2-1447/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19.07.2016 г.
Чайковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Казакова Р.А.
при секретаре Окуловой С.А.,
с участием истицы ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Чайковскавтосервис» о защите нарушенных трудовых прав,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Чайковскавтосервис», указывая, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояла с ответчиком в трудовых отношениях, была уволена с занимаемой по совместительству должности старшего бухгалтера-кассира по п. 3 ст. 77 ТК РФ. В нарушение требований ст. 140 ТК РФ при увольнении ответчик не произвел с ней окончательный расчет, выплата причитающихся суммы была произведена лишь после обращения в Рострудинспекцию, но в заниженном размере. В частности, работодателем размер компенсации неиспользованного отпуска был определен в сумме 8556, 26 рублей. Истица заявляет о несогласии с действиями ответчика, полагает, что при увольнении ей подлежала выплата в счет компенсации за неиспользованный отпуск денежной суммы в размере 30 350, 71 рубль. В порядке судебной защиты нарушенного права просит: взыскать в ее пользу задолженность по выплате компенсации за неиспользованный отпуск в размере 21 794, 45 рублей, предусмотренную ст. 236 ТК РФ компенсацию в размере 599, 35 рублей, а также компенсировать причиненный нарушением трудовых прав моральный вред, взыскав сумму в размере 5000 рублей.
В судебном заседании истица на заявленных требованиях настаивала, в обоснование приводила доводы, изложенные в иске.
Ответчик в порядке подготовки к судебному разбирательству представил письменный отзыв о несогласии с иском. Непосредственно в судебное заседании действующая по доверенности ФИО2 заявила о согласии с иском ФИО1 в части. Предоставила уточняющий расчет, согласно которого среднедневной заработок истицы для целей расчета компенсации за неиспользованный отпуск составляет 246 рублей 73 копейки. В то же время, указала, что количество дней фактически неиспользованного отпуска у истицы составляет 100 дней. С учетом этого обстоятельства полагала, что требования о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск подлежат удовлетворению в части – на сумму 12 909 рублей 74 копейки.
Оценив содержание заявленных сторонами доводов, исследовав представленные доказательства, суд удовлетворяет иск ФИО1
В соответствии со ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Согласно ч. 1 ст. 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
В соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 ст. 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.
Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней).
Аналогичные нормы закреплены в п. 4 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (далее - Положение).
Согласно п. 9 Положения при определении среднего заработка используется средний дневной заработок в следующих случаях:
для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска;
для других случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, кроме случая определения среднего заработка работников, которым установлен суммированный учет рабочего времени.
Средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.
Пунктом 10 Положения закреплено, что средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев.
Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 12 и на среднемесячное число календарных дней (29,3).
В случае если один или несколько месяцев расчетного периода отработаны не полностью или из него исключалось время в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы за расчетный период на сумму среднемесячного числа календарных дней (29,3), умноженного на количество полных календарных месяцев, и количества календарных дней в неполных календарных месяцах.
Количество календарных дней в неполном календарном месяце рассчитывается путем деления среднемесячного числа календарных дней (29,3) на количество календарных дней этого месяца и умножения на количество календарных дней, приходящихся на время, отработанное в данном месяце.
Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 1 ст. 12 ГПК РФ). Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ).
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ: 1. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
2. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
3. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Из пояснений истца и представителя ответчика установлено, что между сторонами отсутствует спор о:
- заявленных истицей обстоятельствах возникновения и прекращения трудовых отношений сторон;
- праве истицы на получение при увольнении компенсации за неиспользованный отпуск;
- а также, с учетом заявленных ответчиком в ходе судебного заседания уточнений своей позиции по делу, расчетном размере среднедневного заработка истицы для целей определения суммы компенсации за неиспользованный отпуск.
Анализируя содержание исследованных в судебном заседании письменных доказательств, в частности, справку по форме №2-НДФЛ за 2015 год (л.д. 39), суд соглашается с уточненным расчетом ответчика размера среднедневного заработка истицы, подлежащего применению при определении суммы подлежащей к выплате при увольнении компенсации за неиспользованный отпуск – 246 рублей 73 копейки. Данный расчет в полной мере соответствует нормативным предписаниям, закрепленным ст. 139 ТК РФ и Положением.
По сути, разрешаемый в судебном порядке спор обусловлен различной оценкой сторон обстоятельств развития трудовых отношений, в частности, в вопросе количества использованных и неиспользованных истицей дней отпуска. О наличии иных оснований для несогласия с исковыми требованиями ФИО1 уполномоченный представитель ответчика в ходе судебного разбирательства не заявлял.
Изучением в судебном заседании личной карточки работника ООО «Чайковскавтосервис» (л.д. 73-77) ФИО1 установлено, что за весь период трудовых отношений сторон истицей было использовано 120 дней календарного отпуска. Основания сомневаться в достоверности изложенной в данном документе информации у суда не имеется, поскольку она исходит непосредственно от ответчика и подтверждена истицей.
Заявленные представителем ответчика доводы о том, что в личной карточке работника не нашли свое отражение факты предоставления истице еще 51 календарного дня отпусков в период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ г.г., суд отвергает, поскольку надлежащими средствами доказывания они не подтверждены. Представленные в обоснование данных доводов документы не обладают признаками относимых для целей принятия их во внимание в качестве доказательств по настоящему гражданскому делу, поскольку характеризуют обстоятельства развития трудовых отношений между ФИО1 и иным лицом – ООО «Чайковскавтотранс». Факт совпадения в одном лице учредителей ООО «Чайковскавтотранс» и ООО «Чайковскавтосервис» иной оценки данных документов не влечет.
Оформленные в письменном виде «свидетельские показания» генерального директора, механика и старшего инженера ОМТС и К ООО «Чайковскавтосервис» не обладают признаками допустимого доказательства, поскольку, исходя из системного толкования положений, закрепленных в ст. ст. 69, 70, ч. 1 ст. 157 ГПК РФ показания свидетеля могут быть приняты во внимание лишь в случае допроса последнего непосредственно в судебном заседании с соблюдением процессуального законодательства, в том числе об обязательном предупреждении свидетеля об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
Руководствуясь установленными обстоятельствами, а также расчетом ответчика количества календарных дней отпусков, подлежавших предоставлению истице за весь период трудовых отношений сторон (271), суд приходит к выводам, что на день увольнения истицы сумма причитающейся ей компенсации должна была быть рассчитана исходя из 151 дня неиспользованного отпуска: 271 – 120 = 151.
Таким образом, расчетный размер компенсации за неиспользованный отпуск, подлежавшей выплате истице при увольнении, составит 32 412 рублей 92 копейки исходя из следующего расчета:
(151*246, 73)-13% = 32 412, 92, где 151 – количество дней неиспользованного отпуска, 246 рублей 73 копейки – размер среднедневного заработка истицы, 13% - сумма налога на доходы физических лиц, подлежавшего удержанию из анализируемой выплаты.
Из согласованных пояснений сторон и представленных документов установлено, что, в счет компенсации за неиспользованный отпуск ответчиком истице ДД.ММ.ГГГГ выплачено 8556, 26 рублей (РКО на л.д. 78). Таким образом, размер задолженности ответчика перед истицей по анализируемой выплате составляет 23 856 рублей 66 копеек (32 412, 92 – 8556, 26).
Согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В силу статьи 39 ГПК РФ основание и предмет иска определяет истец. Суд не обладает правом без согласия истца изменять основания или предмет исковых требований, заявленных истцом.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" обращено внимание судов на то, что заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 ГПК РФ.
Руководствуясь установленными обстоятельствами и приведенными выше положениями гражданского процессуального законодательства, суд усматривает фактические и правовые основания для удовлетворения непосредственно заявленных истицей исковых требований о взыскании в ее пользу в счет задолженности по выплате компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении денежной суммы в размере 21 794 рубля 45 копеек.
При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя (ст. 236 ТК РФ).
В связи допущенной просрочкой в выплате сумм сохраняемого среднего месячного заработка, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию проценты, предусмотренные ст. 236 ТК РФ.
Определяя сумму процентов, суд соглашается с расчетом истицы (21 794, 45*(11%/300)*75) и взыскивает в ее пользу заявленную сумму – 599 рублей 35 копеек.
Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости (п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").
У суда отсутствуют основания сомневаться в том, что в результате допущенного ответчиком нарушения трудовых прав истицы она испытывала душевные переживания. В связи с неправомерными действиями ответчика истица, будучи уволенной, получила выплаты в размере, меньшем, чем предусмотрено законом, а также с нарушением установленных сроков. В результате была вынуждена обращаться в суд за защитой нарушенных прав, нести дополнительные материальные и временные затраты. Учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств, отсутствие каких-либо вредных необратимых последствий для истицы, а также требования разумности и справедливости, суд определяет компенсацию морального вреда, причиненного ФИО1 нарушением ее трудовых прав, в размере 3000 рублей. Оснований для взыскания указанной компенсации в большем размере не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Чайковскавтосервис» в пользу ФИО1 задолженность по выплате компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 21 794 рубля 45 копеек, проценты за задержку причитающихся работнику выплат в размере 599 рублей 35 копеек, в счет компенсации морального вреда 3000 рублей, всего – 25 393 рубля 80 копеек.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: