Дело № 2-2984/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Центральный районный суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Романовой И.А., с участием истца – ФИО1, представителей ответчиков: Министерства обороны РФ - ФИО2, ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Министерства обороны РФ - ФИО3, третьего лица - ФГКУ «Востокрегионжилье» - ФИО4, при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению « Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ признании права собственности на жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчикам. В обоснование указал, что он проходил военную службу в Министерстве обороны РФ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ему была распределена квартира, расположенная по адресу: пер.Батарейный, <адрес>А <адрес>, выдан ордер на жилое помещение. Считает, что имеет право на получение в собственность жилого помещения. Просит признать за ним право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, пер.Засыпной, 119-8.
Определением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчиков, привлечены ФГКУ «Востокрегионжилье», ФИО6, ФИО7
В судебное заседание третьи лица - ФИО6, ФИО7 не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие. ФИО6 представила заявление о согласии с приватизацией жилого помещения ФИО1, без ее участия.
В судебном заседании истец на иске настаивал по изложенным в исковом заявлении основаниям. Ему было предоставлено жилое помещение во время прохождения военной службы на него и семью. В последующем, также было предоставлено спорное жилое помещение, в связи с необеспеченностью по нормам площади жилым помещением. Законность предоставления ему жилого помещения подтверждена судебным решением. Ему предлагал ответчик предлагал жилое помещение по избранному месту жительства, однако он принял решение в связи с состоянием здоровья, не пережать на новое место жительства, поэтому отказался от предложенного жилого помещения. Кроме того, ему предлагалась квартира в <адрес> с доплатой. Но у него отсутствуют денежные средства, поэтому он от предложенного жилого помещения отказался.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации считает требования не подлежащими удовлетворению, т.к. ФИО1 предоставлено принадлежащее Министерству обороны РФ служебное жилое помещение в связи с прохождением военной службы в Министерстве обороны РФ., которое на момент вселения истца имело статус служебного ( постановление Мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г.), находилось в закрытом военном городке, из числа служебных исключено не было. Кроме того, истец не обращался с заявлением о признании права собственности на жилое помещение в Министерство обороны РФ.
Представитель ответчика – ФГКУ « Дальневосточное ТУИО» Министерства обороны РФ требования не признала по тем основаниям, что спорная квартира предоставлено истцу как служебная и отнесена к специализированному жилищному фонду.
Представитель третьего лица - ФГКУ «Востокрегионжилье» считает требования не подлежащими удовлетворению, т.к. жилое помещение имеет статус служебного жилого помещения, в связи с чем, истцу неоднократно ( три раза) предлагались жилые помещения в <адрес> и в <адрес> – по избранному истцом месту жительства после увольнения с военной службы, от которых истец отказался.
Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст.15 ФЗ « О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим - гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.
Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
Выпиской из протокола № заседания жилищной комиссии войсковой части 03134 от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что ФИО1 распределена двухкомнатная <адрес> новостройке ( Волочаевский городок) как служебное жилое помещение, расположенное в закрытом военном городке, с оставлением за ним имеющейся двухкомнатной квартиры по адресу: <адрес>, пер.Облачный, 72-38, на состав семьи 3 человека, с оформлением квартиры служебной.
Как следует из выписки, ФИО1 с постановлением жилищной комиссии согласен, что подтверждено его подписью в протоколе заседания жилищной комиссии.
Таким образом, истцу на момент распределения жилого помещения был известно об распределении ему служебного жилого помещения.
Копией жилищного договора подтверждено, что ФИО1 предоставлено служебное жилое помещение, о чем указано в договоре. Кроме того, корешок ордера на служебное жилое помещение подтверждает право вселения ФИО1 и членов его семьи – ФИО6, ФИО7 в служебное жилое помещение - <адрес> по пер.Засыпному <адрес>.
Следовательно, истцу было предоставлено служебное жилое помещение, что подтверждено совокупностью представленных в материалы дела доказательств.
В соответствии со ст. 2, 7 Закона РФ «О приватизации жилого фонда Российской Федерации», граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилом фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или в оперативном управлении учреждения на условиях социального найма (ведомственный фонд), вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно ст.11 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ», каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальной жилищном фонде социального использования один раз.
Исходя из смысла приведенных норм права, бесплатная передача квартиры в собственность граждан осуществляется по волеизъявлению лица, проживающего в квартире, на основании договора социального найма.
Вместе с тем, жилое помещение имеет статус служебного жилого помещения, в связи с чем, не подлежит приватизации.
В соответствии с п.2 ст.92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Следовательно, жилое помещение может использоваться в качестве служебного только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд, с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений, и исключение жилого помещения из указанного фонда, осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (утв. Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ).В силу ст.101 ЖК РСФСР, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, предоставления жилого помещения истцу, жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
Как следует из постановления Мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 1414, включено в число служебного жилищного фонда Дальневосточного военного округа квартиры с 1 по 120 в <адрес>.
В последующем орган, осуществляющий управление муниципальным имуществом, решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебных, не принимал.
Таким образом, оснований для признания права собственности на жилое помещение за ФИО1 не имеется.
Доводы истца о том, что он имеет право на приватизацию спорного жилого помещения, как и его доводы о предоставлении жилого помещения на общих основаниях, не состоятельны.
Согласно ст.4 Жилищного кодекса РФ не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Согласно ст.93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии с п.3 ст.104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности.
Исходя из системного толкования указанных норм, служебные жилые помещения предоставляются в связи с прохождением военной службы, для временного проживания.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Решение о предоставлении спорного жилого помещения на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось. Указанная квартира предоставлена истцу как военнослужащему во временное пользование на период службы с соблюдением требований Федерального закона "О статусе военнослужащих", на основании жилищного договора, который истцом в установленном порядке не оспорен и недействительным не признан.
То обстоятельство, что истец до настоящего времени не обеспечен жилым помещением по договору социального найма, не смотря на увольнение его службы в Вооруженных Силах РФ, не является основанием для признания права собственности на служебное жилое помещение, которое не подлежит приватизации, т.к. относится к специализированному жилищному фонду, имеет статус служебного жилого помещения до настоящего времени, следовательно, оснований признания за истцом права собственности на жилое помещение не имеется, так как действующее законодательство не предусматривает возможности приватизации служебного жилого помещения.
В соответствии со ст.15 ФЗ « О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что истец подлежит обеспечению жилым помещением по договору социального найма, т.к. приобрел указанное право – его выслуга лет в Вооруженных Силах РФ календарная составляет 30 лет 3 месяца ( справка от ДД.ММ.ГГГГ г.), проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( выписка из послужного списка от ДД.ММ.ГГГГ г.), уволен с военной службы, не имеет зарегистрированных прав на объекты недвижимости ( справка КГКУ «<адрес>инвентаризация» и уведомление Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ г.) и до настоящего времени жилым помещением по договору социального найма не обеспечен.
Указанные основания и представленные доказательства истцом подтверждают его нуждаемость в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и наличие соответствующего право, однако основанием для признания права собственности на спорное жилое помещение не являются.
Как следует из представленной информации, которая истцом не оспаривается, истцу предлагались для его обеспечения жилым помещением квартиры в <адрес>, Екатеринбурге, от которых истец отказался, что им не оспаривается.
Доводы истца о предоставлении ему жилых помещений с необходимостью доплаты, как и ссылки представителя ФГКУ «Востокрегионжилье» об отказе истца по изложенным основаниям, а также в связи с изменением избранного постоянного места жительства от предоставляемых жилых помещений, как и представленное решение № ФГКУ «Востокрегионжилье» о снятии истца с учета нуждающихся в жилых помещениях, отношения к спору не имеют, как и основаниями для признания права собственности на служебное жилое помещение, не лишают истца права оспаривания принятых решений в установленном законом порядке, в случае не согласия.
Статьей 13 Федерального законом « О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ закреплено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ.
Учитывая установленные обстоятельства, а также приведенные выше нормы материального права, оснований для удовлетворения требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ « ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░.░░.░░░░ ░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░