Дело № 5-1852/2012
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
25 декабря 2012 года , г.Усинск
Мировой судья Девонского судебного участка г.Усинска РК Черных Н.Ю., рассмотрев дело об административном правонарушении по ст.15.5 КРФоАП в отношении
Антипенко З.З.1, <ДАТА2> рождения, уроженки <ИНЫЕ ДАННЫЕ>, зарегистрированной и проживающей по адресу <АДРЕС>, работающей <ИНЫЕ ДАННЫЕ> <ИНЫЕ ДАННЫЕ>, инвалидность неимеющей,
УСТАНОВИЛ:
Антипенко З.З.1 обвиняется в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.5 КРФоАП, - нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков предоставления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при следующих обстоятельствах.
Антипенко З.З.1, являясь должностным лицом - <ИНЫЕ ДАННЫЕ> допустила нарушение срока предоставления в Межрайонную ИФНС России № 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу налоговой декларации по водному налогу за 2011 год, за 1 Участок по бурению в НАО, в результате чего нарушен п.1 ст.333.15 НК РФ. В соответствии с пп. 4 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Согласно п.1 ст.333.15 НК РФ налогоплательщики водного налога представляет налоговую декларацию в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога. Согласно п.2 ст.333.14 НК РФ налог подлежит уплате в срок не позднее 20-числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, срок предоставления декларации по водному налогу за 2011 год- <ДАТА5>, фактически декларация представлена за 2011 год, за 1 Участок по бурению в НАО по каналам телекоммуникационной связи - <ДАТА6>, зарегистрированная входящим номером <НОМЕР>. Факт нарушения подтверждается извещением о получении электронного документа (документов) специализированного оператора связи.
В судебном заседании Антипенко З.З.1, которой разъяснены права, предусмотренные ст.25.1 КРФоАП, ст.51 Конституции РФ, с протоколом об административном правонарушении не согласна, вину в инкриминируемом деянии не признала, суду пояснила, что в соответствии с пп.4 п.1 ст.23 и п.1 ст.333.15 НК РФ налогоплательщики водного налога обязаны представлять налоговую декларацию в установленном порядке в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. ОАО «Усинскгеонефть» на основании решения <НОМЕР> от <ДАТА7> МИФНС России № 4 по Архангельской области и НАО привлечено к налоговой ответственности по ст.119 НК РФ за несвоевременное предоставление налоговой декларации по водному налогу за 2011 год, к штрафу в размере 1000 руб. В связи с пропуском процессуального срока указанное решение Обществом не обжаловалось, возражения на Акт камеральной проверки от <ДАТА8> <НОМЕР> не представлены. Несмотря на свое не согласие с принятым решением, штраф Обществом уплачен. Просит обратить внимание на тот факт, что ОАО «Усинскгеонефть» осуществляет водопользование на основании договора водопользования заключенного с Агентством природных ресурсов и экологии Архангельской области. 1 Участок по бурению в НАО является Озеро Безымянное, которое указано в договоре водопользования. В соответствии с п.12 договора Общество вносит плату за пользование водным объектом каждый платежный период по месту пользования водным объектом путем перечисления на расчетный счет Агентства природных ресурсов и экологии Архангельской области. В 2011 году ОАО «Усинскгеонефть» предоставляло налоговую декларацию по водному налогу за 2010 год, вносило плату водного налога, однако вопрос является ли Общество налогоплательщиком водного налога тщательно не исследовался. Общество обращалось в МИФНС № 4 по Архангельской обл. и НАО за разъяснениями является ли ОАО «Усинскгеонефть» плательщиком водного налога в соответствии с ч.2 ст.333.8 НК РФ, поскольку осуществляет водопользование на основании договора водопользования. Ответ на обращение не получен. В 2012 году после предоставления в ИФНС налоговой декларации по водному налогу за 2011 год, решения о привлечения ОАО «Усинскгеонефть» к налоговой ответственности, Обществом, а также аудиторами и специалистами спорный вопрос изучен более детально. В итоге на совещании принято решение о том, что поскольку Общество осуществляет водопользование на основании соответствующего договора, вносит плату за пользование водным объектом, поэтому оно плательщиком водного налога не являлось и не является, следовательно, оснований для предоставления Обществом, его должностным лицом налоговой декларации по водному налогу нет, и Общество не обязано уплачивать водный налог. Налоговая декларация по водному налогу за 2011 год представленная в 2012 году в налоговый орган направлена ошибочно. ОАО «Усинскгеонефть» письмом от <ДАТА9> <НОМЕР> уведомило ИФНС России № 4 о том, что Общество не является плательщиком водного налога и просило не привлекать к административной ответственности должностное лицо организации за предоставление налоговой декларации с нарушением установленного законом срока. Ходатайствует о прекращении производства по делу за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, поскольку Общество плательщиком водного налога не является, и она как должностное лицо не обязана предоставлять налоговую декларацию по водному налогу.
Заслушав Антипенко З.З.1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 15.5 КРФоАП установлена административная ответственность должностных лиц за нарушение ими срока представления налоговой декларации.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Обязанность налогоплательщиков представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, возложена на них статьей 23 НК РФ.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу (если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах), в связи с чем ее непредставление в установленные законодательством о налогах и сборах сроки либо несвоевременное представление влечет административную ответственность.
В соответствии с п.1 ст.333.8 НК РФ (в редакции Федерального закона N 229-ФЗ от 27.07.2010 г.) налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 настоящего Кодекса.
Водный кодекс РФ устанавливает основания, на которых может осуществляться водопользование. Речь идет о пользовании водным объектом в соответствии с договором водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование. Перечень оснований для предоставления водных объектов в пользование на основании договора или решения установлен в статье 11 ВК РФ.
Согласно ч.1 ст.11 ВК РФ на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для: 1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов; 2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей; 3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.
Как следует из материалов дела начиная с 2010 года по настоящее время между ОАО «Усинскгеонефть» и Агентством природных ресурсов и экологии Архангельской области заключен договор водопользования. Указанное обстоятельство подтверждается копиями договора водопользования <НОМЕР> от <ДАТА11>, <НОМЕР> <НОМЕР> от <ДАТА11>, <НОМЕР> от <ДАТА11>, <НОМЕР> от <ДАТА12> и дополнительного соглашения <НОМЕР> от <ДАТА13>, <НОМЕР> от <ДАТА14>, а также <НОМЕР> от <ДАТА15> срок действия договора до <ДАТА16>
В соответствии с п.1 договора водопользования заключенного между ОАО «Усинскгеонефть» и Агентством природных ресурсов и экологии Архангельской области, Уполномоченный орган -Агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области (далее - Договора водопользования), действующий в соответствии с водным законодательством, предоставляет, а Водопользователь -ОАО «Усинскгеонефть» принимает в пользование Озеро Безымянное ( р.Сямаю, р.Морей-Ю, бассейн Баренцева море) <ИНЫЕ ДАННЫЕ>. Целью водопользования является забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов.
Согласно письму ФНС России от <ДАТА17> N <НОМЕР> "О водном налоге" Федеральная налоговая служба по вопросу уплаты водного налога водопользователями, осуществляющими забор воды из поверхностных водных объектов после <ДАТА18> разъясняет следующее. Согласно п.2 ст.333.8 НК РФ не признаются плательщиками водного налога организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие ВК РФ. Если водопользователь заключит договор или получит решение по правилам, предусмотренным новым ВК РФ, он перестает быть плательщиком водного налога на основании прямой нормы, установленной в п.2 ст.333.8 Кодекса, и с него будет взиматься неналоговая плата за пользование водными объектами.
Таким образом, водный налог согласно действующей редакции НК РФ и соответствующим нормативным актам уплачивается лишь при осуществлении лицензируемого специального и (или) особого водопользования. При пользовании водным объектом на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование взимается не водный налог, а плата за пользование водным объектом, которая относится по своей природе и в соответствии с законодательным определением к неналоговым платежам.
Согласно ст.20 ВК РФ договором водопользования предусматривается плата за пользование водным объектом или его частью. Плата за пользование водными объектами взимается только на основании договора водопользования.
В соответствии со п.12 Договора водопользования, плата за пользование водным объектом вносится Водопользователем (ОАО «Усинскгеонефть») каждый платежный период непозднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом, по мету пользования водным объектом путем перечисления на расчетный счет Агентства природных ресурсов и экологии Архангельской обл. в соответствии с графиком внесения платы за пользование водным объектом, прилагаемым к настоящему договору и являющимся его неотъемлемой частью.
Итак, в ходе судебного разбирательства установлено, что ОАО «Усинскгеонефть» не относится к числу налогоплательщиков водного налога, поскольку, во-первых, осуществляет водопользование на основании Договора водопользования, а во-вторых, согласно п.12 Договора водопользования с ОАО «Усинскгеонефть» взимается плата за пользование водными объектами, следовательно, у ОАО «Усинскгеонефть» не возникает обязанность по уплате водного налога, а у должностного лица ОАО «Усинскгеонефть» не порождает обязанность в предоставлении в налоговой орган налоговой декларации по водному налогу.
Учитывая установленные обстоятельства, мировой судья считает, что в связи с неверным толкование налогового и водного законодательства РФ, налоговая декларация по водному налогу за 2011 год, направленная <ДАТА6> в Межрайонную ИФНС России № 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, представлена должностным лицом ОАО «Усинскгеонефть» ошибочно.
В соответствии с ч.1 ст.1.5 КРФоАП, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст.1.6 КРФоАП лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ч.1 ст.2.1 КРФоАП, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов КФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч.3 и ч.4 ст.1.5 КРФоАП, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КРФоАП, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании вышеизложенного, мировой судья считает, что производство по делу об административном правонарушении в отношении Антипенко З.З.1 в силу п.2 ч.1 ст.24.5 КРФоАП подлежит прекращению за отсутствие в ее действиях состава правонарушения.
Руководствуясь ст.ст.24.5, 29.9, 29.10 КРФоАП, мировой судья,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Антипенко З.З.1 по ст.15.5 КРФоАП прекратить, на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КРФоАП, за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано и опротестовано в Усинский городской суд РК через мирового судью Девонского судебного участка г.Усинска РК в течение 10 суток со дня вручения или поучения копии постановления.
Мировой судья - подпись-
Копия верна - мировой судья- Черных Н.Ю.