Решение по делу № 5-364/2018 от 14.09.2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Чапаевск Самарская область 17 сентября 2018 года Резолютивная часть постановления оглашена 14 сентября 2018 года. Постановление в окончательной форме изготовлено 17 сентября 2018 года.Мировой судья судебного участка №119 судебного района г.Чапаевска Самарской области Шевченко Н.В.,

рассмотрев материалы дела №5-364/2018 об административном правонарушении в отношении Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 им. Героя Советского Союза З.Космодемьянской г.о.Чапаевск Самарской области (далее - ГБОУ СОШ №1 г.о.Чапаевск), ИНН/КПП <НОМЕР>, юридический адрес: <АДРЕС>,

 

У С Т А Н О В И Л:

02.08.2018 года главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Чапаевске (далее - ТО Роспотребназора в г.Чапаевске) <ФИО1> составлен протокол об административном правонарушении №22-05-242 в отношении Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 им. Героя Советского Союза З.Космодемьянской г.о.Чапаевск Самарской области (далее ГБОУ СОШ №1 г.о.Чапаевск Самарской области) по ч.1 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Из протокола следует, что 01.08.2018г. в 10 час. 00 мин. при проведении внеплановой выездной проверки установлено, что ГБОУ СОШ №1 г.о.Чапаевск Самарской области не выполнило в полном объеме предписание №22-05-184 от 19.08.2016г., срок исполнения которого был установлен до 01.08.2018г., а именно: не устранило нарушения, указанные в пункте 1 (имеются дефекты полов (ступенек) в лестничном пролете с 1 по 4 этажи) и пункте 3 (не осуществляется ревизия, очистка и контроль за эффективностью работы вентиляционной системы, вентиляционная система в нерабочем состоянии).

Представитель ГБОУ СОШ №1 г.о.Чапаевск Самарской области - юрист <ФИО2> действующая на основании доверенности (л.д. 51)., факт неисполнения п.1 и п.3 предписания №22-05-184 от 19.08.2016г. не признала, представила письменные возражения на протокол об административном правонарушении.

Главный специалист-эксперт ТО Роспотребназора в г.Чапаевске Самарской области <ФИО3>, действующая на основании доверенности (л.д. 79) протокол №22-05-242 от 02.08.2018г. подержала, просила привлечь ГБОУ СОШ №1 г.о.Чапаевск Самарской области к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ,

Изучив материалы дела, выслушав представителей юридического лица, представителя ТО Роспотребназора в г.Чапаевске Самарской области, мировой судья приходит к следующему.

Частью 1 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

Из материалов дела следует, что 19.08.2016г. на основании распоряжения от 03.08.2016г. и.о. начальника ТО Роспотребназора в г.Чапаевске Самарской области <ФИО4> проведена внеплановая выездная проверка в отношении ГБОУ СОШ №1 г.о.Чапаевск Самарской области. По результатам проверки по факту выявленных нарушений ГБОУ СОШ №1 г.о.Чапаевск Самарской области выдано предписание №22-05-184 от 19.08.2016г., согласно п.1 которого в соответствии с п.4.29 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» следовало устранить дефекты полов (ступенек) в лестничном пролете с 1 по 4 этажи; согласно п.3 которого в соответствии с п.8.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» надлежало осуществлять ревизию, очистку и контроль за эффективностью работы вентиляционной системы.

Согласно пункту 4.29 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (ред. от 24.11.2015) Полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. В случае использования плиточного покрытия поверхность плитки должна быть матовой и шероховатой, не допускающей скольжение. Полы туалетных и умывальных комнат рекомендуется выстилать керамической плиткой. Полы во всех помещениях должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений.

Согласно п.8.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 (ред. от 27.08.2015) здания дошкольных образовательных организаций оборудуются системами отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях. Ревизия, очистка и контроль за эффективностью работы вентиляционных систем осуществляется не реже 1 раза в год.

Как установлено в судебном заседании в помещении ГБОУ СОШ №1 г.о.Чапаевск Самарской области, расположенном по адресу: <АДРЕС>, имеются дефекты полов (ступенек) в лестничном пролете с 1 по 4 этажи, что является несоблюдением норм, предусмотренных п.4.29 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», а в здании структурного подразделения ГБОУ СОШ №1 г.о.Чапаевск Самарской области, расположенном по адресу: <АДРЕС>, в нарушение п.8.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций вентиляционная система находится в нерабочем состоянии.

Предписание №22-05-72 от 28.03.2017г. ГБОУ СОШ №1 г.о.Чапаевск Самарской области не обжаловало, таким образом, оно является законным, однако при разрешении вопроса о привлечении ГБОУ СОШ №1 г.о.Чапаевск Самарской области к ответственности мировой судья учитывает следующие обстоятельства.

В соответствии с абз.1 ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. В силу ст. 1, ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе организационные, и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Согласно ч.2 ст.50, ч.1 ст.54 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки. В силу ч.2 ст.2 указанного Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Согласно п.п. 1, 5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно. Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 37 названного Закона). В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий, отнесены к вопросам местного значения городского округа. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии со ст. 31 пп. 1, 4 Закона "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Анализ приведенных положений позволяет сделать вывод, что ответственность за содержание зданий и помещений образовательных учреждений в состоянии, пригодном для осуществления образовательного процесса, несут органы местного самоуправления, в данном случае г.о. Чапаевск Самарской области. Свои обязательства администрация осуществляет либо самостоятельно, либо через специально созданные для этих целей муниципальные предприятия или учреждения. Материалами дела подтверждено, что ГБОУ СО ГБОУ СОШ №1 г.о.Чапаевск Самарской области является государственным бюджетным учреждением, основным предметом деятельности которого является реализация основных и дополнительных общеобразовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. Здания, расположенные по адресам: <АДРЕС><АДРЕС> в которых осуществляют свою деятельность ГБОУ СО ГБОУ СОШ №1 г.о.Чапаевск Самарской области и его структурное подразделение детский сад, являются собственностью городского округа Чапаевск.

Согласно ответу первого заместителя главы городского округа - руководителя Управления городского хозяйства <ФИО5> на запрос суда, в соответствии с п. 3.2.22 Устава Муниципального бюджетного учреждения  «Управление по обслуживанию и содержанию объектов социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства» (далее МБУ «УОиСОССиЖКХ») на данное учреждение возложены функции по выполнению работ по содержанию и ремонту помещений, предназначенных для обеспечение образовательного процесса на территории городского округа Чапаевск.

Для реализации функций по ремонту и содержанию зданий образовательных учреждений возложенных на МБУ «УОиСОССиЖКХ», учреждению были переданы в безвозмездное пользование здания всех образовательных учреждений. Финансирование для  МБУ «УОиСОССиЖКХ» на выполнение работ по ремонту и содержанию образовательных учреждений предусматривается муниципальной программой «Развитие системы образования городского округа Чапаевск на 2018-2022годы» утвержденной постановлением администрации. В рамках указанной программы работы по ремонту ступеней на лестничных маршах в здании школы включены в план работ на 2019 год.

Таким образом, лицами, ответственными за содержанию используемых ГБОУ СО ГБОУ СОШ №1 г.о.Чапаевск Самарской области зданий в состоянии, отвечающем требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, и за устранение нарушений таких требований, является МБУ «УОиСОССиЖКХ», как лицо, обязанное выполнять текущий и аварийный ремонт недвижимого имущества, и администрация г.о. Чапаевск- в части финансового обеспечения деятельности муниципального учреждения. Учитывая изложенное мировой судья приходит к выводу, что устранение нарушений указанных в предписании возможно лишь в ходе текущего и капитального ремонта, в связи, с чем обязанность по устранению указанных в предписаниях нарушений лежит на администрации г.о. Чапаевск, а такжена МКУ МБУ «УОиСОССиЖКХ»,

Состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным, в связи с чем существенная угроза охраняемым общественным отношениям состоит не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих обязанностей.

В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, однако данное решение является правом, а не обязанностью судьи, органа, должностного лица.

Выслушав доводы представителя юридического лица, изучив представленные документы, мировой судья, считает возможным ограничиться в отношении ГБОУ СОШ №1 г.о.Чапаевск Самарской области устным замечанием учитывая, что должностными лицами ГБОУ СОШ №1 г.о.Чапаевск Самарской области предпринимались меры к устранению нарушений установленных в предписании.

В судебном заседании не нашло подтверждение пренебрежительное отношение руководителя юридического лица к  устранению нарушений.

В судебном заседании установлено, что руководителем ГБОУ СОШ №1 г.о.Чапаевск Самарской области предпринимались активные действия, направленные на исполнение выявленного нарушения, неоднократно направлялись запросы в администрацию городского округа Чапаевск, собственнику помещений МБУ «УО и СОСС и ЖКХ».

В данном случае возбуждением дела об административном правонарушении, составлением протокола об административном правонарушении, вынесением протокола по делу об административном правонарушении и рассмотрением административного материала достигнута предупредительная цель административного производства, установленная статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применение в данном случае меры административного наказания будет носить неоправданно карательный характер, повлечет изъятие у него целевых бюджетных средств, направленных на реализацию гражданам Российской Федерации гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного и среднего образования.  

При изложенных обстоятельствах мировой судья назначает устное замечание как меру порицания за совершение вменяемого правонарушения и считает данную меру достаточной для достижения задач законодательства об административном правонарушении, считает меру наказания в виде административного штрафа  нецелесообразной.

На основании изложенного, руководствуясь ст.2.9, ч.1 ст.19.5, ст.ст. 29.9-29.11  Кодекса РФ об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л:

Освободить Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу №1 им. Героя Советского Союза З.Космодемьянской г.о.Чапаевск Самарской области от административной  ответственности, предусмотренной ч.1 ст.19.5 Кодекса  РФ об административных правонарушениях, и ограничиться устным замечанием в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня  вручения или получения копии данного постановления  в Чапаевский городской суд. Мировой судья Н.В. <ОБЕЗЛИЧЕНО>