.2019, срок исполнения предписания истек 01.10.2019, нарушения не устранены. Достоверных и достаточных доказательств надлежащего исполнения предписания от 08.07.2019, а также сведения о невозможности выполнения предписания в установленный срок в суд не представлено. Сведений о том, что ПАО «ТОАЗ» обжаловало предписание, уведомило орган государственного надзора о невозможности выполнения требований предписания в установленный срок либо обращалось с ходатайством о продлении этого срока, в материалах дела не имеется, следовательно, в данном случае общество признало законность и обоснованность указанного документа, и согласился со сроками его исполнения. Факт совершения юридическим лицом правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении № 482 от 19.11.2019, актом проверки № 243 от 13.11.2019, приказом от 22.10.2019 № 421; приказом от 24.10.2019 № 427; предписанием № 55 от 08.08.2019; экспертным заключением от 12.11.2019 № 31; заявкой от 11.11.2019 № 07-24/5672; актом № 109/2019-ПрВ-ГК от 06.11.2019 с приложениями. Нарушений процессуальных норм при составлении процессуальных документов не установлено. В соответствии с нормами главы 26 КоАП РФ доказательства являются допустимыми, и принимаются мировым судьей во внимание.

Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям  ст. 28.2 КоАП РФ. Событие административного правонарушения в протоколе подробно описано с изложением фактических обстоятельств произошедшего применительно к элементам правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, при этом данные протокола не опровергаются другими доказательствами. При составлении протокола права, предусмотренные ст. 51 Конституции Российской Федерации и ст.ст. 25.1, 25.5 КоАП РФ, разъяснены, что подтверждено подписью, оснований не доверять данному протоколу не имеется. С протоколом лицо, в отношении которого он составлен ознакомлено, копия протокола вручена.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалы дела позволяют сделать вывод о том, что юридическим лицом ПАО «ТОАЗ»  не было предпринято всех зависящих от него мер, направленных на исполнение предписания, в том числе в период определенного в предписании срока.

Доводы защитника, указанный в протоколе об административном правонарушении о том, что на акт проверки №243 от 13.11.2019 будут представлены возражений и точка отбора пробы № 0031 соответствует технической документации, в том числе проектной мировой судья признает несостоятельными, поскольку согласно материалам дела документы не были предоставлены должностному лицу и в суд и не свидетельствуют об исполненном предписания надлежащим образом.

Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу ПАО «ТОАЗ» не усматривается.

Указанные действия юридического лица ПАО «ТОАЗ»  суд квалифицирует по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, как невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

Обстоятельств, смягчающих в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ, либо отягчающих административную ответственность в силу ст. 4.3 КоАП РФ, судом не установлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

При назначении административного наказания с учетом всех обстоятельств дела, данных о юридическом лице, характера совершенного правонарушения, степени общественной опасности совершенного правонарушения, обстоятельств его совершения, имущественного и финансового положения юридического лица, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, мировой судья приходит к выводу, что целесообразно назначить административное наказание в виде административного штрафа в пределах срока привлечения к административной ответственности и в соответствии с требованиями ст. 3.1, ст. 3.5, ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и в пределах санкции ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, поскольку данный вид наказания согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости, будет способствовать восстановлению социальной справедливости и применено в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

С учетом характера совершенного административного правонарушения, его направленности (отношения в сфере охраны окружающей природной среды), роли правонарушителя и тяжести наступивших последствий основания для признания совершенного обществом  административного правонарушения и применения ст. 2.9 КоАП отсутствуют.

Оснований применения части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ для снижения административного штрафа не усматривается.

Руководствуясь ст. ст. 29.9 - 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо публичное акционерное общество «ТОЛЬЯТТИАЗОТ», виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (Десять тысяч) рублей.

Сумму штрафа перечислить в течении 60 дней со дня вступления в законную силу постановления по следующим реквизитам: получатель Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Самарской и Ульяновской областям р/с 40101810200000010001 Банк отделение Самара г. Самара БИК 043601001, ИНН/КПП 6315800795/ 631501001, ОКТМО 36740000, КБК 04811607000016000140 (административные штрафы за нарушение законодательства РФ административных правонарушениях). Квитанцию об оплате штрафа в установленный срок предоставить мировому судье, вынесшему постановление. Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в суд Комсомольского района г. Тольятти содня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы мировому судье.

Мировой судья                                                                       В.В.Лопатина