Дело № 12-748/2018
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
01 ноября 2018 года г. Йошкар-Ола
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Майорова С.М., с участием представителя юридического лица - Акционерного общества «Особое конструкторско-технологическое бюро Кристалл» – И.Н.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл Ш.И.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора Акционерного общества «Особое конструкторско-технологическое бюро Кристалл» И.В.Ю. на постановление начальника отдела - главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл Ч.Л.Г. от ДД.ММ.ГГГГ №, которым
Акционерное общество «Особое конструкторско-технологическое бюро Кристалл», юридический адрес: <адрес>, ИНН 1215027942, ОГРН 1021200756378, ранее не привлекавшееся к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела - главного государственного инспектора труда (по охране труда) Ч.Л.Г. от ДД.ММ.ГГГГ № Акционерное общество «Особое конструкторско-технологическое бюро Кристалл» (далее АО «ОКТБ Кристалл», Акционерное общество) привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 110 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, генеральный директор АО «ОКТБ Кристалл» И.В.Ю. обратился в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл с жалобой, в которой просил постановление признать незаконным. В обоснование жалобы указал, что обжалуемое постановление является необоснованным, нарушает права и законные интересы Акционерного общества, поскольку при привлечении к ответственности не учтены общие принципы права, согласно которым назначаемое наказание должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния, то есть при назначении наказания должны учитываться все обстоятельства дела, в том числе, смягчающие ответственность. Акционерное общество допустило административное правонарушение впервые, в установленные предписанием сроки устранило допущенное нарушение. Случай несвоевременного прохождения работником Акционерного общества периодического медицинского осмотра является единичным и неумышленным, не носит системного характера. В результате совершенного правонарушения негативные последствия для электромонтера по ремонту и обслуживанию оборудования производства ПМ Л.П.А. не наступили и не могли наступить, о чем свидетельствует медицинское заключение от ДД.ММ.ГГГГ, так как в период работы по занимаемой должности без периодического медицинского осмотра (с марта по май 2018 года) какие-либо медицинские противопоказания по выполняемой работе у него отсутствовали. АО «ОКТБ Кристалл» по своим показателям относиться к субъектам среднего предпринимательства, к которым применяются особые условия назначения наказания. Считает, что по делу имеются обстоятельства, предусмотренные ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, у Государственной инспекции труда при вынесении обжалуемого постановления не имелось препятствий для замены штрафа на предупреждение.
В судебном заседании представитель юридического лица АО «ОКТБ Кристалл» И.Н.С. доводы жалобы поддержала, просила постановление административного органа отменить, заменить наказание в виде административного штрафа предупреждением.
Также суду представлены дополнительные пояснения к жалобе, подписанные Генеральным директором Акционерного общества И.В.Ю., в соответствии с которыми он как руководитель предприятия признает и не отрицает факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ в связи с допуском к работе электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования Л.П.А. без прохождения в установленном порядке периодического медицинского осмотра. При этом просит принять во внимание, что данное правонарушение совершено впервые, правилам охраны труда на предприятии уделяется пристальное внимание, о чем свидетельствует, в том числе, организация медицинского пункта на предприятии; случай несвоевременного прохождения работником периодического медицинского осмотра является единичным и неумышленным, не носит системного характера, так как Л.П.А. по недосмотру забыли включить в общий список работников, подлежащих периодическому медицинскому осмотру в 2017 году; основанием для проведения документарной проверки явился несчастный случай со смертельным исходом, однако вины в произошедшем со стороны должностных лиц Акционерного общества не установлено, в Обществе ответственно относятся к созданию безопасных условий труда; считает, что у Л.П.А. истек срок прохождения периодического медицинского осмотра лишь по сопутствующему его основной работе риску – работе на высоте, тогда как в обжалуемом постановлении и в акте проверки не указывается, что Л.П.А. фактически выполнял эту работу, кроме того, на предприятии, помимо Л.П.А., работают 7 электромонтеров; недостатки, указанные в предписании устранены в кратчайшие сроки. Полагает, что имеются основания для применения правил, предусмотренных ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, и снижении административного штрафа, либо для применения ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ и замены административного штрафа предупреждением, так как вред никому не причинены, угроза причинения вреда жизни и здоровью людей не возникла, имущественный ущерб отсутствует.
Представитель Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл Ш.И.В. с доводами жалобы не согласилась, считала постановление о назначении административного наказания законным и обоснованным.
Проверив доводы жалоб, изучив материалы дела об административном правонарушении №, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Статьей 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
Часть 3 названной нормы предусматривает административную ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.
Совершение указанного административного правонарушения юридическим лицом влечет наложение административного штрафа от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Согласно ч. 2 ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
Статьей 213 ТК РФ установлено, что работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.
Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Министерством здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 года № 302н утвержден Приказ об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Согласно пункту 15 Приложения III указанного Приказа, частота проведения периодических осмотров определяется типами вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или видами выполняемых работ.
В соответствии с пунктом 16 данного Приложения, периодические осмотры проводятся не реже чем в сроки, указанные в Перечне факторов и Перечне работ.
В соответствии с указанным Приказом, медицинский осмотр проводится по фактору пункта 3.4.2 приложения 1 – 1 раз в два года, по фактору пункта 3.5 приложения 1 – 1 раз в год, пункта 4.1 приложения 1 – 1 раз в год, по виду работ пункта 1 приложения 2 – 1 раз в год, по виду работ пункта 2 приложения 2 – 1 раз в два года.
Согласно карте специальной оценки условий труда от 15 августа 2016 года № 4.1.3.3 электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования (производства ПМ) класс условий труда 3.2, установлена необходимость проведения медицинского осмотра в соответствии с пунктами 3.4.2, 3.5, 4.1 приложения 1, пунктов 1, 2 приложения 2 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 года № 302н.
Как следует из представленных материалов, на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ в период с 14 июня по ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл в АО «ОКТБ Кристалл» проведена документарная проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в ходе которой установлено нарушение Акционерным обществом статей 212, 213 ТК РФ, пунктов 15, 16 Приложения III к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н.
В ходе внеплановой проверки установлено, что электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (производства ПМ) Л.П.А. по истечении одного года (ДД.ММ.ГГГГ) был допущен к работе без прохождения в установленном порядке периодического медицинского осмотра, что подтверждается табелями учета рабочего времени № и медицинским заключением по результатам предварительного медицинского осмотра, в соответствии с которым электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования производства ПМ Л.П.А. медицинский осмотр по производственным факторам пунктов 3.4.2, 3.5, 4.1 приложения 1, пунктов 1, 2 приложения № приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н прошел ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с выявленным в ходе проверки нарушением ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл в адрес АО «ОКТБ Кристалл» вынесено предписание №.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением начальника отдела - главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл Ч.Л.Г. № по выявленным нарушениям АО «ОКТБ Кристалл» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, по которой назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 110000 рублей.
Факт совершения юридическим лицом - АО «ОКТБ Кристалл» административного правонарушения и его виновность подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ; табелями учета рабочего времени за март, апрель и май 2018 года; заключением предварительного (периодического) медицинского осмотра (обследования) Л.П.А. от ДД.ММ.ГГГГ; картой №.1.3.3 специальной оценки условий труда электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования (производства ПМ); актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ; предписанием №; ответом АО «ОКТБ Кристалл» об исполнении предписания от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, другими доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выявленное нарушение законодательства могло послужить причиной возникновения несчастных случаев на производстве различной степени тяжести, повлиять на сохранение жизни и здоровья работника предприятия в процессе трудовой деятельности, и свидетельствуют об отсутствии надлежащего контроля за состоянием условий труда на рабочем месте.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что АО «ОКТБ Кристалл» обоснованно признано административным органом виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, - допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке периодического медицинского осмотра, так как данное юридическое лицо имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом изложенного прихожу к выводу, что постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении АО «ОКТБ Кристалл» является законным и основанным, соответствует требованиям ст. 29.10КоАПРФ.
Каких-либо противоречий в представленных материалах, которые могли бы повлиять на правильность установления обстоятельств правонарушения и на доказанность вины АО «ОКТБ Кристалл» в совершении правонарушения, не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При назначении наказания в виде административного штрафа в минимальном размере должностное лицо административного органа учло характер совершенного административного правонарушения, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Постановление по делу об административном правонарушении о назначении АО «ОКТБ Кристалл» административного наказания составлено надлежащим образом и вынесено надлежащим должностным лицом административного органа в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, наказание назначено в соответствии с санкцией ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, является минимальным и соответствует принципам соразмерности, справедливости назначения наказания, порядок и сроки уплаты административного штрафа, а также последствия его несвоевременной уплаты АО «ОКТБ Кристалл» разъяснены..
Судом обсужден вопрос о возможности применения по делу положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, однако оснований для этого не установлено.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В силу ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса.
По смыслу закона, под исключительными обстоятельствами, связанными с имущественным и финансовым положением юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, следует понимать такие обстоятельства, при наличии которых назначение этому лицу штрафа в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи, может повлечь неблагоприятные последствия, сопоставимые с фактическим прекращением деятельности юридического лица.
В материалах дела отсутствуют и с жалобой не представлены доказательства наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, а потому не имеется правовых оснований для назначения наказания ниже низшего предела санкции ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ и, соответственно, снижения размера наказания.
Ссылка в дополнении к жалобе на возможность применения к юридическому лицу положений ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ не подтверждена надлежащими доказательствами. Доводы жалобы об обстоятельствах возбуждения дела, отсутствии негативных последствий и устранения выявленного нарушения в кратчайшие сроки также не могут являться основаниями для снижения размера наказания.
Условия для признания совершенного правонарушения малозначительным, предусмотренные пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в рассматриваемом случае также отсутствуют.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Исходя из характера выявленного нарушения требований охраны труда, его направленности, создания угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников общества, совершенное АО «ОКТБ Кристалл» административное правонарушения не является малозначительным.
В данном случае существенная угроза общественным отношениям выразилась в совершении правонарушения, посягающие не только на трудовые права, и в пренебрежительном отношении к своим обязанностям по созданию безопасных условии труда, но и на закрепленные в статьях 2 и 7 Конституции Российской Федерации, права человека и свободы, являющиеся высшей ценностью. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей.
Также судом разрешен вопрос о применении ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Как установлено в судебном заседании АО «ОКТБ Кристалл» является субъектом среднего предпринимательства, включено в Единый реестр субъектом малого и среднего предпринимательства под № №.
Административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ заключается в нарушении установленных законодательством правил охраны труда.
В соответствии со статьей 209 ТК РФ охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Непроведение или несвоевременное проведение периодических медицинских осмотров работников создает угрозу сохранению их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности.
С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 указанного Кодекса.
Совершение административного правонарушения впервые и исполнение предписания до вынесения постановления по делу об административном правонарушении не является обстоятельством, освобождающим лицо от административной ответственности.
Таким образом, установлено, что нарушений, влекущих отмену или изменение вынесенного должностным лицом административного органа постановления, а также каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о необъективности рассмотрения дела, не имеется.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление начальника отдела - главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл Ч.Л.Г. от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества «Особое конструкторско-технологическое бюро Кристалл» оставить без изменения, а жалобу генерального директора АО «ОКТБ Кристалл» И.В.Ю. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья С.М. Майорова