Дело № 5-550/2014 года
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Жуков 17 сентября 2014 года
Мировой судья судебного участка № 26 Жуковского судебного района Калужской области Демидова Т.В.,
рассмотрев протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «К» (далее - ООО «К»),
У С Т А Н О В И Л :
Согласно протоколу об административном правонарушении ООО «К», являющееся организацией, управляющей многоквартирным жилым домом № … по ул. … г. «Б» Жуковского района Калужской области, не выполнило предписание № 964 от 12 мая 2014 года должностного лица Государственной жилищной инспекции Калужской области о выполнении работ по выявленным нарушениям при использовании, содержании и ремонте жилищного фонда, придомовых территорий, объектов коммунального назначения и предоставлении коммунальных услуг, срок исполнения которого истек 27 июня 2014 года, о чем 04 июля 2014 года был составлен протокол об административном правонарушении.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, представитель ООО «К» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Исследовав представленные материалы, судья приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что должностным лицом Государственной жилищной инспекции Калужской области 07 августа 2013 года была проведена проверка в отношении ООО «К» на предмет соблюдения жилищного законодательства при осуществлении управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Калужская область, Жуковский район, г. «Б», ул. …, д. ….
С 01 октября 2013 года управлением указанным выше многоквартирным домом на основании договора №01/10/13-М-91 от 01 октября 2013 года осуществляет ООО «К».
12 мая 2014 года предписание № 964 о выполнение работ по выявленным нарушениям при использовании, содержании и ремонте жилищного фонда, придомовых территорий, объектов коммунального назначения и предоставлении коммунальных услуг, без предварительного проведения повторной проверки в отношении данного юридического лица, выдано ООО «К», направлено по почте на адрес юридического лица 15 мая 2014 года, получено ООО «К» 21 мая 2014 года, что подтверждается справкой отслеживания почтовых отправлений.
Указанным предписанием в деятельности ООО «К» установлены нарушения при использовании, содержании и ремонте жилищного фонда, придомовых территорий, объектов коммунального назначения и предоставлении коммунальных услуг, а именно: подтопление подвального помещения, наличие комаров, разрушение части отмостки около подъезда №1; предписано в срок до 27 июня 2014 года устранить нарушение в соответствии с п.4.1.3, п.4.1.15, п.3.4.8, п.4.1.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170, п.2 (п/п 2), п.1 (п/п 7) минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 №290; в срок до 27 июня 2014 года устранить нарушение в соответствии с п.4.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170, п.1 (п/п 7) минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 №290;
02 июля 2014 года ведущим специалистом отдела инспектирования жилищного фонда государственной жилищной инспекции Калужской области Д.О.Ю. была проведена проверка исполнения вышеуказанного предписания, в ходе которой установлено, что мероприятия по устранению подтопления и дезинфекции в подвальном помещении, работы по ремонту отмостки, в срок, установленный предписанием, не исполнены.
04 июля 2014 года должностным лицом - ведущим специалистом государственной жилищной инспекции Калужской области Г.Д.В. в отношении ООО «К» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно ч.ч. 1, 5 ст. 161, ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и п.п. 10, 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей). Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в частности, собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, в частности, выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации определены Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Правила).
Пунктом 4.1.3 предписано что, при появлении признаков неравномерных осадок фундаментов необходимо выполнить осмотр зданий, установить маяки на трещины, принять меры по выявлению причин деформации и их устранению, исследование состояния грунтов, конструкции фундаментов и стен подвалов, как правило, производится специализированными организациями по договору; подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию; температура воздуха должна быть не ниже +5 град. С, относительная влажность воздуха - не выше 60%.
Пунктом 4.1.15 установлено, что не допускается: подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования; захламлять и загрязнять подвальные помещения; устанавливать в подвалах и техподпольях дополнительные фундаменты под оборудование, увеличивать высоту помещений за счет понижения отметки пола без утвержденного проекта; рытье котлованов, траншей и прочие земляные работы в непосредственной близости от здания (до 10 м) без специального разрешения; подсыпка грунта вокруг здания выше расположения отмостки на 10 - 15 см; использовать подвалы и технические подполья жителями для хозяйственных и других нужд без соответствующего разрешения.
Пункт 3.4.8 Правил определяет, что в соответствии с санитарными нормами и правилами организация по обслуживанию жилищного фонда должна регулярно проводить дератизацию и дезинфекцию по уничтожению грызунов и насекомых в местах общего пользования, подвалах, технических подпольях.
Пункт 4.1.9 предписывает обеспечить исправную, достаточную теплоизоляцию внутренних трубопроводов, стояков. Устранить протечки, утечки, закупорки, засоры, срывы гидравлических затворов, санитарных приборов и негерметичность стыковых соединений в системах канализации; обеспечить надежность и прочность крепления канализационных трубопроводов и выпусков, наличие пробок у прочисток и т.д.
Пункт 4.1.1 Правил возлагает на организацию по обслуживанию жилищного фонда обязанность обеспечить: нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий; устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей.
Пунктом 7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 №290 (далее - Минимальный перечень), предусмотрен перечень работ, выполняемых в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов: проверка кровли на отсутствие протечек; проверка молниезащитных устройств, заземления мачт и другого оборудования, расположенного на крыше; выявление деформации и повреждений несущих кровельных конструкций, антисептической и противопожарной защиты деревянных конструкций, креплений элементов несущих конструкций крыши, водоотводящих устройств и оборудования, слуховых окон, выходов на крыши, ходовых досок и переходных мостиков на чердаках, осадочных и температурных швов, водоприемных воронок внутреннего водостока; проверка состояния защитных бетонных плит и ограждений, фильтрующей способности дренирующего слоя, мест опирания железобетонных коробов и других элементов на эксплуатируемых крышах; проверка температурно-влажностного режима и воздухообмена на чердаке; контроль состояния оборудования или устройств, предотвращающих образование наледи и сосулек; осмотр потолков верхних этажей домов с совмещенными (бесчердачными) крышами для обеспечения нормативных требований их эксплуатации в период продолжительной и устойчивой отрицательной температуры наружного воздуха, влияющей на возможные промерзания их покрытий; проверка и при необходимости очистка кровли и водоотводящих устройств от мусора, грязи и наледи, препятствующих стоку дождевых и талых вод; проверка и при необходимости очистка кровли от скопления снега и наледи; проверка и при необходимости восстановление защитного окрасочного слоя металлических элементов, окраска металлических креплений кровель антикоррозийными защитными красками и составами; проверка и при необходимости восстановление насыпного пригрузочного защитного слоя для эластомерных или термопластичных мембран балластного способа соединения кровель; проверка и при необходимости восстановление пешеходных дорожек в местах пешеходных зон кровель из эластомерных и термопластичных материалов; проверка и при необходимости восстановление антикоррозионного покрытия стальных связей, размещенных на крыше и в технических помещениях металлических деталей; при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, - незамедлительное их устранение. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ. Какие-либо подпункты в п.1 Минимального перечня законодателем не выделены.
Пунктом 2 Минимального перечня установлен перечень работ, выполняемых в зданиях с подвалами: проверка температурно-влажностного режима подвальных помещений и при выявлении нарушений устранение причин его нарушения; проверка состояния помещений подвалов, входов в подвалы и приямков, принятие мер, исключающих подтопление, захламление, загрязнение и загромождение таких помещений, а также мер, обеспечивающих их вентиляцию в соответствии с проектными требованиями; контроль за состоянием дверей подвалов и технических подполий, запорных устройств на них. Устранение выявленных неисправностей. Какие-либо подпункты в п.2 Минимального перечня законодателем не выделены.
Таким образом, пункты 4.1.3, 4.1.15, 3.4.8, 4.1.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, а также пункты 1 и 2 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, на которые ссылается предписание № 964 от 12 мая 2014 года, содержат перечень требований, соблюдение и обеспечение которых должно быть осуществлено организацией по обслуживанию жилищного фонда, в том числе перечень специальных мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту строительных конструкций.
Между тем, целью вынесения предписания при установлении нарушений законодательства является их устранение. При этом, предписание должно содержать только законные требования, то есть на должностное лицо может быть возложена обязанность по выполнению лишь тех требований, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Судья полагает, что предписание № 964, выданное главным специалистом государственной жилищной инспекции Калужской области Ж.А.А. 12 мая 2014 года не содержит в полной мере конкретных указаний относительно конкретных действий и мероприятий, которые необходимо совершить юридическому лицу для устранения выявленного нарушения, кроме того, в данном предписании отсутствует информация о точном месте установления подтопления подвального помещения, в связи с чем не представляется возможным точно определить место исполнения возложенной на юридическое лицо обязанности.
3.2.1 Кроме того, предписание № 964, выданное главным специалистом государственной жилищной инспекции Калужской области Ж.А.А. ООО «К» 12 мая 2014 года, не соответствует требованиям пунктов 3.4.2, 3.4.3 Административного регламента исполнения государственной функции «Проведение проверок при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) государственной жилищной инспекцией Калужской области», согласно содержанию которых предписание выдается должностному лицу организации, индивидуальному предпринимателю или его представителю непосредственно с актом проверки государственной жилищной инспекции Калужской области юридического лица, индивидуального предпринимателя или направляется вместе с ним по почте; в предписании указываются мероприятия (работы), подлежащие исполнению в целях устранения причин и последствий допущенных нарушений.
Предписание № 964, выдано ООО «К» 12 мая 2014 года без предварительного проведения проверки в отношении данного юридического лица, в указанном предписании не указаны конкретные работы, которые подлежат исполнению в целях устранения причин и последствий допущенных нарушений.
При указанных обстоятельствах предписание должностного лица в вышеуказанной части нельзя признать законным, что исключает наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающего административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
В соответствии с п.2 ч.1 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 24.5 ч. 1 п. 2, 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья
П О С Т А Н О В И Л :
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «К» прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Жуковский районный суд Калужской области через мирового судью в течение 10 суток со дня его вручения или получения копии постановления.
Мировой судья Т.В. Демидова
Справка: Постановление не обжаловано, не вступило в законную силу.