Дело № 5-871/2018
МИРОВОЙ СУДЬЯ СУДЕБНОГО УЧАСТКА № 1 ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКОГО СУДЕБНОГО РАЙОНА КАМЧАТСКОГО КРАЯ Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Красноармейская, д. 10
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
«16» февраля 2018 года г. Петропавловск-Камчатский
Мировой судья судебного участка № 1 Петропавловск - Камчатского судебного района Камчатского края Штакес Ольга Владимировна, при секретаре Квятковской Т.В., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении
Общества с ограниченной ответственностью «Строительство снабжение услуги», ИНН <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>, зарегистрированного инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому, находящегося в г. Петропавловске-Камчатском, <АДРЕС>, в течение года не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,
о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
В отношении Общества с ограниченной ответственностью «Строительство снабжение услуги» (далее - ООО «ССУ») 10 января 2018 года государственным инспектором Государственной инспекции труда в Камчатском крае составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Как следует из протокола ООО «ССУ» 30 ноября 2017 года в г. Петропавловске-Камчатском по <АДРЕС> не представило в государственную инспекцию труда в Камчатском крае перечень документов, необходимых для проведения внеплановой проверки, чем воспрепятствовало законной деятельности государственного инспектора труда в Камчатском крае, что повлекло невозможность проведения в отношении ООО «ССУ» внеплановой проверки по заявлению работника <ФИО1>
Законный представитель ООО «ССУ» директор <ФИО2> в судебном заседании участия не принимала.
Защитник <ФИО3>, вину ООО «ССУ» в совершении правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях не признал, пояснив, что Общество не препятствовало проведению внеплановой проверки, поскольку все имеющиеся у Общества документы, были в установленный закон срок предоставлены в государственную инспекцию труд в Камчатском крае. 22 августа 2016 года между ООО «ССУ» в лице директора <ФИО4> и <ФИО1> заключен трудовой договор на неопределенный срок, согласно которому <ФИО1> принят на работу в должности «плотник-бетонщик» в подразделение участок строительных работ в г. Петропавловске-Камчатском. Согласно записи в трудовой книжке, на сновании приказа № 287-к от 31 декабря 2016 года <ФИО1> уволен, 16 января 2017 года вновь был принят в ООО «ССУ» на должность плотника-бетонщика, а 28 июня 2017 года уволен по собственному желанию. В адресованном директору ООО «ССУ» письменном объяснении от 23 ноября 2017 года <ФИО1> указывает, что подтверждающие его трудоустройство в ООО «ССУ» документы он потерял, при этом, при смене директоров какие-либо документы о трудоустройстве <ФИО1> в качестве электросварщика в ООО «ССУ» в период с 22 августа по 22 сентября 2017 года бывшими руководителя общества не передавались. Проведя в Обществе проверку, после смены генерального директора <ФИО4>, было установлено, что бывший директор и его заместитель <ФИО7> вывезли все имеющиеся в Обществе документы, а также всю оргтехнику. По данному факту 15 сентября 2017 года <ФИО3> обратился в полицию с заявлением, зарегистрированным в ОМВД России по Елизовскому району КУСП № 12128 от 15 сентября 2017 года. До и после вынесения требования Государственного инспектора труда в Камчатском крае ООО «ССУ» неоднократно обращалось с требованием к бывшим должностным лицам <ФИО4> и <ФИО8> о возврате кадровой, финансовой и другой документации, однако данные требования выполнены не были. Позже была обнаружена трудовая книжка <ФИО1>, в которой отсутствует запись о его принятии на работу в ООО «ССУ» 22 августа 2017 года, соответственно, запись об его увольнении с работы также отсутствует. 08 ноября 2017 года на электронный адрес государственной инспекции труда в Камчатском крае во исполнение запроса в рамках провидимой в отношении Общества внеплановой проверки, были направлены те документы, которые имелись в Обществе с пояснением, что часть истребуемых документов в Обществе отсутствует. Таким образом, со стороны Общества были приняты все зависящие от него меры по исполнению запроса должностного лица в рамках проводимой проверки.
Государственный инспектор Государственной инспекции труда в Камчатском крае <ФИО9>, допрошенная в качестве свидетеля пояснила, что в инспекцию труда поступило заявление бывшего работника ООО «ССУ» <ФИО1> о нарушении его трудовых прав как работника, в связи с чем, в адрес ООО «ССУ» в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля» были направлены распоряжение о проведении внеплановой проверки, а также мотивированный запрос о предоставлении документов, согласно перечню. Вместе с тем в срок до 30 ноября 2017 года часть истребуемых документ в инспекцию труда не поступило, в связи с чем, в отношении ООО «ССУ» был составлен протокол об административном правонарушении, поскольку начав в отношении ООО «ССУ» проверочные мероприятия и не закончив их, обязана для списания дела в архив либо дать письменный ответ гражданину, по заявлению которого проводится проверка (в данном случае <ФИО1>), либо составить протокол об административном правонарушении, что и было сделано.
Исследовав материалы дела, выслушав <ФИО3>, свидетеля <ФИО9>, прихожу к следующему выводу.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В соответствии со ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в том числе виновность лица в совершении административного правонарушения.
Как усматривается из материалов дела, в Государственную инспекцию труда в Камчатском крае поступило обращение <ФИО1> о нарушении его трудовых прав, как работника ООО «ССУ» (л.д.7).
На основании распоряжения заместителя руководителя государственной инспекции труда в Камчатском крае № 7-2181-17-ОБ/29/164/1 от 02 ноября 2017 года в отношении ООО «ССУ», проводилась внеплановая проверка соблюдения требований трудового законодательства.
В рамках проводимой проверки в адрес ООО «ССУ» государственным инспектором труда в Камчатском крае 02 ноября 2017 года направлен мотивированный запрос о предоставлении необходимых для проведения проверки документов: - учредительный документы, устав, приказ о назначении на должность руководителя; - правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, премировании; - документальное ознакомление с документами <ФИО1>) иной документ, устанавливающий выплаты заработной платы и систему оплаты труда; - штатное расписание по состоянию на 2017 года; - документы по оформлению трудовых отношений с <ФИО1> - трудовой договор, иной договор), дополнительные соглашения к трудовому договору, приказ о приеме на работу, карточку формы Т-2, приказ об увольнении, все документы-основания (заявление работника и пр.) и др. менты, имеющие отношения к оформлению и расторжению трудовых (иных) отношений; - лицевой счет работника за 2017 год, записка-расчет компенсации отпуска при увольнении; - табели учета рабочего времени за 2017 год, включая месяц увольнения; - расчетные листки за 2017 год, включая месяц увольнения; - платежные документы, отражающие выплату работнику заработной платы (также окончательного расчета при увольнении) за отработанный период (платежные документы, ведомости); - справка о задолженности перед работником по имеющимся каким-либо суммам с указанием периода и причины задолженности; - книга учета движения трудовых книжек, документ, отражающий выдачу <ФИО1> трудовой книжки.
Требование получено ООО «ССУ» 02 ноября 2017 года.
Во исполнение требования, ООО «ССУ» 08 ноября 2017 года представило в адрес Государственной инспекции руда в Камчатском крае сообщение, в котором указано, что Общество не имеет возможности представить в государственную инспекцию труда в Камчатском крае весь перечень истребуемых в рамках внеплановойпроверки документов, по причине их отсутствия на предприятии.
10 января 2018 года по указанному факту невыполнения требований должностных лиц Государственной инспекции труда в Камчатском крае, повлекшего невозможность проведения проверки, государственным инспектором труда в Камчатском крае в отношении ООО «ССУ» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Из текста протокола усматривается, что в адрес ООО «ССУ» 02 ноября 2017 года направлено распоряжение № 7-2181-17-ОБ/29/164/1 о проведении внеплановой, документарной проверки и уведомление о необходимости рассмотрения об-ращения, согласно которому ООО «ССУ» обязано было представить должностному лицу Государственной инспекции труда в Камчатском крае в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления (п. 5 ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», документы (заверенные копии), указанные в распоряжении.
Поскольку на ООО «ССУ» возложена обязанность по исполнению запроса, в срок, установленный п. 5 ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», правонарушение не является длящимся.
Административным органом установлено, что ООО «ССУ» запрос о предоставлении документов, необходимых для проведения проверки получен 02 ноября 2017 года, в силу указанной нормы закона ООО «ССУ» было обязано исполнить запрос в течение 10 рабочих дней, т.е. по 17 января включительно, доказательств продления срока исполнения запроса в материалы дела не представлено, как и доказательств тому, что правонарушение совершено ООО «ССУ» 30 ноября 2017 года, как о том указано в протоколе об административном правонарушении.
Исходя из материалов дела и обстоятельств, установленных в рамках проверки, указанная дата не является датой совершения вмененного обществу административного правонарушения. Таким образом, временем совершения ООО «ССУ» административного правонарушения надлежит считать 18 ноября 2017 года.
В соответствии со ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 указанной статьи действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном ст. 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Частью 4 ст. 11 названного Федерального закона предусмотрено правомочие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля направить в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.
В соответствии с ч. 5 ст.11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, состоит в воспрепятствовании законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по проведению проверок или уклонении от таких проверок, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки.
С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется умышленной формой вины, то есть лицо, его совершившее должно осознавать противоправный характер своего действия (бездействия), предвидеть его вредные последствия и желать наступления таких последствий или сознательно их допускать либо относиться к ним безразлично (ч. 1 ст. 2.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В то же время, из ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях следует, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законам субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, для квалификации действий лица по ст. 19.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях необходимо установить умышленное воспрепятствование юридическим лицом проведению проверки, при этом такая проверка должна проводиться на законных основаниях. А предметом документарной проверки могут быть документы, имеющиеся в наличии у юридического лица.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в связи с поступившим в Государственную инспекцию труда в Камчатском крае обращением <ФИО1> о нарушении его трудовых прав ООО «ССУ» распоряжением заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Камчатском крае государственному инспектору труда было поручено проведение внеплановой документарной проверки соблюдения требований трудового законодательства в указанной организации.
02 ноября 2017 года в ООО «ССУ» на фактический адрес, а также адрес электронной почты были направлены распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки, а также мотивированный запрос № 10-5668-17 от 02 ноября 2017 года с приведением перечня документов, необходимых для документарной проверки, со сроком исполнения в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса (л.д.8).
Как о том указано в запросе, в случае отсутствия каких-либо документов, ООО «ССУ» надлежит представить в Государственную инспекцию труда в Камчатском крае письменное пояснение.
Данный запрос получен ООО «ССУ» 02 ноября 2017 года.
Согласно материалам дела, а также дополнительно представленным защитником <ФИО3> документам, со стороны ООО «ССУ» в установленный законом срок - 08 ноября 2017 года в адрес Государственной инспекции труда в Камчатском крае представлены документы, имеющиеся в ООО «ССУ» (Устав, приказ о вступлении в должность и об освобождении от должности <ФИО4> и <ФИО8>, акт приема-передачи дел при смене директора), с мотивированным ответом об отсутствии иных документов.
Как пояснила в судебном заседании свидетель <ФИО9> со стороны ООО «ССУ» в Государственную инспекцию труда в Камчатском крае поступила часть документов, запрошенных для проведения проверки, а также мотивированны ответ об отсутствии иных документов, однако ей, как должностному лицу, для списания дела в архив, надлежало либо дать ответ гр. <ФИО1> на его обращение, либо составить в отношении ООО «ССУ» протокол об административном правонарушении.
В адрес <ФИО1> государственным инспектором труда в Камчатском крае 30 ноября 2017 года направлен мотивированный ответ на его обращение (л.д.33).
Вместе с тем непредставление ООО «ССУ» части документов, не может свидетельствовать о намеренном воспрепятствовании им законной деятельности должностного лица государственной инспекции труда в Камчатском крае, равно как и об уклонении от проведения проверки.
Напротив, согласно акту проверки № 7-2181-17-ОБ/29/164/2 от 30 ноября 2017 года, в ходе проверки деятельности ООО «ССУ» нарушений действующего законодательства не установлено. Имеется указание на то, что в виду отсутствия необходимых документов, не представляется возможным установить фактический размер задолженности по заработной плате работника <ФИО1> При этом <ФИО1> дан ответ на его обращение, в котором для защить его трудовых прав рекомендовано обратиться в суд.
Согласно ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Поскольку в протоколе не вменяется в вину и в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие совершение ООО «ССУ» иных действий воспрепятствования законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), по проведению проверок, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 19.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, производство по делу в отношении ООО «ССУ» подлежит прекращению по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в действиях состава вменяемого административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Строительство снабжение услуги» о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение десяти суток с даты вручения или получения его копии.
Мировой судья О.В. Штакес
Верно
Мировой судья О.В. Штакес