Дело № 5 - 159/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
21 апреля 2020 года г. Поронайск Сахалинской области
Мировой судья судебного участка № 13 Поронайского района Сахалинской области Бургов В.В., с участием защитника юридического лица Дембровской Е.В., помощника Поронайского городского прокурора Никоновой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело об административном правонарушении в отношении юридического лица - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Сахалинской области «Поронайская центральная больница», ИНН <НОМЕР> ОГРН <НОМЕР>, расположенного по адресу: <АДРЕС> область, г. Поронайск, ул. <АДРЕС>, 162а, по части 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
<ДАТА2> заместителем Поронайского городского прокурора <ФИО1> вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении по части 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Сахалинской области «Поронайская центральная больница» (далее - ГБУЗ «Поронайская ЦРБ»), из которого следует, что по результатам проведенной Поронайской городской прокуратурой проверки установлено, что в нарушение законодательства в сфере оборота лекарственных средств и медицинских изделий, в комнате для хранения наркотических, психотропных, сильнодействующих веществ ГБУЗ «Поронайская ЦРБ» гигрометр психрометрический находится в неисправном положении; в процедурном кабинете, в прививочном кабинете детской поликлиники, хирургическом кабинете взрослой поликлиники ГБУЗ «Поронайская ЦРБ» отсутствуют приборы для регистрации параметров воздуха (термометры, гигрометры (электронные гигрометры) или психрометры); в процедурном кабинете, в прививочном кабинете детской поликлиники отсутствует карантинная зона; в акушерско-гинекологическом отделении ГБУЗ «Поронайская ЦРБ» обнаружено лекарственное средство, антибиотик широкого спектра «Меропенем-ЛЕКСВМ» с истекшим сроком годности до октября 2019 года.
В судебном заседании защитник юридического лица Дембровская Е.В. с вменяемым ГБУЗ «Поронайская ЦРБ» правонарушением согласилась частично. Пояснила, что выявленные прокуратурой правонарушения действительно имели место быть, однако в настоящий момент к виновным лицам, допустившие нарушения применены меры ответственности, нарушения устранены.
Помощник Поронайского городского прокурора Никонова А.В. настаивала на привлечении ГБУЗ «Поронайская ЦРБ» к административной ответственности.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от <ДАТА3> N 99 - ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от <ДАТА4> N 323 - ФЗ медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно - правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Исходя из положений статьи 2 Федерального закона от <ДАТА3> N 99 - ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензиат при осуществлении лицензируемого вида деятельности обязан соблюдать требования, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Согласно подпунктам «б», «и» пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным постановлением Правительства РФ от <ДАТА5> N 291, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности являются: наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке, наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 7 Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденных приказом Минздрава России от <ДАТА6> N
Плановые и целевые (внеплановые) проверки, осуществляемые в рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, в зависимости от вида медицинской организации, видов, условий и форм оказания медицинской помощи, перечня работ (услуг), указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривают оценку, осуществление мероприятий по организации безопасного применения лекарственных препаратов, в том числе: обеспечение контроля сроков годности лекарственных препаратов; обеспечение контроля условий хранения лекарственных препаратов, требующих особых условий хранения; хранение лекарственных препаратов в специально оборудованных помещениях и (или) зонах для хранения.
В силу пункта 32 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от <ДАТА7> N 706н, хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации.
Разделом 3 пункта 7 Правил хранения лекарственных средств помещения для хранения лекарственных средств должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами (электронными гигрометрами) или психрометрами).
Пунктом 12 Правил хранения лекарственных средств при выявлении лекарственных средств с истекшим сроком годности они должны храниться отдельно от других групп лекарственных средств в специально выделенной и обозначенной (карантинной) зоне.
Как следует из материалов дела, медицинская деятельность ГБУЗ «Поронайская ЦРБ» осуществляется на основании выданной лицензии <НОМЕР> от <ДАТА8>
Судом установлено, что согласно пункту 2.2. Устава ГБУЗ «Поронайская ЦРБ», указанное учреждение является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности.
Вместе с тем, в ходе проверки, проведенной Поронайской городской прокуратурой установлено, что в нарушение норм привеленныого законодательства в сфере оборота лекарственных средств и медицинских изделий, в комнате для хранения наркотических, психотропных, сильнодействующих веществ ГБУЗ «Поронайская ЦРБ» гигрометр психрометрический находится в неисправном положении; в процедурном кабинете, в прививочном кабинете детской поликлиники, хирургическом кабинете взрослой поликлиники ГБУЗ «Поронайская ЦРБ» отсутствуют приборы для регистрации параметров воздуха (термометры, гигрометры (электронные гигрометры) или прсихрометры); в процедурном кабинете, в прививочном кабинете детской поликлиники отсутствует карантинная зона; в акушерско-гинекологическом отделении ГБУЗ «Поронайская ЦРБ» обнаружено лекарственное средство, антибиотик широкого спектра «Меропенем-ЛЕКСВМ» с истекшим сроком годности до октября 2019 года.
Указанные нарушения требований законодательства в сфере оборота лекарственных средств и медицинских изделий отражены в акте проверки медицинских организаций Поронайского городского округа от <ДАТА9>
На основании части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В ходе проведения проверки и рассмотрения дела факт наличия выявленных нарушений, ГБУЗ «Поронайская ЦРБ» не оспаривался.
Доказательств невозможности соблюдения ГБУЗ «Поронайская ЦРБ» требований действующего законодательства, а именно по соблюдению лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности в силу обстоятельств, которые юридическое лицо не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, не представлено, что с учетом положений части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях свидетельствует о наличии вины юридического лица.
Факт совершения ГБУЗ «Поронайская ЦРБ» административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается совокупностью доказательств, а именно: постановлением заместителя Поронайского городского прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от <ДАТА2>, актом проверки медицинских организаций Поронайского городского округа от <ДАТА10> (с фототаблицей), представлением и.о. заместителя Поронайского городского прокурора об устранении нарушений норм законодательства о здравоохранении от <ДАТА11>, внесенного в адрес ГБУЗ «Поронайская ЦРБ», приказами и.о. главного врача ГБУЗ «Поронайская ЦРБ» от 20, 24, <ДАТА12> о наложении дисциплинарных взысканий на работников ГБУЗ «Поронайская ЦРБ», иными материалами, содержащимися в деле, допустимость и достоверность которых, сомнений не вызывает.
При таких данных суд приходит к выводу о совершении юридическим лицом - ГБУЗ «Поронайская ЦРБ» административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
При назначении наказания, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность. Данных, характеризующих имущественное и финансовое положение юридического лица, суду не представлено. Оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и признания совершенного правонарушения малозначительным, суд не усматривает, поскольку данных, свидетельствующих о том, что юридическое лицо предприняло исчерпывающие меры для соблюдения положений законодательства в сфере оборота лекарственных средств и медицинских изделий, о лицензировании, суду не представлено и в ходе рассмотрения дела судом таких обстоятельств не установлено. Суд исходит из того, что в рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в игнорировании юридическим лицом требований в области лицензионного законодательства.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность юридического лица, судом не установлено.
Согласно материалам дела, постановлением мирового судьи судебного участка <НОМЕР> Поронайского района Сахалинской области от <ДАТА13>, юридическое лицо - ГБУЗ «Поронайская ЦРБ» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50000 рублей, то есть юридическим лицом повторно совершено однородное административное правонарушение, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ является обстоятельством, отягчающими административную ответственность юридического лица.
При решении вопроса о наказании, судом учитываются следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II указанного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса.
С учетом указанных обстоятельств, характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание, что ГБУЗ «Поронайская ЦРБ» является некоммерческой организацией, государственным бюджетным учреждением, финансируемым из бюджетных средств, а также то, что назначение максимального наказания, предусмотренного санкцией статьи, по которой привлекается ГБУЗ «Поронайская ЦРБ», может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица, суд принимает решение о назначении наказания в виде административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи, но до размера не менее половины минимального размера.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9 - 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья
П О С Т А Н О В И Л:
░░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 19.20 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░: ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░) ░░░ 6501146065 ░░░ 650101001 ░/░ 40101810900000010000 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░░ ░. ░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░ 64740000 ░░░ 04711601073010019140, ░░░ 355304500000000000059083, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ № 5 - 159/2020 ░░ <░░░░14>
░░░░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░ ░░░░░ 1 ░░░░░░ 32.2 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ 20.25 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░», ░░░░░░░░░ <░░░2>, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 30.2 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 13
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░.░.