Дело № 5-75/2020
О П Р ЕД Е Л Е Н И Е
о возвращении протокола об административном
правонарушении и других материалов дела
01 апреля 2020 года г. Билибино
Мировой судья судебного участка Билибинского района Чукотского автономного округа Чижов М.Б., при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.24 КоАП РФ, в отношении Слепцова Евгения Владимировича
УСТАНОВИЛ:
17 января 2020 года в отношении Слепцова Е.В. должностным лицом МОМВД России «Билибинский» составлен протокол № 47 об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.24 КоАП РФ.
Определением начальника МОМВД России «Билибинский» настоящий протокол об административном правонарушении с приложенными материалами передан на рассмотрение мировому судье судебного участка Билибинского района Чукотского автономного округа и поступил в судебный участок 21 февраля 2020 года.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии со статьёй 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:
1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;
4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
6) имеются ли ходатайства и отводы.
Так, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, описывая событие административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.24 КоАП РФ, вменяемого Слепцову Е.В., сослался на привлечение 19.12.2019 Слепцова Е.В. к административной ответственности по ч.3 ст.19.24 КоАП РФ. Вместе с тем, заверенная надлежащим образом копия постановления о привлечении Слепцова Е.В. к административной ответственности по ч.3 ст.19.24 КоАП РФ именно 19.12.2019 г. к материалам дела не приложена.
Копия решения Билибинского районного суда от <ДАТА6> не заверена надлежащим образом.
Указанные недостатки являются ненадлежащим оформлением протокола об административном правонарушении и других материалов дела, неполнотой представленных материалов, свидетельствуют о недостаточно полном изложении событий административного правонарушения, и ведущим к неопределенности в формулировке обвинения и нарушению права на защиту лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Суд лишен возможности устранить эти недостатки при рассмотрении дела, т.к. в соответствии с принципами беспристрастности судей, состязательности и равноправия сторон суд не вправе формулировать обвинение в совершении административного правонарушения.
Это является обязанностью должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении.
Действующее административное законодательство не возлагает на мирового судью обязанность собирать по своей инициативе доказательства, подтверждающие вину лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Бремя доказывания его вины возложено на орган, составляющий протокол об административном правонарушении.
Кроме того, в силу части 4 статьи 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.
При этом в силу части 3 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или обязательные работы, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 23.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24 марта 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указанные дела об административных правонарушениях должны рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по такому делу.
Таким образом, в день получения протокола и других материалов дела об административном правонарушении, влекущем наказание в виде административного ареста, в случае неявки лица, привлекаемого к административной ответственности, на стадии подготовки к рассмотрению дела судья вправе вернуть протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, поскольку иное повлечет за собой невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, а также нарушение сроков, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Учитывая, что санкцией ч.3 ст.19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрено наказание в виде штрафа или обязательных работ или административного ареста, участие лица, привлекаемого к административной ответственности, при рассмотрении дела обязательно, а его явка обеспечивается должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении.
Допущенные административным органом нарушения процессуальных требований являются существенным нарушением процедуры административного производства, лишающим лицо, привлекаемое к административной ответственности, гарантий защиты, предоставленных ему Кодексом с момента составления протокола, и не может быть восполнено при рассмотрении дела.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается, в том числе и вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае неправильного составления протокола и оформления других материалов дела и неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь статьями 29.4, 29.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возвратить протокол №47 от 17 января 2020 года, об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьёй 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составленный в отношении Слепцова Евгения Владимировича должностному лицу МОМВД России «Билибинский», для устранения недостатков, перечисленных в настоящем определении.
Определение может быть опротестовано прокурором, обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том случае, когда данным определением затронуты его права, в течение 10 суток путем подачи жалобы в Билибинский районный суд через мирового судью судебного участка Билибинского района.
Мировой судья подпись М.Б. Чижов
<ОБЕЗЛИЧЕНО>