Дело № 5-632/20
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
<ДАТА1> г. Анадырь
Мировой судья судебного участка г. Анадырь <АДРЕС> Лукичёва Елена Борисовна (<АДРЕС>,
с участие: лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - Болгова А.Н.;
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.1.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица
Болгова Антона Николаевича,
Права по ст.25.1 КоАП РФ, ст.51 Конституции Российской Федерации разъяснены и понятны, ходатайств нет.
У С Т А Н О В И Л:
Как следует из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от <ДАТА2> - <ДАТА3> должностным лицом АО «<ОБЕЗЛИЧЕНО> расположенное по адресу: <АДРЕС>, нарушено законодательство о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам склад ГСМ участка «<АДРЕС>».
Болгов А.Н. в судебном заседании пояснил, что с правонарушением он согласен. Однако просит суд, учесть те обстоятельства, что организацией с октября 2019 года по настоящее время ведется работа с <ОБЕЗЛИЧЕНО>, ФГУБ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», касательно заключения договора на оказание услуг по ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов в акваториях морского порта <ОБЕЗЛИЧЕНО>, проведения тренировочных учений перед утверждением Плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации АО «<ОБЕЗЛИЧЕНО> и Плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации АО «<ОБЕЗЛИЧЕНО> Однако только одна организации ФГУБ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» согласилась сотрудничать с ними, остальными организациями им было отказано, сейчас ведется работа по заключения договора на оказание указанных услуг. На сегодняшний день произведен открытый аукцион, в котором участвовала ФГУБ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», с которой они в дальнейшем будут заключать договора. Также просил суд учесть специфику транспортной схемы <АДРЕС>, особенности климатических условий, короткий период навигации, и то, что ОА «<ОБЕЗЛИЧЕНО> является лицензированным поставщиком нефтепродуктов (бензин) города <АДРЕС>.
Суд, выслушав Болгова А.Н., изучив материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от <ДАТА2> - <ДАТА3> АО «<ОБЕЗЛИЧЕНО> расположенное по адресу: <АДРЕС>, нарушено законодательство о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам склад ГСМ участка «<АДРЕС>».
АО «<ОБЕЗЛИЧЕНО> создано <ДАТА4> путем реорганизации в форме преобразования государственного унитарного предприятия <АДРЕС> «<ОБЕЗЛИЧЕНО> (далее - ГУП ЧАО «<ОБЕЗЛИЧЕНО> Предприятие). Согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц АО «<ОБЕЗЛИЧЕНО> является правопреемником ГУП ЧАО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>
На основании свидетельств о государственной регистрации права серии <НОМЕР> от <ДАТА5> и от <ДАТА6> б/н, АО «<ОБЕЗЛИЧЕНО> осуществляет эксплуатацию гидротехнических сооружений, находящихся в морских портах <ОБЕЗЛИЧЕНО> и <АДРЕС>: Нефтепричал «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» (литер I) и Нефтепричал «<АДРЕС>» (раздел «Особые отметки» кадастрового паспорта <НОМЕР> от <ДАТА7> и выписки из ЕГРН) соответственно.
Указанные портовые гидротехнические сооружения используются предприятием для перегрузки опасных грузов (нефтепродуктов) с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через нефтебазу в соответствии с лицензией на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах серии <НОМЕР> от <ДАТА>.
В соответствии с п.1 ст.49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Пунктом 3 ст.49 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В силу п.28 ч.1 ст.12 Федерального закона от <ДАТА9> <НОМЕР> «О лицензировании отдельных видов деятельности» погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах подлежит лицензированию в установленном данным законом порядке.
В соответствии с ч. 1, п. 1 ч. 3 ст. 8 Федерального закона от <ДАТА9> <НОМЕР> «О лицензировании отдельных видов деятельности» в перечень лицензионных требований, устанавливаемых положениями о лицензировании конкретных видов деятельности и утверждаемых Правительством Российской Федерации, могут быть включены такие требования как, наличие у соискателя лицензии и лицензиата сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям.
Согласно пп. «а» п. 5, пп. «г» п. 7 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от <ДАТА10> <НОМЕР>, к лицензионным требованиям, предъявляемым к лицензиату при выполнении работ по перегрузке опасных грузов в морских портах, относится наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности или на ином законном основании для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности производственных объектов, соответствующих требованиям технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, в том числе, гидротехнические сооружения, причалы, которые будут использоваться для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности и перечень которых соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган для получения лицензии.
В период навигации 2020 года АО «<ОБЕЗЛИЧЕНО> осуществило <ДАТА11> в морском порту <АДРЕС> через Нефтепричал «<АДРЕС>» операцию по перевалке нефтепродуктов - <ОБЕЗЛИЧЕНО>тон с танкера «<ОБЕЗЛИЧЕНО>».
При этом перевалка нефтепродуктов осуществлялась в условиях отсутствия плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, разрабатываемых в соответствии с Федеральным законом <НОМЕР> и постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА12> <НОМЕР> «Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».
Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА10> N 193 (далее - Положение), пунктом 3 которого предусмотрено, что погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включает работы по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте, в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, бункеровочную базу.
Согласно пунктам 4, 5 Положения наличие плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (при осуществлении работ, связанных с погрузкой (разгрузкой) нефти и нефтепродуктов) является лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте, в морских портах.
Согласно пп.б п.5 Положения о лицензировании погрузочно- разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от <ДАТА10> <НОМЕР>, к лицензионным требованиям, предъявляемым к лицензиату при выполнении работ по перегрузке опасных грузов в морских портах, относится наличие у соискателя лицензии (лицензиата), эксплуатирующего береговые объекты плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (при осуществлении работ, связанных с погрузкой (разгрузкой) нефти и нефтепродуктов).
В соответствии с ч.2 ст.1 Федерального закона от <ДАТА13> <НОМЕР> ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее - Федеральный закон <НОМЕР>) к внутренним морским водам относятся воды портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов.
Частью 1 ст.16.1 Федерального закона <НОМЕР> определено, что осуществление деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море допускаются только при наличии плана, который утвержден в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и в соответствии с которым планируются и осуществляются мероприятия по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде (далее - план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов).
В силу ч.2 ст.16.1 Федерального закона <НОМЕР> план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов утверждается организацией, осуществляющей эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ.
Согласно ч..4 ст. 16.1 Федерального закона <НОМЕР> требования к содержанию плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом требований законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА12> <НОМЕР> «Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» утверждены Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации (далее - Правила).
Пунктом 1 указанных Правил определено, что указанные Правила в соответствии со статьей 22.2 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» и статьей 16.1 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» устанавливают требования к содержанию плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации (далее - план).
При проверке Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории объектов АО «<ОБЕЗЛИЧЕНО> утвержденного приказом по предприятию от <ДАТА14> <НОМЕР> установлено, что он разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА15> <НОМЕР> «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» и приказом МЧС России от <ДАТА16> <НОМЕР> «Об утверждении указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации» для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов, на опасном производственном объекте ГУП ЧАО «<ОБЕЗЛИЧЕНО> склад ГСМ участка «<АДРЕС>».
Данный план не соответствует требованиям постановления Правительства Российской Федерации от <ДАТА12> <НОМЕР> «Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», в частности не предусматривает: максимальные расчетные объемы разливов нефти и нефтепродуктов в отношении причалов в порту (пп. «б» п. 3 Правил); порядок проведения с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, указанных в п. 5 Правил, комплексных учений по отработке взаимодействия собственных сил и средств и (или) привлекаемых сил и средств для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов не реже одного раза в 3 года и в течение 30 календарных дней со дня уведомления об утверждении плана (пп. «н» п. 2 Правил).
Кроме того, указанный план не содержат технологий сбора нефтепродуктов с прибрежной зоны и поверхности водных объектов.
Приказом о приеме работника на работу от <ДАТА17> <НОМЕР> на должность начальника отдела охраны труда и промышленной безопасности Службы главного инженера ГУП ЧАО «<ОБЕЗЛИЧЕНО> назначен - Болгов А.Н.
В соответствии с п.3.16 должностной инструкции начальника отдела охраны труда и промышленной безопасности Службы главного инженера, утвержденной директором ГУП ЧАО «<ОБЕЗЛИЧЕНО> <ДАТА18>, начальник отдела организует разработку планов мероприятий по локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий.
Таким образом, должностное лицо - начальник отдел охраны труда и промышленной безопасности Службы главного инженера АО «<ОБЕЗЛИЧЕНО> Болгов А.Н. совершил правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.14.1.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Вина Болгова А.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч.3 ст. 14.1.2. КоАП РФ, подтверждается следующими доказательствами:
- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении;
- копией решения о проведения проверки от <ДАТА19> года;
- письмом АО «<ОБЕЗЛИЧЕНО> от <ДАТА20> № <НОМЕР>;
- копией приказа от <ДАТА17> <НОМЕР>;
- копией должностной инструкции;
- лицензией на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах серии <НОМЕР> от <ДАТА>;
- копией плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и другими материалами дела.
Учитывая требования части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В судебном заседании должностным лицом АО «<ОБЕЗЛИЧЕНО> представлены документы подтверждающие, что с октября 2019 года по настоящее время организацией ведется работа с <ОБЕЗЛИЧЕНО>, ФГУБ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», касательно заключения договора на оказание услуг по ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов в акваториях морского порта <ОБЕЗЛИЧЕНО>, проведения тренировочных учений перед утверждением Плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации АО «<ОБЕЗЛИЧЕНО> и Плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации АО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>
Статьёй 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Статья 2.9 КоАП РФ является общей нормой, не содержащей каких-либо ограничений применительно к конкретным составам административных правонарушений. Следовательно, она может быть применена в отношении любого предусмотренного Кодексом состава административного правонарушения (как материального, так и формального), совершенного гражданами, должностными и юридическими лицами, а также лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 21 постановления от <ДАТА21> <НОМЕР> «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Кроме того, исходя из разъяснений Конституционного суда Российской Федерации (в постановлениях от <ДАТА22> <НОМЕР>, от <ДАТА23> <НОМЕР>) малозначительность является одним из средств, позволяющих в конкретном деле обеспечить определение меры воздействия, соответствующей принципам справедливости и соразмерности наказания.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Руководствуясь изложенным выше, суд приходит к выводу, что в данном случае составлением протокола и его рассмотрением достигнута предупредительная цель административного производства, установленная статьёй 3.1 КоАП РФ, а к нарушителю возможно применение такой меры государственного реагирования, как устное замечание, которая призвана оказать воздействие на нарушителя, и направлена на то, чтобы предупредить, проинформировать его о недопустимости совершения подобного нарушения впредь.
В связи с этим, принимая во внимание отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, вредных последствий и конституционные принципы соразмерности и справедливости при назначении наказания, учитывая, что должностным лицом АО «<ОБЕЗЛИЧЕНО> ведется работа по устранению указанных в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении недостатков, а также те обстоятельства, что в период навигации 2020 года АО «<ОБЕЗЛИЧЕНО> осуществляло деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, а именно для перевалке нефтепродуктов (дизельное топливо, бензин) при отсутствии которых был бы нанесен ущерб интересам государства и граждан, создало бы угрозу общественным интересам и безопасности, поскольку сделало бы невозможным жизнедеятельности и жизнеобеспечения населения, организаций социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства потребителям города <АДРЕС>. Учитывая специфику транспортной схемы <АДРЕС>, особенности климатических условий, короткий период навигации, привело бы к чрезвычайной ситуации. Также суд не может не принять во внимание, тот факт, что ОА «<ОБЕЗЛИЧЕНО> является основным лицензированным поставщиком нефтепродуктов (бензин) города <АДРЕС>. Потребителями данного топлива на территории г. <АДРЕС> в период навигации 2020 года не могут воспользоваться соответствующими услугами иных организаций.
В деле отсутствуют доказательства наличия на территории <АДРЕС> организаций, обладающих лицензией и необходимыми возможностями для погрузки нефтепродуктов (бензин) на суда морского порта. Также отсутствуют доказательства причинения действиями ОА «<ОБЕЗЛИЧЕНО> какого-либо ущерба, правам и законным интересам иных лиц, окружающей среде.
В связи, с чем суд полагает, что совершенное должностным лицом начальником отдела охраны труда и промышленной безопасности Службы главного инженера АО «<ОБЕЗЛИЧЕНО> Болговым А.Н. административное правонарушение, предусмотренное ст.15.33.2 КоАП РФ, является малозначительным, и считает возможным применить положения статьи 2.9 КоАП РФ при рассмотрении настоящего дела, освободив АО «<ОБЕЗЛИЧЕНО> от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Руководствуясь статьями 2.9, пунктом 2 части 1.1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.1.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица - начальника отдела охраны труда и промышленной безопасности Службы главного инженера АО «<ОБЕЗЛИЧЕНО> Болгова Антона Николаевича прекратить и ограничиться устным замечанием в её адрес.
Постановление может быть обжаловано в Анадырский городской суд Чукотского автономного округа через мирового судью г. Анадыря Чукотского автономного округа в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судебный участок мирового судьи г. Анадырь<АДРЕС>
<АДРЕС> Мировой судьяЕ.Б. Лукичёва