Дело № 2-1/16 18.04.2016 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Колпинский районный суд Санкт-Петербурга
В составе председательствующего судьи Воробьевой С.А.
При секретаре Заводченко Н.М.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вячеславовой Т.В. к Администрации Колпинского района, комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга об обязании подготовить документы для принятия решения о передаче земельного участка в собственность, обязании издать распоряжение для заключения договора о передаче в собственность земельного участка,
У с т а н о в и л:
Вячеславова Т.В. обратилась в суд с иском к Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга об обязании заключить договор по передаче земельного участка в собственность.
В ходе рассмотрения дела истец уточнила исковые требования, указав в качестве ответчиков администрацию Колпинского района Санкт-Петербурга и Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (в настоящее время Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга).
Истица указывает, что является членом садоводческого некоммерческого товарищества «Красноармейское», расположенного по адресу: < >, с < дата > г.
< дата > г. Вячеславовой Т.В. было подано в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга заявление о приватизации занимаемого земельного участка № < >. Границы участка установлены и вынесены на местность, участок застроен, судебных споров по нему не имеется.
Вячеславова Т.В. неоднократно обращалась в КЗРиЗ СПб о передаче полного пакета документов для приватизации принадлежащего ей на праве бессрочного пользования земельного участка № < >.
Истица просит признать за ней право собственности на земельный участок площадью 820 кв.м., расположенный по адресу: < >, обязать Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга подготовить и передать в администрацию Колпинского района документы для принятия решения о передаче в собственность Вячеславовой Т.В. земельного участка, а именно: обеспечить государственный кадастровый учет земельного участка < >, осуществить подготовку документов, необходимых для оформления в собственность земельного участка, в том числе проект распоряжения администрации Колпинского района, договор о передаче земельного участка < > в собственность Вячеславовой Т.В., подготовить и передать в администрацию Колпинского района проект постановления (распоряжения) и договор о передаче участка < > в собственность Вячеславовой Т.В., обязать администрацию Колпинского района издать распоряжение для заключения договора о передаче в собственность Вячеславовой Т.В. участка < > площадью < > кв.м. по адресу: < >.
Истец Вячеславова Т.В. в судебное заседание не явилась.
Представитель истца, действующий на основании доверенности от < дата > г., заявленные требования поддержал.
Представитель администрации Колпинского района в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие. Согласно представленному отзыву полномочия администрации района определены Положением об администрации района, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 г. № 1078 «Об администрациях районов Санкт-Петербурга». Непосредственного приема заявления от владельца земельного участка, формирование комплекта документов, формирование земельного участка администрацией района Санкт-Петербурга нормативными правовыми актами не предусмотрено. Соответствующий комплект документов из Комитета по земельным ресурсам и землеустройству в администрацию Колпинского района не поступал. Администрация Колпинского района Санкт-Петербурга считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению, просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, просит дело рассмотреть в отсутствие своего представителя, представил отзыв на заявление, в котором указывает, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права. Действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке по правилам, предусмотренным Кодексом административного судопроизводства РФ. Суд может обязать государственный орган совершить определ6нные действия только в случае признания акта государственного органа недействительным, его решений действий (бездействия) незаконными, если заявитель докажет, что они не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы или препятствуют осуществлению гражданином его прав и свобод. Требований о признании незаконными действий (бездействия) Комитета по земельным ресурсам и землеустройству и администрации района истцом не заявлялось, доказательств осуществления действий (бездействия), противоречащих закону со стороны Комитета по земельным ресурсам и землеустройству и администрации района в материалы дела не представлено.
Также ответчик указывает, что на территории Санкт-Петербурга порядок передачи в собственность граждан земельных участков находящихся в их пользовании, определен распоряжением администрации Санкт-Петербурга от 31.12.2002 г. № 2732-ра. Документы по передаче в собственность земельных участков, находящихся в пользовании граждан – членов садоводческого некоммерческого объединения граждан оформляются в порядке, установленном Распоряжением № 2732-ра и распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 16.05.2003 г. № 1-рк «О порядке оформления документов при передаче в собственность граждан земельных участков, находящихся в их пользовании». Подготовка проекта распоряжения администрации о передаче земельного участка в собственность, договора о передаче земельного участка, а также издание такого распоряжения и подписание договора невозможно до издания распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка (и осуществление кадастрового учета земельного участка). В региональной информационной системе, содержащей сведения об объектах недвижимости и объектах землеустройства «Геоинформационная система Санкт-Петербурга», отсутствуют сведения о спорном земельном участке (№ < > ). Распоряжения Комитета об утверждении схемы расположения границ спорного земельного участка по данному адресу не издавались, кадастровый учет объекта не осуществлен. До момента проведения государственного кадастрового учета объект недвижимости не является объектом права. Поскольку спорный земельный участок в установленном законом порядке не прошел государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера, данный земельный участок не является сформированным объектом недвижимости, а следовательно, не может являться объектом права.
Представитель 3-го лица ТСН Садоводство «Красноармейское» в судебное заседание явился, просит в удовлетворении иска отказать, ссылается на то, что земельный участок 105 кадастровый учет не прошел, его индивидуализация невозможна в связи с отсутствием кадастрового учета земель общего пользования садоводства по фактическому землепользованию. Для оформления приватизации индивидуальных участков садоводов требуется акт Кадастровой палаты Санкт-Петербурга о постановке на учет распоряжений по землям общего пользования садоводства. По состоянию на < дата > г. ТСН Садоводство «Красноармейское» не имеет акта исполнительного органа государственной власти о закреплении границ садоводства с утверждением границ и площади земель общего пользования в связи с оформлением данного документа в Кадастровой палате Санкт-Петербурга.
Выслушав представителей истца и 3-го лица, изучив материалы дела, суд не находит оснований к удовлетворению иска.
Согласно п.1.2 распоряжения Администрации Санкт-Петербурга от 31.12.2002 N 2732-ра "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при оформлении документов по передаче в собственность граждан земельных участков, находящихся в их пользовании" (далее Положение) передача участков в собственность граждан осуществляется на основании заявлений граждан, распоряжений администраций районов Санкт-Петербурга о передаче в собственность граждан находящихся в их пользовании участков, а также заключаемых в соответствии с указанными распоряжениями договоров о передаче участков в собственность граждан (далее - договоры).
В соответствии с п.1.3 вышеназванного Положения Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга: утверждает схему расположения участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации; осуществляет подготовку проектов распоряжений администраций районов о передаче участков в собственность граждан; осуществляет подготовку проектов договоров (включая подписание договоров землепользователями).
Администрации районов: принимают решения о передаче участков в собственность граждан и издают соответствующие распоряжения; заключают договоры.
Согласно п.1.4. Положения в договоре указываются адрес, кадастровый номер и площадь участка, категория земель, вид разрешенного использования участка, ограничения прав на участок, обременения участка, публичные сервитуты в случае их наличия и иные особые условия использования участка, определенные правоустанавливающими документами на участок и иными правовыми актами.
Согласно п. 1.5. Положения право собственности на участок переходит к гражданину на основании договора. Переход права собственности на участок подлежит государственной регистрации.
Как усматривается из членской книжки садовода Вячеславова Т.В. принята в члены садоводческого товарищества «Красноармейское» согласно протоколу № < > от < дата > г., участок № < >, размер садового участка < > кв.м. (л.д.12) Также истцом представлена выписка из протокола № < > Общего собрания членов CНТ «Красноармейское» от < дата > г. о приеме в члены CНТ «Красноармейское» Вячеславовой Т.В., участок < > площадью < > кв.м. (л.д.40)
В соответствии с актом о внесении сведений результатов кадастровых работ от < дата > принято решение о внесении сведений в базу данных государственного кадастра недвижимости результатов кадастровых работ. Земельному участку по адресу: < > присвоен номер < >. (л.д.7)
< дата > г. Вячеславова Т.В. обратилась в администрацию Колпинского района с заявлением о признании права приобретения и регистрации права собственности (приватизации) земельного участка № < > площадью < > кв.м. в СНТ «Красноармейское» и заключении договора о передаче земельного участка Вячеславовой Т.В., а также принятии решения (постановления) о передаче в собственность Вячеславовой Т.В. земельного участка < > в СНТ «Красноармейское». (л.д.20-26)
Администрацией района обращение Вячеславовой Т.В. направлено в районный отдел Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга. (л.д.53)
На обращение Вячеславовой Т.В., поступившее из администрации Колпинского района, Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга даны разъяснения, что в соответствии с порядком, установленным распоряжением администрации Санкт-Петербурга от 31.12.2002 г. № 2732-ра «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при оформлении документов по передаче в собственность граждан земельных участков, находящихся в их пользовании» и распоряжением Комитата по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 16.05.2003 г. № 1-рк оформление документов по передаче земельных участков в собственность членов некоммерческих садоводческих, дачных объединений осуществляется при условии представления утвержденного в установленном порядке проекта организации застройки садоводческого, дачного некоммерческого объединения граждан либо при предоставлении акта исполнительного органа государственной власти о закреплении границ некоммерческого садоводческого, дачного объединения граждан с утверждения границ и площади земель общего пользования.
Пунктом 3 распоряжения мэра Санкт-Петербурга от < дата > г. № 268-р «Об отводе земельного участка для организации коллективного садоводства установлено, что освоение территории садоводства должно было производиться садоводческим товариществом Красноармейское в соответствии с утвержденным Колпинской районной администрацией проектом организации и застройки территории садоводства. Представленный Комитетом План застройки садоводства Красноармейское не утвержден в установленном законом порядке, в связи с чем данный документ не является проектом организации застройки территории садоводства
Наружные границы СНТ «Красноармейское» утверждены постановлением Правительства Санкт-Петербурга от < дата > г., границы земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования СНТ «Красноармейское», утверждены распоряжениями Комета от < дата > г., от < дата > г., от < дата > г. При этом в кадастре недвижимости содержатся сведения о границах земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования СНТ «Красноармейское», прошедшего кадастровый учет < дата > г. Данное обстоятельство является препятствием для изготовления схем расположения границ земельных участков, находящихся в пользовании граждан.
(л.д.37-39)
Как следует из отзыва Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга и представленных документов, Распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре от < дата > № < > были утверждены наружные границы земельного участка, занимаемого СНТ «Красноармейское», распоряжением Комитета <дата > № < > были утверждены границы земельных участков относящихся к имуществу общего пользования СНТ «Красноармейское».
Однако в процессе выполнения топогеодезических работ в отношении земельных участков, приватизируемых гражданами - членами СНТ «Красноармейское», было установлено несоответствие фактического использования территории СНТ «Красноармейское» имеющемуся картографическому материалу, на основании и в соответствии с которым были изданы правовые акты вышеуказанных исполнительных органов государственной власти кт-Петербурга.
По указанным причинам распоряжение Комитета от < дата > № 1395-рк «Об утверждении границ земельного участка» отменено.
При этом земельный участок, относящийся к имуществу общего пользования, расположенный по адресу: < >, площадью < >, прошедший кадастровый учет < дата > с присвоением кадастрового номера < >, не был снят с кадастрового учета.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от < дата > № < > утверждены наружные границы СНТ «Красноармейское» площадью < > кв.м. (с учетом осуществленной корректировки границ).
Границы земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования СНТ «Красноармейское», утверждены распоряжением Комитета от < дата > №№ < >. от < дата > № < >, от < дата > < >.
В настоящее время в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о границах земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования СНТ «Красноармейское», прошедшего кадастровый учет < дата > г. Данное обстоятельство является препятствием для изготовления схем расположения границ земельных участков, находящихся в пользовании граждан.
Подготовка проекта распоряжения администрации о передаче земельного участка в собственность, договора о передаче земельного участка, а также издание такого распоряжения и подписание договора невозможно до издания распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка (и осуществление кадастрового учета земельного участка).
Также из отзыва Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга усматривается, что в региональной информационной системе, содержащей сведения об объектах недвижимости и объектах землеустройства «Геоинформационная система Санкт-Петербурга», отсутствуют сведения о спорном земельном участке (№105). Распоряжения Комитета об утверждении схемы расположения границ спорного земельного участка по данному адресу не издавались, кадастровый учет объекта не осуществлен.
Таким образом, довод истца о том, что границы спорного земельного участка установлены, не подтверждается фактическими обстоятельствами дела.
По сведениям Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу», государственный кадастр недвижимости не содержит сведений о земельном участке № < > в СНТ «красноармейское» пос.Петро-Славянка Колпинского района Санкт-Петербурга. (л.д.98 )
Согласно ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации" земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
До момента проведения государственного кадастрового учета объект недвижимости не является объектом права. Поскольку спорный земельный участок в установленном законом порядке не прошел государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера, данный земельный участок не является сформированным объектом недвижимости, а следовательно, не может являться объектом права.
Спорный земельный участок не является индивидуально-определенной вещью и не может быть вовлечен в гражданский оборот, что исключает возможность признания каких-либо прав на данный земельный участок. Земельный участок становится индивидуально-определенной вещью с момента проведения его государственного кадастрового учета.
С учетом изложенного суд не усматривает нарушений прав истца со стороны ответчиков и не находит оснований для обязания Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга обеспечить государственный кадастровый учет земельного участка № < > площадью < > кв. м. по адресу: < >, осуществить подготовку документов, необходимых для оформления в собственность земельного участка № < > по вышеуказанному адресу, в том числе: проект распоряжения администрации Колпинского района Санкт-Петербурга; договор о передаче земельного участка в собственность Вячеславовой Т.В.; подготовить и передать в администрацию Колпинского района Санкт-Петербурга, проект распоряжения и договор о передаче участка № < > площадью < > кв.м. в собственность Вячеславовой Т.В.
Истцом не заявлено требований о признании неправомерными каких-либо действий или бездействия Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга.
Требования истца об обязании администрации Колпинского района издать распоряжение о передаче участка № < > площадью < > кв.м. по адресу: < > в собственность Вячеславовой Т.В. являются необоснованными и преждевременными, необходимые условия для издания соответствующего распоряжения отсутствуют.
Оснований для признания за Вячеславовой Т.В. права собственности на земельный участок площадью < > кв.м., расположенного по адресу: < >, не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.167, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Вячеславовой Т.В. к Администрации Колпинского района, Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга об обязании подготовить документы для принятия решения о передаче земельного участка в собственность, обязании издать распоряжение для заключения договора о передаче в собственность земельного участка оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Решение изготовлено 25.04.2016 г.
Разместить на сайте суда. Судья