Дело № 5-641/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
06 сентября 2018 года город Ульяновск
Исполняющий полномочия мирового судьи судебного участка № 1
Заволжского судебного района города Ульяновска Макарова Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
учредителя общества с ограниченной ответственностью «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Шачнева Никиты Андреевича, <ДАТА2>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,
У С Т А Н О В И Л:
согласно протоколу об административном правонарушении 1 от 14.08.2018, составленному специалистом 1 разряда Е.В.1, Шачнев Н.А., являясь учредителем общества с ограниченной ответственностью «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. <АДРЕС>, не представил в налоговый орган по адресу: г. Ульяновск, ул. Алексея Наганова, д. 2, налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2018 года. По сроку предоставления не позднее 25.04.2018 отчетность до настоящего времени не представлена.
В судебное заседание Шачнев Н.А. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении дела от него не поступало. В соответствии со ст. 25.1 ч. 2 КоАП РФ мировой судья полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.
Изучив материалы дела, мировой судья приходит к следующему.
В силу пп.4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно ч. 5 ст. 174 Налогового кодекса РФ налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
В судебном заседании установлено, что ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» зарегистрировано в ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска 19.09.2012, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 26.04.2018 от 08.08.2018. Налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2018 года необходимо было предоставить до 25.04.2018, однако налоговая декларация до настоящего времени не представлена.
Статья 15.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Примечанием к статье 15.3 КоАП РФ определено, что административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц в настоящей статье, статьях 15.4 - 15.9, 15.11 настоящего Кодекса, применяется к лицам, указанным в статье 2.4 настоящего Кодекса, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), совершившие административные нарушения, предусмотренные частью 9 статьи 20.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
Решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по статьям 15.5, 15.6 и 15.11 КоАП РФ, необходимо руководствоваться положениями пунктов 1, 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", в соответствии с которыми ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.
Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящей частью. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Руководитель экономического субъекта, который в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также руководитель субъекта среднего предпринимательства, за исключением экономических субъектов, указанных в части 5 статьи 6 настоящего Федерального закона, может принять ведение бухгалтерского учета на себя.
Таким образом, к административной ответственности по ст. 15.5 КоАП РФ могут быть привлечены только должностные лица.
В судебном заседании установлено, Шачнев Н.А. не является субъектом данного административного правонарушения, поскольку согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 26.04.2018 от 08.08.2018 в отношении ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» с 19.09.2012 Шачнев Н.А. является учредителем данного юридического лица, протокол об административном правонарушении в отношении него также составлен как в отношении учредителя.
Статья 2.4 КоАП РФ предусматривает случаи привлечения к административной ответственности учредителей юридических лиц за совершение административных правонарушений, предусмотренных определенными статьями КоАП РФ. Статья 15.5 КоАП РФ не относится к перечню статей КоАП РФ, за нарушение которых к административной ответственности могут быть привлечены учредители юридического лица.
Таким образом, Шачнев Н.А. субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.5 КоАП РФ, не является.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, производство по делу об административном правонарушении в отношении Шачнева Н.А. - учредителя ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч.1 ст. 24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья
П О С Т А Н О В И Л:
прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, в отношении учредителя общества с ограниченной ответственностью «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Шачнева Никиты Андреевича в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, то есть по п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Заволжский районный суд города Ульяновска в течение 10 суток с момента вручения или получения копии постановления.
Мировой судья Л.В. Макарова