Дело №5-262/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
28апреля 2021 года г.Махачкала
Мировой судья судебного участка №15 Советского района г.Махачкала Рамазанов Э.И., с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, <ФИО1>, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.27 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении:
Юридического лица - Администрации Городского Округа с Внутригородским Делением «город Махачкала», расположенной по адресу: г.Махачкала, ул.Ленина, д.2, ИНН - 0562042520, ОГРН - 1020502625219, дата регистрации юридического лица - 06.11.2002 года,
УСТАНОВИЛ;
26февраля 2021 года государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г.Махачкалев отношении юридического лица - Администрации Городского Округа с Внутригородским Делением «город Махачкала» был составлен протокол об административном правонарушении (05БЮ 021003), предусмотренный частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому юридическое лицо - Администрация Городского Округа с Внутригородским Делением «город Махачкала» 24.02.2021 года в 10 час.40 мин. допустила не выполнение предписания от 27.01.2021 года, т.е. не установила дублирующие над проезжей частью дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» наул. Батырая, д.4А на пересечении с ул.Дзержинского(возле здания Экономического факультета ДГУ) гор. Махачкалы.
Действия юридического лица - Администрации Городского Округа с Внутригородским Делением «город Махачкала» квалифицированы как невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения об устранении нарушений законодательства, т.е. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.27 ст.19.5 КоАП РФ.
В суд явился законный представитель юридического лица - Администрации Городского Округа с Внутригородским Делением «город Махачкала» по доверенности <ФИО1>, которому были разъяснены процессуальные права, предусмотренные ст.25.5 КоАП РФ и ст.51 Конституции РФ.
В суде представитель Администрации Городского Округа с Внутригородским Делением «город Махачкала» - <ФИО1>представил письменные возражения по делу, на основании которых просил прекратить производство по делу.
Выслушав представителя <ФИО1>, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства.
Согласно подпункту «б» пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998г. №711, Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а вслучае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах.
Граждане, должностные лица, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны неукоснительно исполнять возложенные на них законом обязанности, связанные со сферой их деятельности, выполнять адресованные им предписания органов государственного надзора и контроля.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 27января 2021 года ОГИБДД УМВД России по г.Махачкале было выдано юридическому лицу - Администрации Городского Округа с Внутригородским Делением «город Махачкала» предписание об устранении нарушений безопасности дорожного движения со сроком исполнения до 15.02.2021 года - установления дублирующих над проезжей частью дорожных знаков 5.19.1 «Пешеходный переход» на ул. Батырая, д.4А на пересечении с ул.Дзержинского(возле здания Экономического факультета ДГУ) гор. Махачкалы.
Предписание получено юридическим лицом - Администрацией Городского Округа с Внутригородским Делением «город Махачкала» 27 января 2021 года.
Основанием для составления в отношении Администрации Городского Округа с Внутригородским Делением «город Махачкала» протокола об административном правонарушении, предусмотренной данной нормой, послужило невыполнение в установленный срок до 06февраля 2021 года предписания государственного инспектора безопасности дорожного движения от 27января 2021 года, согласно которому юридическое лицо - Администрация Городского Округа с Внутригородским Делением «город Махачкала» обязано в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» установить дублирующие над проезжей частью дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» на ул. Батырая, д.4А на пересечении с ул.Дзержинского(возле здания Экономического факультета ДГУ) гор. Махачкалы.
В установленный срок юридическое лицо - Администрация Городского Округа с Внутригородским Делением «город Махачкала» указанное предписание не исполнило.
Вместе с тем, протокол об административном правонарушении, составленный в отношении указанного субъекта законным признать нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства.
Предписание должно быть вынесено лицу, на которое возложена обязанность по соблюдению соответствующего требования законодательства.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года №1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии всоответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 части 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Исходя из пункта 6 статьи 13, части 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, и обеспечивается данными органами.
Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ и статьей 6 Устава городского округа гор. Махачкала от 04.06.2015 года администрация городского округа является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Республики Дагестан.
Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов могут создавать муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В силу пункта 2 указанной статьи учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение), либо, соответственно, Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (пункт 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Органом местного самоуправления создано муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Махачкала» в целях организации исполнения вопросов местного значения, в том числе по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них, осуществления муниципального контроля за сохранностью указанных автомобильных дорог, а также выполнения иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В силу пунктов 3, 12.1 Положения о муниципальном казенном учреждении «Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Махачкала», утвержденного в соответствии с ч.8 ст.137 ФЗ от 06.10.2003 года №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.35, 40 Устава города Махачкалы и решением от 02.08.2018 г. №27-5, утвержденного Решением Собрания депутатов ГО «город Махачкала» от 27.12.2018 г. №30-5 положение о муниципальном казенном учреждении «Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Махачкалы». Согласно Положения к числу основных задач учреждения относится организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа. Учреждению переданы соответствующие полномочия по организации такой деятельности. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Администрация Городского Округа с Внутригородским Делением «город Махачкала».
Имущество учреждения находится в собственности учредителя и передано учреждению на праве оперативного управления.
Приведенные обстоятельства дают основания для вывода о том, что ненадлежащее содержание названного в представлении участка дороги допущено не Администрацией Городского Округа с Внутригородским Делением «город Махачкала». Фактически лицом, ответственным за состояние автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и дорожных сооружений, является МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Махачкалы», которому переданы соответствующие полномочия и предоставляется финансирование.
Данное учреждение создано органом местного самоуправления в целях организации исполнения вопросов местного значения, к числу которых относится организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, соответствующая автомобильная дорога принадлежит указанному учреждению на праве оперативного управления, оно является лицом, ответственным за содержание этой автомобильной дороги в безопасном для дорожного движения состоянии, деятельность учреждения финансируется из средств городского округа.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что предписание выдано ненадлежащему лицу, Администрация Городского Округа с Внутригородским Делением «город Махачкала» не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и необоснованно в отношении неё составлен протокол об административном правонарушении.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с п.13 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях, судья должен исходить из закрепленного в ст.1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу и все неустранимые сомнения в виновности лица должны толковаться в пользу этого лица.
В силу изложенного, суд не находит вины юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.27 ст.19.5 КоАП РФ.
На основании ст.23.1 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст.29.1- 29.11 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ;
Производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица - Администрации Городского Округа с Внутригородским Делением «город Махачкала» по ч.27 ст.19.5 КоАП РФ - прекратить, за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Копию настоящего постановления направить заинтересованным лицам.
Постановление может быть обжаловано в соответствии со ст.30.1 КоАП РФ в Федеральный суд Советского района г.Махачкала через мирового судью в течение 10-суток со дня вручения или получения копии постановления. Мировой судья Э.И.Рамазанов