Решение по делу № 5-33/2020 от 28.01.2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении № 5-33/2020 30 января 2020 года село Красный Яр Мировой судья судебного участка № 145 Красноярского судебного района Самарской области Арефьева Н.В. (446370, Самарская область, Красноярский район, село Красный Яр, улица Кооперативная, дом 107, кабинет5), рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «Гиппократ», ИНН <НОМЕР> ОГРН <НОМЕР>, юридический адрес: город <АДРЕС>, улица <АДРЕС>, адрес места осуществления деятельности: <АДРЕС> область, <АДРЕС> район, поселок <АДРЕС>,

 

УСТАНОВИЛ:

02 декабря 2019 года в 13 часов 30 минут ООО «Гиппократ» не выполнило предписание Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Самарской области об устранении нарушений ветеринарного законодательства, выявленных в результате проверки, от 27 мая 2019 года <НОМЕР>, а именно: не проведена аттестация Уполномоченного лица в порядке, установленном приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 20.04.2017 № 192 «Об утверждении порядка аттестации уполномоченного лица производителя лекарственных средств для ветеринарного применения», со сроком исполнения до 25 ноября 2019 года. 

Своими бездействием ООО «Гиппократ» совершило невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный контроль, об устранении нарушений законодательства, то есть административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Защитник юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Гиппократ» <ФИО1>, действующая на основании доверенности от 09 декабря 2019 года, в судебное заседание явилась, дала пояснения аналогичные письменным объяснениям, Общество возражает относительно привлечения его к административной ответственности, ввиду отсутствия в действиях ООО «Гиппократ» вины, умысла,состава и события вменяемого ему правонарушении. Обществу было предписано в срок до 25 ноября 2019 года провести аттестацию Уполномоченного лица в порядке, установленном приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 20.04.2017 № 192 «Об утверждении порядка аттестации уполномоченного лица производителя лекарственных средств для ветеринарного применения». В соответствии с пунктами 10, 11 Порядка аттестации уполномоченного лица производителя лекарственных средств для ветеринарного применения, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 20.04.2017 № 192 к аттестации допускаются работники производителей лекарственных средств для ветеринарного применения (далее - производитель), имеющие стаж работы не менее чем пять лет в области производства и (или) контроля качества лекарственных средств, высшее образование по одной из специальностей и (или) одному из направлений подготовки: биология, биотехнология, ветеринария, клиническая медицина, радиационная, химическая и биологическая защита, фармация, фундаментальная медицина, химическая технология, химия. Для прохождения аттестации заявитель направляет в Аттестационную комиссию заявление о прохождении аттестации, к которому прилагаются, в том числе, заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке копии документов об образовании н документов, подтверждающих трудовую деятельность. В целях исполнения предписания, заведующая лабораторией ОКК ООО «Гиппократ» <ФИО2> прошла повышение квалификации в ФГБУ «ВГНКИ» по дополнительной профессиональной программе «Подготовка уполномоченных лиц производителей лекарственных средств для ветеринарного применения», на что потребовалось время (Копия заявки, копия удостоверения о повышении квалификации - Приложения <НОМЕР>). Пунктом 22 Порядка аттестации уполномоченного лица производителя лекарственных средств для ветеринарного применения, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 20.04.2017 № 192 установлено, что тестовый контроль знаний проводится в присутствии не менее трех членов Аттестационной комиссии в срок, не превышающий двадцати рабочих дней со дня направления заявителю уведомления о допуске к прохождению тестового контроля знаний. 20 ноября 2019 года в установленный в предписании срок, Обществом было направлено заявление о прохождении <ФИО2> аттестации (Копия заявления о прохождении аттестации и документов, подтверждающих направление заявления в аттестационную комиссию - Приложение <НОМЕР>). Вместе с тем, по состоянию на 27 января 2020 года уведомление о допуске к прохождению тестового контроля знаний Обществом и <ФИО2> не получено и дата аттестации не назначена. В соответствии с частью 2 статьи  2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что Обществом были предприняты все необходимые меры для выполнения предписания, что подтверждается фактом прохождения уполномоченным лицом повышения квалификации, а также фактом обращения в Аттестационную комиссию Министерства сельского хозяйства Российской Федерации с заявлением о прохождении аттестации в установленный в предписании срок, однако но независящим от него обстоятельствам (в связи с отсутствием результата рассмотрения обращения на момент окончания срока исполнения предписания - 25 ноября 2019 года) не смогло выполнить его требования. В силу части 1 и части 2 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Таким образом, ООО «Гиппократ» предприняло все зависящие от него меры для исполнения предписания, в установленный в нем срок, заблаговременно обратившись в Аттестационную комиссию Министерства сельского хозяйства Российской Федерации с заявлением о прохождении аттестации. Тог факт, что Министерством сельского хозяйства Российской Федерации тестовый контроль знаний осуществляется столь длительный срок, не может служить основанием для привлечения Общества к административной ответственности. Из вышеизложенного следует, что в данном случае отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5. КоАП РФ, в виду отсутствия вины Общества, а Протокол <НОМЕР> об административном правонарушении от 20 декабря 2019 года является незаконным и необоснованным. Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при наличии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению. Кроме того. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъясняет следующее: «если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения, либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 1 либо пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ». Таким образом, ООО «Гиппократ» возражает относительно привлечения Общества к ответственности, предусмотренной части 1 статьи 19.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения. На основании вышеизложенного, а также руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 24.5, части 1 статьи 19.5. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, просят прекратить производство по делу об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.5. КоАП РФ. в отношении ООО «Гиппократ», в виду отсутствия состава административного правонарушения. Ходатайствовали о применении статьи 2.9 КоАПР РФ и освобождении ООО «Гиппократ» от административной ответственности, установленной частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ в виду малозначительности и ограничиться устным замечанием (л.д.93).Предписание получали, не обжаловали, не выполнили пункт 1 предписания в установленный срок, с ходатайством о продлении срока обратились при составлении протокола об административном правонарушении после истечения установленного срока. 

Выслушав защитника юридического лица, исследовав материалы дела об административном правонарушении, мировой судья приходит к следующему.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно части 1 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем закона самостоятельно.

Предписание по своей правовой природе является ненормативным правовым актом, подлежащим обязательному исполнению.

Объективная сторона части 1 статьи 19.5 КоАП РФ выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания, органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор об устранении нарушений законодательства.

Правонарушение считается совершенным с момента истечения срока, предусмотренного предписанием.

В судебном заседании установлено, 27 мая 2019 года заместителем начальника отдела государственного ветеринарного надзора <ФИО3> вынесено предписание <НОМЕР> об устранении нарушений ветеринарного законодательства, предписано ООО «Гиппократ» провести аттестацию Уполномоченного лица в порядке, установленном приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 20.04.2017 № 192 «Об утверждении порядка аттестации уполномоченного лица производителя лекарственных средств для ветеринарного применения». Срок исполнения предписания до 25 ноября 2019 года включительно. Копия предписания вручена представителю ООО «Гиппократ» - <ФИО4> 27 мая 2019 года. Предписание не обжаловалось (л.д. 31-33).

На основании распоряжения заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Самарской области <ФИО5> от 13 ноября 2019 года <НОМЕР> о проведении внеплановой выездной проверки (л.д. 7-9), 02 декабря 2019 года и 03 декабря 2019 года была проведена проверка исполнения ООО «Гиппократ» законного предписания, в ходе которой было выявлено, что указанные в предписании требования не исполнены. По результатам проверки 03 декабря 2019 года составлен акт проверки <НОМЕР> (л.д. 13-19).

После выявления неисполнения предписания 20 декабря 2019 года в отношении ООО «Гиппократ» составлен протокол об административном правонарушении <НОМЕР> по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

20 декабря 2019 года представителем ООО «Гиппократ» в Отдел государственного ветеринарного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Самарской области направлено возражение относительно составления протокола об административном правонарушении с просьбой о продлении срока исполнения пункта 1 предписания от 27 мая 2019 года, до 23 марта 2020 года (л.д. 61-63).

Факт совершения ООО «Гиппократ» административного правонарушения подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств: предписанием от 27 мая 2019 года <НОМЕР> (л.д. 31-33), протоколом об административном правонарушении <НОМЕР> от 20 декабря 2019 года (л.д. 4-6), распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки <НОМЕР> от 13 ноября 2019 года (л.д. 7-9), актом проверки <НОМЕР> от 03 декабря 2019 года (л.д. 13-19), копией устава ООО «Гиппократ» (л.д. 38-48), копией договора <НОМЕР> от 22 февраля 2019 года (л.д. 50-51), копией решения от 22 февраля 2019 года (л.д. 52), копией протокола Общего собрания от 22 февраля 2019 года (л.д. 53-54), копией листа записи ЕГРЮЛ от 23 августа 2019 года (л.д. 55-57), копией свидетельства о постановке на учет в налогом органе (л.д. 59), копией свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ (л.д.60), копией возражения от 20 декабря 2019 года (л.д. 61-63), копией заявки (л.д. 64), копией приказа <НОМЕР> от 25 октября 2019 года (л.д. 65), копией лицензии <НОМЕР> от 22 октября 2019 года (л.д. 66-69), копией диплома (л.д. 70), копией сертификата СДО 14 <НОМЕР> (л.д. 71), копией удостоверения <НОМЕР> (л.д. 72), копией уведомления от 15 ноября 2019 года (л.д.10), копией доверенности (л.д. 11-20), копией сопроводительного письма от 05 декабря 2019 года (л.д. 21), копией списков внутренних почтовых отправлений от 06 декабря 2019 года, 24 декабря 2019 года (л.д. 22-23, 36-37), копией экспертного заключения <НОМЕР> от 03 декабря 2019 года (л.д. 24-28), копией уведомления <НОМЕР> от 11 декабря 2019 года (л.д. 29-30), сведениями о направлении и получении копии протокола <НОМЕР> от 20 декабря 2019 года (л.д. 34-35).

Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с нормами КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом, мировой судья признает допустимыми доказательствами, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется.

Представителю юридического лица ООО «Гиппократ» - <ФИО6> разъяснялись права, предусмотренные статьями 25.1, 25.2, 25.6 КоАП РФ и положения статьи 51 Конституции РФ, о чем свидетельствует подпись в протоколе об административном правонарушении в графе разъяснения прав лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (л.д. 4-6).

Представителем юридического лица каких-либо замечаний о нарушениях при оформлении протокола по делу об административном правонарушении, при его подписании не указано.

Предписание <НОМЕР> от 27 мая 2019 года выдано уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленной компетенции и обладает достаточной степенью конкретизации, чтобы считаться исполнимым, поскольку содержит подробное описание самого нарушения требований ветеринарного законодательства (л.д. 31-33).

Вместе с тем выяснение вопроса о законности предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор, в силу статьи 26.1 КоАП РФ является обстоятельством подлежащим доказыванию по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

При этом, предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом, не отменено в установленном действующим законодательством порядке. Неотмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.  

Предписание об устранении нарушений вынесено уполномоченным на то должностным лицом, доказательств, что данное предписание исполнено, отменено или по нему продлен срок исполнения, не представлено.

Защитником юридического лица при рассмотрении дела об административном правонарушении не предоставлено доказательств, подтверждающих, что пункт 1 предписания <НОМЕР> об устранении выявленных нарушений ветеринарного законодательства от 27 мая 2019 года исполнено в установленный срок.

Правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, носит формальный характер и направлено на предотвращение возможных последствий.

Допущенные нарушения требований ветеринарного законодательства, на необходимость устранения которых указано в предписании, являются существенными и могут повлечь тяжёлые последствия.

Данных, подтверждающих, что ООО «Гиппократ» предприняло своевременно все меры для выполнения предписания в установленный срок до 25 ноября 2019 года, в том числе уведомило орган, осуществляющий государственный ветеринарный надзор о невозможности выполнения предписания в указанный срок, и обращалось с ходатайством о продлении срока исполнения требований, содержащихся в предписании, в материалах дела не представлено.

В материалах дела отсутствуют сведения о том, что предписание <НОМЕР> от 27 мая 2019 года обжаловалось ООО «Гиппократ» в установленном законом порядке, либо о том, что оно признано незаконным. Обжалование предписания должностного лица является правом, а не обязанностью, следовательно, в данном случае представители юридического лица признали законность и обоснованность указанного документа, и согласились со сроками его исполнения.

 Для устранения установленных нарушений, указанных в предписании, был предоставлен значительный срок - 6 месяцев, однако в течение этого срока нарушения ветеринарного законодательства, юридическим лицом не устранены.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (стать 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Уважительных причин освобождения от административной ответственности за невыполнение предусмотренных обязанностей, не представлено.

Установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что ООО «Гиппократ» не приняты все зависящие от него необходимые меры по надлежащему и своевременному исполнению предписания об устранении нарушений требований ветеринарного законодательства в установленный срок до 25 ноября 2019 года.

Таким образом, установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу в силу статьи 26.1 Кодекса  РФ об административных правонарушениях.

У суда не имеется оснований не доверять доказательствам, собранным по делу.

Каких-либо неустранимых сомнений, которые могут быть истолкованы в пользу юридического лица - ООО «Гиппократ», по делу не усматривается.

20 декабря 2019 года представителем ООО «Гиппократ» в Отдел государственного ветеринарного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Самарской области направлено возражение относительно составления протокола об административном правонарушении с просьбой о продлении срока исполнения пункта 1 предписания от 27 мая 2019 года, до 23 марта 2020 года, за пределами установленного предписанием срока - до 25 ноября 2019 года (л.д. 61-63), что не может служить основанием для освобождения общества от административной ответственности.  

К доводам защитника об отсутствии в действиях ООО «Гиппократ» вины, умысла, состава и события вменяемого ему правонарушения, мировой судья относится критически, расценивает их как избранный способ защиты во избежание административной ответственности.

Обстоятельств, о признании малозначительным, совершенного административного правонарушения в судебном заседании не установлено.

В соответствии с разъяснением, данным в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Вместе с тем исходя из характера и степени потенциальной опасности, а также обстоятельств совершения ООО «Гиппократ» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, оснований для признания вменяемого ему деяния малозначительным и освобождения Общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ не имеется. Доказательств, свидетельствующих об отсутствии существенного нарушения охраняемых общественных отношений, в представленных материалах не содержится.

При назначении административного наказания ООО «Гиппократ» в соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не усматривается.

При назначении наказания, с учетом характера и степени общественной опасности содеянного ООО «Гиппократ» мировой судья считает возможным назначить ему минимальное наказание, предусмотренное санкцией части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, статьями 29.9-29.11 КоАП РФ,  мировой судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью «Гиппократ», ИНН <НОМЕР> ОГРН <НОМЕР>, юридический адрес: город <АДРЕС>, улица <АДРЕС>, адрес места осуществления деятельности: <АДРЕС> область, <АДРЕС> район, поселок <АДРЕС>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (Десять тысяч) рублей.

Штраф подлежит уплате в течение шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу. Неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

(Служба мировых судей Самарской области, л/с 04422000598) Банк получателя: Отделение Самара г. Самара БИК: 043601001 ИНН: 6315856491 КПП: 631501001 р/с 40101810822020012001 ОКТМО: 36628000 КБК: 715 1 16 01193 01 0005 140 УИН: 71514512801202000033 Оригинал квитанции об уплате административного штрафа представить на судебный участок № 145 Красноярского судебного района Самарской области либо направить на адрес электронной почты sud145@smsso.ru. Мотивированное постановление изготовлено 30 января 2020 года. Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии в Красноярский районный суд Самарской области через мирового судью судебного участка № 145 Красноярского судебного района Самарской области. Мировой судья Арефьева Н.В. Копия верна-