УИД 44MS0014-01-2021-000015-15
Дело №5 - 15/2021 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Кострома, пер. Инженерный,д. 1А Резолютивная часть оглашена 27 января 2021 года Мотивированное постановление изготовлено 01 февраля 2021 года Мировой судья судебного участка №14 Димитровского судебного района г.Костромы Федорова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, в отношении юридического лица - ООО «Сириус» (ИНН 4401193854, ОГРН 1194401005270, адрес местонахождения: г. Кострома, б-р Петрковский, дом 7, офис 4,установил:
16 марта 2020 года ООО «Сириус» по адресу: <АДРЕС> (адрес регистрации ООО «Сириус» на момент совершения правонарушения) привлекло к трудовой деятельности на условиях трудового договора муниципального служащего, замещавшего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а именно в нарушение ч. 4 ст. 12 указанного закона ООО «Сириус», приняв на работу<ДАТА5> на должность инженера ПТО <ФИО1>, который ранее до <ДАТА6> занимал должность муниципальной службы - председателя комитета ЖКХ Администрации Костромского муниципального района, не направило в установленный законом срок 10-дневный срок уведомление в Администрацию Костромского муниципального района.
Данные обстоятельства выявлены в ходе проведенной прокуратурой г. Костромы проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в деятельности ООО «Сириус» и послужили основанием для возбуждения в отношении ООО «Сириус» дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ путем вынесения заместителем прокурора г. Костромы 21 декабря 2020 года соответствующего постановления. В судебном заседании помощник прокурора г. Костромы Шобанова А.М. полагала, что в действиях ООО «Сириус» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ. В то же время с учетом конкретных обстоятельств дела и имущественного положения юридического лица не возражала против назначения наказания с применением ч. 3 .2 ст. 4.1 КоАП РФ. В судебном заседании законный представитель юридического лица - генеральный директор ООО «Сириус» Горошко М.Н. факт совершения административного правонарушения не оспаривал, пояснил, что умысла на совершение правонарушения Общество не имело, совершено по незнанию требований законодательства, к административной ответственности Общество привлекается впервые. 16 декабря 2020 года нарушение законодательства устранено, в адрес администрации Костромского муниципального района направлено уведомление о трудоустройстве Рыбакова И.Ю. ООО «Сириус» в связи с пандемией коронавирусной инфекции находится в тяжелом имущественном и финансовом положении, в связи с чем при назначении наказания просил уменьшить размер административного штрафа. Выслушав прокурора, представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему. В соответствии со ст. 19.29 КоАП РФ, привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. В силу ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в ч. 1 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 настоящей статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы (ч. 2 ст. 12). Работодатель при заключении трудового договора, указанного в части 1 данной статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 4 ст. 12). В соответствии с п. 1 Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 N 29, предусмотрена письменная форма уведомления представителя нанимателя (работодателя) государственного служащего по последнему месту его службы. Аналогичные положения закона содержатся в ст. 64.1 Трудового кодекса РФ. В силу п. 4 указанных Правил сообщение направляется представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора. Перечень должностей федеральной государственной службы, на которые распространяются вышеназванные ограничения, определен пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 года № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и об обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и об обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей». Постановлением Администрации Костромского муниципального района Костромской области от 07.08.2009 № 948 утвержден перечень должностей, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, (далее -Перечень). Постановлением Администрации Костромского муниципального района Костромской области от 17 октября 2018 года № 2019 Указанный перечь изложен в новой редакции как «перечень должностей муниципальной службы в администрации Костромского муниципального района, при назначении на которые и при замещении которых муниципальные служащие администрации Костромского муниципального района обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей». В силу п. 15 указанного Перечня председатель комитета ЖКХ администрации Костромского муниципального района обязан представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. В судебном заседании установлено, что 04 марта 2020 года в ООО «Сириус» на должность инженера ПТО трудоустроен Рыбаков И.Ю., который ранее до 28 февраля 2020 года занимал должность муниципальной службы - председателя комитета ЖКХ Администрации Костромского муниципального района. Таким образом, ООО «Сириус» обязано было сообщить в Администрацию Костромского муниципального района о заключении трудового договора с бывшим муниципальным служащим в срок до 16 марта 2020 года, однако данная обязанность Обществом в установленный законом срок не выполнена. Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должности муниципальной службы, при заключении им трудового договора являются мерой упреждающего характера, и игнорирование данного антикоррупционного механизма противоречит принципам противодействия коррупции, установленным законом. В силу ч. 5 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ неисполнение работодателем обязанности, установленной ч. 4 настоящей статьи, является правонарушением, и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Факт совершения ООО «Сириус» административного правонарушения установлен и подтверждается совокупностью исследованных доказательств: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 21 декабря 2020 года, вынесенным с участием законного представителя юридического лица - генерального директора ООО «Сириус» Горошко М.Н., поручением прокуратуры Костромской области о проведении проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции в отдельных исполнительных органах местного самоуправления Костромского муниципального района от 06 октября 2020 года № 86-12-2020, решением о проведении проверки от 20 ноября 2020 года, сведениями Центра ПФР в Костромской области и ФНС России, представленными ООО «Сириус» трудовым договором с Рыбаковым И.Ю. от 04 марта 2020 года, должностной инструкцией инженера ПТО, приказом о приеме его на работу, копией трудовой книжки Рыбакова И.Ю., личной карточкой работника, учредительными документами ООО «Сириус», постановлением администрации Костромского муниципального района Костромской области от 17 октября 2018 года № 2019 об утверждении перечня должностей муниципальной службы, при замещении которых граждане обязаны предоставлять сведения о доходах и имуществе, документами, подтверждающими работу Рыбакова И.Ю. в администрации Костромского муниципального района, в том числе распоряжением о переводе его на должность председателя комитета ЖКХ, дополнительным соглашением к трудовому договору, распоряжением об увольнении Рыбакова И.Ю., объяснениями генерального директора ООО «Сириус» Горошко М.Н., и другими материалами дела. Статьей 2.1 КоАП РФ предусматривается, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность (ч. 1). Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Характер и степень выявленных нарушений однозначно свидетельствуют о неисполнении ООО «Сириус» обязанности, предусмотренной ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 273-Ф3. При этом, как устанвлено при рассмотрении дела, у ООО «Сириус» имелась возможность для соблюдения требований ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 273-Ф3, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, ООО «Сириус» виновно в совершении административного правонарушения, предусмотренное ст. 19.29 КоАП РФ, а именно незаконноепривлечение к трудовой деятельности муниципального служащего на условиях трудового договора.
Местом совершения административного правонарушения является г. <АДРЕС><АДРЕС> (адрес регистрации ООО «Сириус» на момент совершения правонарушения), временем совершения — истечение установленного законом десятидневного срока с момента заключения трудового договора с Рыбаковым И.Ю. - 16 марта 2020 года. Оснований для прекращения производства по делу не имеется. Оснований для применения критерия малозначительности к совершенному правонарушению судья также не усматривает. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям совершенным правонарушением заключается в факте нарушения одного из принципов реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460, о распространении ограничений, запретов и обязанностей в целях предупреждения коррупции на граждан, замещавших должность государственной или муниципальной службы, а также на принимающих на работу бывших государственных и муниципальных служащих работодателей. При назначении ООО «Сириус» наказания судья исходит из следующего. Согласно ч. 3.2. ст. 4.1. КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. (часть 3.2 введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ). При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении № 4-П от 25.02.2014 г., при этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя, в частности, из того, что административное наказание не может иметь своей целью нанесение вреда деловой репутации юридического лица (часть 2 статьи 3.1), предоставляет судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, правомочие признать смягчающими обстоятельства, не указанные в данном Кодексе или законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 2 статьи 4.2). Соблюдение этих - вытекающих из конституционных принципов равенства, пропорциональности и соразмерности - требований призвано обеспечить индивидуализацию наказания юридических лиц, виновных в совершении административных правонарушений, и одновременно не допустить при применении мер административной ответственности избыточного ограничения их имущественных прав и интересов. Поскольку вытекающие из Конституции Российской Федерации и общих принципов права критерии (дифференцированность, соразмерность, справедливость), которым должны отвечать санкции за административные правонарушения, и, соответственно, сформулированные на их основе в настоящем Постановлении требования к минимальным размерам административных штрафов, устанавливаемых для юридических лиц за конкретные административные правонарушения, распространяются и на иные - не являвшиеся предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу - положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, внесение в данный Кодекс изменений, вытекающих из настоящего Постановления, должно быть направлено на исключение возможности чрезмерного ограничения экономической свободы и права собственности юридических лиц при их привлечении к административной ответственности и за другие административные правонарушения, минимальные размеры административных штрафов за которые сопоставимы с теми, что установлены законоположениями, признанными настоящим Постановлением не соответствующими Конституции Российской Федерации, т.е. по крайней мере составляют сто тысяч рублей и более. При этом федеральный законодатель не лишен возможности закрепить - как на универсальной основе, так и применительно к отдельным видам административных правонарушений - предельный размер административного штрафа, назначаемого юридическому лицу, ниже которого его снижение не допускается. Обстоятельством, смягчающим административную ответственность ООО «Сириус», судья учитывает признание вины и раскаяние в содеянном, привлечение к административной ответственности впервые. Обстоятельств, отягчающих ответственность ООО «Сириус», не установлено. При назначении наказания мировой судья учитывает конкретные обстоятельства дела, характер совершенного правонарушения, принимает во внимание финансовое и имущественное положение юридического лица, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, привлечение к административной ответственности впервые при неосторожной форме вины, представленные доказательств тяжелого финансового положения юридического лица, которые следует признать исключительными, и считает возможным назначить ООО «Сириус» административный штраф в размере ниже низшего предела, установленного санкцией названной статьи, поскольку наложение административного штрафа в установленных соответствующей санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и влечет избыточное ограничение прав юридического лица. На основании изложенного, руководствуясь ст. 19.29, ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья постановил: ООО «Сириус» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (Пятьдесят тысяч) рублей. Разъяснить, что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ. Административный штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам: получатель платежа: Департамент региональной безопасности Костромской области, начисление 0411724802012000000020474, ИНН 4401186455, КПП 440101001, р/с 40101810700000010006, Отделение Кострома г.Кострома, ОКТМО 34701000, БИК 043469001, КБК 84211601193010000140, л/с 04412D50730, назначение платежа: административный штраф за нарушение КоАП РФ гл. 19. Копию платежного документа необходимо представить/направить на судебный участок №14 Димитровского судебного района г.Костромы по адресу: г.Кострома, пер. Инженерный, 1а. Предупредить, что в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный законодательством РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов. Постановление может быть обжаловано в Димитровский районный суд г.Костромы в течение 10 суток со дня получения копии постановления путем подачи жалобы через мирового судью судебного участка №14 Димитровского судебного района г.Костромы. Мировой судья /подпись/ Е.В.Федорова Копия верна: Мировой судья Е.В.Федорова