Решение по делу № 2-1956/2015 от 03.12.2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<ДАТА1>                                                                                              г. <АДРЕС>

Мировой судья судебного участка <НОМЕР> Автозаводского судебного района г. <АДРЕС> области <ФИО1>,

 при секретаре <ФИО2>,  

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <НОМЕР> по иску <ФИО3>, <ФИО4>, <ФИО5> к обществу с ограниченной ответственностью «Департамент ЖКХ <АДРЕС> о понуждении произвести перерасчет платы за электроснабжение, отопление жилого помещения,

установил:

<ФИО3>, <ФИО4>, <ФИО5> обратились к мировому судье судебного участка <НОМЕР> Автозаводского судебного района г. <АДРЕС> области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Департамент ЖКХ <АДРЕС> (далее ООО «Департамент ЖКХ <АДРЕС>  о понуждении произвести перерасчет платы за электроснабжение, отопление жилого помещения.

 В обоснование заявленных требований истцы указали, что они являются собственниками общей долевой собственности квартиры по адресу: г. <АДРЕС> ул. <АДРЕС> д. 31 кв. 134, регулярно и в срок, установленный ЖК РФ оплачивают квартплату в размерах, исходя из установленных цен (тарифов) и нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе и по электроэнергии. Начиная с 2011 года, показания электросчетчика в управляющую компанию не подают в связи с его неисправностью, оплачивают электроэнергию по нормативу c учетом количества зарегистрированных в квартире по выставляемым управляющей компанией квитанциям. Электросчетчик установлен в подъезде  жилого дома на лестничной площадке, собственностью истцов не является, поскольку его снятие  и установка производились ОАО «ЭЛЕКТРОСЕТЬ» в 2004 году (до принятия Жилищного Кодекса РФ).

<ДАТА2> они снялись с регистрационного  учета в связи с приобретением иного жилого помещения, в квартире никто не зарегистрирован.

В ноябре 2014 года им, по их мнению, произведено необоснованное доначисление платы за электроэнергию в сумме 6966,36 рублей. Начиная с ноября 2014 года, по настоящее время ответчиком к оплате необоснованно выставляются счета за электроэнергию в произвольно завышенной сумме, при этом в квитанции на оплату указываются показания электросчетчика, не соответствующие действительности.

За период с <ДАТА3> по <ДАТА4> к оплате ответчиком выставлена квартплата - 58 705,71 рублей, из них по электроэнергии в квартире - 14 993,62 рублей, электроэнергии общедомовой - 1040,02 рублей, пени - 349,25 руб.

Оплачено собственниками за квартплату 49 433 рубля.

При начислении платы за электроэнергию по нормативу сумма к оплате за этот период должна составить: квартплата - 49 428, 35 рублей, из них электроэнергия -  5 716,26 рублей.

По состоянию на дату подачи иска, сумма необоснованных начислений по электроэнергии составляет  9 277 руб. 36 коп.

 <ДАТА5> ответчику вручена претензия с требованием предоставить копию свидетельства о поверке электросчетчика для определения правомерности исчисления платы за электроэнергию по счетчику, произвести расчет платы за электроэнергию вквартире в соответствии с законодательством и произвести корректировку за 2014 год по отоплению с зачетом излишне уплаченных сумм в счет будущей квартплаты.

 <ДАТА6> контролером ответчика произведено контрольное снятие показаний электросчетчика, составлен акт <НОМЕР>, при этом проверка состояния электросчетчика на предмет его исправности не производилась.

Из ответа ответчика от <ДАТА6> следует, что на основании контрольного снятия показаний электросчетчика перерасчет будет сделан. Электросчетчик, как следует из ответа ответчика, был установлен в 2004 году, и с этого момента не поверялся. Свидетельство о поверке на счетчик, которое должно находиться у ответчика,  не представлено.

В апреле 2015 года ответчиком сделан частичный перерасчет по электроэнергии на сумму  8023,99 рублей, однако, начиная с мая 2015 года,  ответчиком вновь выставляются счета по электроэнергии в произвольных суммах: май - 2742,99 рублей, июнь - 936,29 рублей, август -  726,21 рублей, с указанием в квитанции произвольных показаний счетчика, превышающих действующий норматив в разные месяцы от 2 до 6 раз.

Поскольку электросчетчик им, как собственникам квартиры, не принадлежит,  никакие документы на счетчик им не передавались, обязанность его содержания возлагается на энергоснабжающую организацию (ответчика), свидетельство о поверке счетчика ответчиком не предоставлено, паспорта на электросчетчик нет, данный счетчик не может учитываться как прибор учета энергии, показания этого счетчика не должны приниматься к учету.  

По состоянию на  <ДАТА7> при правильном исчислении суммы оплаты за электроэнергию по нормативу потребления электроэнергии на человека, у них отсутствует задолженность по ее уплате.

Ответчик необоснованно ежемесячно выставляет пени на незаконно начисленную сумму долга. На дату подачи иска ответчиком начислено и удержано из оплаченных сумм пени в размере 349,25  рублей.

Так же ответчиком необоснованно отказано истцам в перерасчете (корректировке) по итогам 2014 года за отопление.

 На основании изложенного, истцы просили суд:

1. Обязать ООО «Департамент ЖКХ г. <АДРЕС> ИНН <НОМЕР>  произвести перерасчет платы за электроэнергию за период с <ДАТА3> года по <ДАТА4> по кв. 134 д. 31 по ул. <АДРЕС> г. <АДРЕС> в соответствии с действующими нормативами потребления для квартир, не имеющих электросчетчиков и уменьшить начисление на  9 277 руб. 36 коп.

2. Обязать ООО «Департамент ЖКХ г. <АДРЕС> ИНН <НОМЕР>  произвести перерасчет (корректировку) платы за отопление за 2014 год по кв. 134 д. 31 по ул. <АДРЕС> г. <АДРЕС>   на сумму 2488,72 рублей  с зачетом излишне уплаченной суммы в счет будущей квартплаты.

3. Взыскать с ООО «Департамент ЖКХ г. <АДРЕС> ИНН <НОМЕР> в пользу <ФИО4> незаконно удержанные пени в сумме 349 рублей 25 копеек и зачесть излишне уплаченную сумму в счет будущей квартплаты кв. 134 д. 31 по ул. <АДРЕС> г. <АДРЕС>.

4. Взыскать с ответчика штраф в размере 50% от неудовлетворенных в добровольном порядке требований потребителя.

Впоследствии истцы неоднократно уточняли исковые требования. В окончательном варианте исковые требования изложены следующим образом:

1. Обязать ООО «Департамент ЖКХ г. <АДРЕС> ИНН <НОМЕР>  произвести перерасчет платы за электроэнергию за период с <ДАТА3> года по <ДАТА4> по кв. 134 д. 31 по ул. <АДРЕС> г. <АДРЕС> в соответствии с действующими нормативами потребления для квартир, не имеющих электросчетчиков и уменьшить начисление на  9 277 руб. 36 коп.;

2. Обязать ООО «Департамент ЖКХ г. <АДРЕС> ИНН <НОМЕР>  произвести перерасчет (корректировку) платы за отопление за 2014 год по кв. 134 д. 31 по ул. <АДРЕС> г. <АДРЕС>   на сумму 4008,23 рублей  с зачетом излишне уплаченной суммы в счет будущей квартплаты;

3. Обязать ООО «Департамент ЖКХ г. <АДРЕС> ИНН <НОМЕР>  произвести перерасчет (корректировку) платы за коммунальные ресурсы за 2014 год по кв. 134 д. 31 по ул. <АДРЕС> г. <АДРЕС>   на сумму  662,67 рублей  с зачетом излишне уплаченной суммы в счет будущей квартплаты;

4. Взыскать с ООО «Департамент ЖКХ г. <АДРЕС> ИНН <НОМЕР> в пользу <ФИО4> незаконно удержанные пени в сумме 221,55 копеек и зачесть излишне уплаченную сумму в счет будущей квартплаты кв. 134 д. 31 по ул. <АДРЕС> г. <АДРЕС>;

5. Взыскать с ответчика в пользу истцов штраф в размере 50% от неудовлетворенных в добровольном порядке требований потребителя.

Истец <ФИО3> в судебном заседании подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, и просила удовлетворить уточненные исковые требования в полном объеме.

Истцы <ФИО4>, <ФИО5> в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Суду доверяют. На исковых требованиях настаивают.

Представитель ответчика ООО «Департамент ЖКХ <АДРЕС> - <ФИО6>, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала в полном объеме и пояснила, что отношения между истцами и ответчиком не могут рассматриваться как отношения по защите прав потребителей, поскольку в преамбуле Закона «О защите прав потребителей», установлено, что данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителем и
изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров
(выполнения работ, оказания услуг), устанавливает права потребителей на приобретение
товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья,
имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах,
услугах) и об их изготовителях, просвещение, государственную и общественную защиту их
интересов, а так же определяет механизм реализации этих прав.

При этом, «потребителем» признается гражданин, имеющий намерение заказать или
приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги)
исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с
осуществлением предпринимательской деятельности.

Исполнителем же определяется организация независимо от ее организационно-правовой
формы, либо индивидуальный предприниматель, выполняющий работы или оказывающий
услуги потребителям по возмездному договору.

В соответствии же с Правилами <НОМЕР> «исполнителем» является - юридическое лицо
независимо от организационно-правовой формы, либо индивидуальный предприниматель,
предоставляющий потребителю «коммунальные услуги».

При этом, управляющая организация представляет интересы собственников помещений и действует в их интересах, однако сама не выступает в качестве потребителя коммунальных услуг и не является их перепродавцом, а суммы, внесенные собственниками помещений в
многоквартирном доме за потребленные ими коммунальные услуги, не являются платой
управляющей компании за эти услуги, а предназначены для оплаты стоимости коммунальных услуг ресурсоснабжающим организациям, предоставившим их в соответствии с заключенным договором. В Правилах <НОМЕР> «ресурсоснабжающие организации» определены как - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов. Так же истцами по делу не было заявлено того обстоятельства, что  оказанная ответчиком коммунальная услуга по предоставлению отопления либо электроснабжения является ненадлежащего качества.

ООО «Департамент ЖКХ г. <АДРЕС> осуществляет обслуживание многоквартирного дома по адресу: <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, 31-134 на основании договора управления <НОМЕР> от <ДАТА9> и производит начисления за предоставленные коммунальные услуги в соответствии с постановлением Правительства РФ <НОМЕР> от <ДАТА10> «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее Правила <НОМЕР>).

В разделе VI указанных Правил определен порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги. В п. 42 данного раздела указано, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. Аналогичное указание Закона установлено так же в ч. 1 ст. 544 ГК РФ, и в ч. 1 ст. 157 ЖК РФ.

При этом по данному адресу установлен прибор учета марки СОИ 449 М <НОМЕР>. Данный прибор содержит отметку, на которой содержится информация о соответствии проведенной поверки прибора госстандарту, а также дата проведения поверки - <ДАТА11> В соответствии с техническими характеристиками указанного счетчика определено: класс точности - 2,0; средний срок службы - не менее 30 лет, межповерочный интервал составляет 16 лет.

В соответствии с Правилами <НОМЕР> - "индивидуальный прибор учета" - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме.

П. 80 Правил устанавливает, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

Кроме того, п. 81 Правил <НОМЕР> гласит, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Кроме того, в соответствии с п. 9 ст. 11 Федерального закона от <ДАТА12> N 261-ФЗ «Об
энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники зданий, строений, сооружений, помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.

Собственники помещений в многоквартирных домах до <ДАТА13> обязаны
были обеспечить многоквартирные дома коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета электрической энергии (п. 5 ст.13 Закона N 261-ФЗ).

Управляющая компания не является ни собственником, ни инициатором проведения поверки указанного прибора учета и поэтому не является хранителем соответствующих документов к этому прибору.  Кроме того, в соответствии с ч. Е (1) п. 31 Правил <НОМЕР> управляющая компания осуществляет контрольное снятие показаний индивидуальных приборов учета и проверку их состояния, которые показывают, что прибор учета является утвержденного типа, видимых повреждений корпуса нет, целостность пломбы не нарушена, срок поверки не нарушен. Таким образом, данный прибор учета правомерно находится на коммерческом учете управляющей организации и его показания принимаются к расчету.

Однако, в связи с тем, что истцы не подают показания прибора учета, в соответствии с п.п. б п. 59 Правил <НОМЕР>, плата за коммунальную услугу за расчетный период определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показанию индивидуального прибора учета. При повторном снятии показаний прибора учета, расчет платы за предоставленную коммунальную услугу по электроснабжению производится с учетом этих данных. Таким образам, именно собственника помещения Законодатель РФ наделяет
обязанностью организовывать работу индивидуального прибора учета. Являясь исполнителем, управляющая компания осуществляет начисления по показанию прибора учета согласно действующему Законодательству РФ, и никак не нарушает права истцов.

В августе месяце 2015г. произведена корректировка платы разницы между предъявленными объемами поставщика и населением, и приведено в соответствие начисление населению с показаниями общедомового прибора учета. По итогам начисления платы  ОДН электроэнергия за июнь-июль 2015г. по спорной квартире составляет -65,92 руб., что отражено в квитанции за август 2015 г. Таким образом, начисление платы на общедомовые нужды по электроэнергии производится в соответствии с Правилами <НОМЕР>.

Что касается проведения перерасчета (корректировки) платы за отопление за 2014 год, то действительно в соответствии с п. 19 Правил <НОМЕР> предусмотрено проведение корректировки по статье отопления 1 раз в год по итогам предыдущего года. Календарный год, в котором необходимо провести корректировку за 2014 год еще не закончен, т.е. права истцов управляющей организацией не нарушены, следовательно, и оснований для судебной защиты гражданских прав на данный момент нет.

Начисление пени производится на основании п. 14 ст. 155 ЖК РФ, где установлено, что лица, несвоевременно и (или) неполностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны  уплатить кредитору пени. В связи с тем, что истцами оплата за жилое помещение и коммунальные услуги вносилась не в полном объеме, в соответствии с указанной нормой и производится начисление пени.

Нормы постановления Правительства РФ от <ДАТА14> <НОМЕР> «О предоставлении
коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и
жилых домов», на которые ссылаются истцы, регламентируют порядок начисления платы за коммунальные услуги за расчетный период на общедомовые нужды при самостоятельном производстве коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению. ООО «Департамент ЖКХ г. <АДРЕС> не осуществляет самостоятельное производство коммунальных услуг, и, кроме того, указанные пункты не содержат требований по проведению перерасчета платы за горячее водоснабжение и холодное водоснабжение по итогам прошедшего периода. Начисление платы за предоставленные коммунальные услуги, равно как и корректировка этих начислений осуществляется в соответствии с Правилами <НОМЕР>. <ДАТА14> в указанные Правила внесены изменения, согласно которым Законодатель РФ исключил обязательства по проведению корректировок платы за горячее и холодное водоснабжение по итогам прошедшего расчетного периода.

Таким образом, требование истцов о проведении перерасчета платы за горячее и
холодное водоснабжение за 2014 год не содержит правовых оснований и не предусмотрено
Законом РФ.

На основании изложенного, представитель ответчика просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Допрошенный в судебном заседании <ДАТА15> в качестве специалиста <ФИО7> пояснил, что тип счетчика, который установлен в квартире истцов - это СОИ 449, 446 с буквой М. Данный тип счетчиков выпускает Московский завод «ПЗМ» с поверочным интервалом 16 лет. Такие типы счетчиков выпускали несколько заводов, основную партию выпускал Московский завод. На каждом типе счетчика имеется наклейка, где указана дата поверки и клеймо госповерителя. На рассматриваемом счетчике последняя дата поверки указана 2004 год, соответственно счетчик действителен до 2020 года. <ДАТА16> сотрудником ООО «Департамент ЖКХ <АДРЕС> Мамзуриной был составлен акт-предписание, в котором указано, что счетчик некоммерческий. Однако данный акт составлен некорректно, данный сотрудник пенсионного возраста, она переволновалась, на момент составления акта ее ввели в заблуждение. Сотрудник Мамзурина по своим должностным обязанностям уполномочена оценивать какой счетчик установлен - коммерческий или некоммерческий. В момент составления акта он сам не присутствовал, поскольку не наделен данными полномочиями, поверкой никогда не занимался.

·       Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что <ФИО3>, <ФИО4>, <ФИО5> являются собственниками трехкомнатной квартиры, общей площадью 67,90 кв.м, жилой площадью 42,90 кв.м, расположенной по адресу: <АДРЕС> область, <АДРЕС>, улица <АДРЕС>, дом <НОМЕР>, квартира <НОМЕР> (по 1/3 доли каждый), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от <ДАТА17>

<ДАТА18> истцы снялись с регистрационного учета по указанному адресу, в связи с приобретением иного жилого помещения. Данное обстоятельство сторонами не оспаривалось. 

Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

ООО «Департамент ЖКХ г. <АДРЕС> осуществляет обслуживание многоквартирного дома по адресу: <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, 31-134 на основании договора управления <НОМЕР> от <ДАТА9> и производит начисления за предоставленные коммунальные услуги в соответствии с постановлением Правительства РФ <НОМЕР> от <ДАТА10> «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее Правила <НОМЕР>).

Учет количества энергетических ресурсов прямо относится к сфере деятельности, регулируемой законом «Об обеспечении единства измерений» 102-ФЗ от <ДАТА19> (ст.1 п.З пп.8).

Пункт 21 статьи 2 указанного ФЗ гласит, что «средство измерений - техническое средство,
предназначенное для измерений».

В соответствие с п. 1 ст. 9 <НОМЕР> «... к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона...».

Утверждение типа средств измерений, в соответствие с п.1 ст.11 102-ФЗ относится к
сфере государственного регулирования.

В соответствии с п.1,2 ст.12 102-ФЗ тип средств измерений подлежит обязательному утверждению. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений. Решение об утверждении типа средств измерений принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области обеспечения единства измерений.

В соответствии с п.6 ст. 12 102-ФЗ сведения об утвержденных типах средств
измерений вносятся в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства
измерений.

В 2004 году Акционерное общество «Электросеть» установило на квартире <НОМЕР>
электросчетчик производства Вильнюсского завода электроизмерительной техники (ВЗЭТ) 1986 года выпуска <НОМЕР>. Паспорт на него истцам не передавался. На данном счетчике указан его тип «СО-И449М».

В Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений присутствуют сведения о выпускавшихся Вильнюсским заводом электроизмерительной техники в восьмидесятых годах и зарегистрированных типах «СО-И449М1Э», «СО-И449М1Т» с межповерочными интервалами 8 лет и «СО-И449МТ» без указания межповерочного интервала.  

Сведения о зарегистрированном типе «СО-И449М» в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений отсутствуют.

Это свидетельствует о том, что тип средства измерения «СО-И449М» в
соответствии с законом не утверждался, сведения о нем в государственный реестр
средств измерений, а затем в информационный фонд по обеспечению единства измерений
не вносились.

В соответствии с действующими правовыми нормами, ФЗ "Об обеспечении единства
измерений", применение счетчика электрической энергии <НОМЕР> типа «СО-И449М»
1986 года выпуска, не внесенного в информационный фонд по обеспечению единства
измерений, для учета количества энергетических ресурсов и расчетов оплаты за них
является недопустимым и незаконно.

Кроме того, по данным официального сайта Федерального агентства по тех. регулированию и
метрологии http://protect.gost.ru ГОСТ 6570-75 «Счетчики электрические активной и реактивной энергии индукционные. Общие технические условия» устанавливал требования к счетчикам,
изготавливаемым для нужд народного хозяйства и действовал до <ДАТА20>

Постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по стандартизации,
метрологии и сертификации от <ДАТА21> N 118 межгосударственный стандарт
ГОСТ 6570-96 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта
Российской Федерации с <ДАТА22>

ГОСТ 6570-96 утратил силу на территории РФ с <ДАТА23>

В настоящее время действует ГОСТ 31819.11-2012 «Аппаратура для измерения
электрической энергии переменного тока. Частные требования. Часть 11. Электромеханические счетчики активной энергии классов точности 0,5; 1 и 2. Приказом Федерального агентства по тех. регулированию и метрологии от 22.11.2012 №1036-ст ГОСТ введен в действие с 01.01.2014 года.

ГОСТ 8.259.2004 «Счетчики электрические активной и реактивной энергии
индукционные. Методика поверки» введен в действие с <ДАТА24> Указанным
ГОСТ устанавливается методика первичной и периодической поверок. Из текста данного
ГОСТ усматривается, что межповерочные интервалы данным ГОСТ не устанавливались.

ГОСТ 31819.11-2012 и ГОСТ 8.259.2004 не являются взаимозаменяемыми, поскольку
регулируют разные области регулирования средств измерений. Ни один из указанных
ГОСТ не содержит сведений о межповерочном интервале для счетчиков.

По данным официального сайта Росстандарта - федерального информационного
фонда по обеспечению единства измерений сроки поверки разных типов средств
измерений указаны в гос. реестре средств измерений для каждого, отдельного типа
средства измерения и завода-изготовителя и для разных типов межповерочный интервал
установлен разный 8 и 16 лет.

Счетчик типа СО-И449М как средство измерения в реестре отсутствует.

У истцов установлен счетчик 1986 года выпуска типа СО И449 однофазный, индукционный, класс точности 2.0.

Как следует из ответа ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. <АДРЕС> области» от <ДАТА25> <НОМЕР> счетчик однофазный СО-И449 <НОМЕР> был поверен данной организацией <ДАТА26>, удостоверен знаком поверки с номером <НОМЕР>. Межповерочный интервал для счетчиков указанного типа составляет 8 лет.

Согласно паспорту на счетчик электрический однофазный типа СО-И449 вильнюсского завода электроизмерительной техники п. 4.1 счетчик должен проходить обязательную гос. поверку 1 раз в 8 лет.

Согласно  ответу ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. <АДРЕС> области» от <ДАТА27> <НОМЕР>, длительность межповерочного интервала устанавливается заводом-изготовителем при утверждении типа средства измерения для внесения в Государственный реестр средств измерений. На счетчик электрический однофазный типа СО-И449М информация о межповерочном интервале в реестре отсутствует.

В соответствии с ч. Е (1) п. 31 Правил <НОМЕР> управляющая компания осуществляет контрольное снятие показаний индивидуальных приборов учета и проверку их состояния, которые показывают, что прибор учета является утвержденного типа, видимых повреждений корпуса нет, целостность пломбы не нарушена, срок поверки не нарушен.

Согласно представленному в материалы дела акту-предписанию <НОМЕР> А от <ДАТА16>, составленному контролером ООО «Департамент ЖКХ <АДРЕС> Мамзуриной, электрический счетчик типа СО-И449М <НОМЕР>, год выпуска 1986, дата поверки <ДАТА11> - «не коммерческий».

Следовательно, срок поверки данного счетчика истек  <ДАТА28> и с указанной даты показания данного счетчика не могут приниматься к учету.

Доводы стороны ответчика, в том числе и показания свидетеля <ФИО7> о том, что данный акт не может быть принят во внимание, поскольку при его составлении контролер переволновалась и была введена в заблуждение, являются голословными и не подтверждены материалами дела. <ФИО7> не является лицом, уполномоченным проводить данного рода проверки и составлять по их результатам акты, кроме того, указанный свидетель при составлении акта не присутствовал. Контролер Мамзурина наделена соответствующими полномочиями, имеет многолетний опыт работы, а потому составленный ею акт-предписание <НОМЕР> А от <ДАТА16> принимается судом во внимание при вынесении решения. 

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что расчет платы за электроэнергию не соответствует Приказу <НОМЕР> от <ДАТА29> и Приказу <НОМЕР> от <ДАТА30> Министерства энергетики и ЖКХ <АДРЕС> области и выполняется с нарушением п.п. «г», «д» п. 31, 42, 59, 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <ДАТА31> N 354.

В соответствии с пп. а)  п. 59 и п.60 указанных Правил, при выходе у потребителя счетчика электроэнергии и не проведения им мероприятий по его замене в течение 3 месяцев, расчет объемов потребленной электрической энергии производится с использованием утвержденных нормативов потребления электроэнергии на человека.

В соответствии с пп. б) п. 59 и п.60 указанных Правил, в случае не предоставления показаний индивидуальных приборов учета в течение 6 месяцев подряд, начиная с 7 месяца, определение объемов потребленной электрической энергии также производится в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Согласно  Приказу Министерства энергетики и ЖКХ <АДРЕС> области от <ДАТА29> года <НОМЕР> с <ДАТА33> по <ДАТА34> тариф электроэнергии на период с <ДАТА35> по <ДАТА34>  одноставочный тариф составляет 2,22 рубля. С <ДАТА36>  тариф составляет 2,41 рублей.

Согласно  Приказу Министерства энергетики и ЖКХ <АДРЕС> области от <ДАТА30> <НОМЕР> норматив потребления электроэнергии для 3-х комнатной квартиры на 1 человека составляет 206 к.вт.

По действующему законодательству при отсутствии электросчетчика  начисление в месяц должно составлять:

2,22 руб. х 206 к.вт. = 457 рублей 32 копейки - за период <ДАТА3> по <ДАТА34>,

2,41 руб. х 206 к.вт. = 496,46 рублей - начиная с <ДАТА36>.

По состоянию на <ДАТА38> сумма необоснованных начислений по электроэнергии истцам составляет  9 277 руб. 36 коп. Суд соглашается с расчетом, представленным истцами и принимает его в основу решения. Своего контррасчета сторона ответчика не представила.

В связи с чем, принимая во внимание все вышеизложенное, суд находит подлежащим удовлетворению требование истцов об обязании ответчика произвести перерасчет платы за электроэнергию за период с <ДАТА3> года по <ДАТА4> по квартире <НОМЕР> дома <НОМЕР> по улице <АДРЕС> в соответствии с действующими нормативами потребления для квартир, не имеющих электросчетчиков и уменьшить начисление на 9 277 рублей 36 копеек.

Также суд находит подлежащим удовлетворению требование истцов о взыскании с ООО «Департамент ЖКХ <АДРЕС> в пользу <ФИО4> неправомерно удержанные пени в сумме 221 рубль 55 копеек и зачете излишне уплаченной суммы в счет будущей квартплаты квартиры <НОМЕР> дома <НОМЕР> по улице <АДРЕС>.

Начисление пени производится на основании п. 14 ст. 155 ЖК РФ, которым установлено, что лица, несвоевременно и (или) неполностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны  уплатить кредитору пени. В связи с тем, что истцами оплата за жилое помещение и коммунальные услуги вносилась не в полном объеме, что и не оспаривалось в ходе рассмотрения дела, в соответствии с указанной нормой им производится начисление пени. Однако, поскольку пени начислялись и на сумму задолженности по оплате электроэнергии, то суд полагает возможным признать сумму пени 221,55 рублей удержанной неправомерно и зачесть ее в счет будущей квартплаты. Расчет суммы пени, представленный истцами, проверен судом, является арифметически верным и не оспорен представителем ответчика.

 В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА39> N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которыми установлен порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, возможность проведения корректировки размера платы за коммунальные услуги (в том числе и отопление) в сторону увеличения или уменьшения.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 21 названных Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета, размер платы за коммунальные услуги для отопления определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N2 к настоящим Правилам.

Подпунктом 3 пункта 2 приложения N2 к названным Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем.

Исходя из представленных ответчиком сведений (сведения по объемам потребления энергоресурсов ОАО «ТЕВИС»), совпадающих с данными тепловых  отчетов, поданных  в ОАО «ТЕВИС», он оказал услуг в 2014 году и оплатил поставщику теплоэнергии за отопление дома по адресу <АДРЕС>, 31 сумму в размере 2 394 495 руб. 23 коп.

Сумма денежных средств, которая должна быть выставлена всему дому за 2014 год, исходя из площади жилых помещений дома и тарифа за отопление: 3 488 474,12 + 8 728,86 - 468, 37 = 3 496 734,61 руб.

В квитанциях за Апрель 2014 года сделан перерасчет за отопление за 2013 год в размере одной ежемесячной оплаты за отопление, т.е. деньги за апрель (отопление) фактически не собирались.

Таким образом (с учетом перерасчета за 2013 год 291 394,55 руб.) должна была быть собрана за отопление по всему дому за 2014 год сумма: 3 496 734,61 - (3 496 734,61 / 12) = 3 205 340,06 руб.

Расчет излишне собранной всему дому суммы за отопление в 2014 году: 3 205 340,06 руб. (собрано по всему дому за 2014 год) - 2 394 495, 23 рубля (фактически потреблено и оплачено поставщику) = 810 444,83 рублей - сумма, излишне собранных средств за отопление всему дому.

При этом корректировка за отопление по итогам 2013 года в суме 834 424,19 рублей не может быть применена, поскольку постановлением <НОМЕР> не предусмотрен вычет суммы корректировки предыдущего года за отопление при перерасчете за последующий и корректировка за каждый последующий год производится отдельно.

Реально не собирались средства за отопление по апрельским счетам 2014 года (компенсация за 2013 год) в размере 291 394,55 руб., а не 834 424,19 руб.

Расчет суммы, подлежащей возврату за отопление  по кв. 134 по переплате за 2014 г:

810 444,83 руб./ 13 290,78 кв.м.*65,7 кв.м. = 4 008,23 руб.

4 008,23 руб.  - сумма подлежащая возврату за отопление в связи с переплатой по кв. 134 исходя из отчетов ответчика.

Вместе с тем, календарный год, в котором необходимо провести корректировку за 2014 год еще не закончен, истцы, в силу положений ст. 11 ГК РФ, не могут требовать защиты тех прав, которые еще не были нарушены ответчиком, поскольку такое нарушение может и вовсе не иметь места, а является, на момент вынесения судебного решения, лишь предположением истцов о последующем поведении ответчика.

В связи с чем, требование истцов об обязании ООО «Департамент ЖКХ г. <АДРЕС> произвести перерасчет (корректировку) платы за отопление за 2014 год по кв. 134 д. 31 по ул. <АДРЕС> г. <АДРЕС>   на сумму 4008,23 рублей  с зачетом излишне уплаченной суммы в счет будущей квартплаты, удовлетворению не подлежит.

Также суд не находит оснований для удовлетворения требования истцов об обязании ответчика  произвести перерасчет (корректировку) платы за коммунальные ресурсы (горячее и холодное водоснабжение) за 2014 год по кв. 134 д. 31 по ул. <АДРЕС> г. <АДРЕС>   на сумму  662,67 рублей  с зачетом излишне уплаченной суммы в счет будущей квартплаты.

Пунктом 46 постановления Правительства РФ от <ДАТА40> N 354  "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" установлено, что плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета за этот расчетный период, меньше чем сумма определенных в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях, и определенных в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за этот расчетный период при самостоятельном производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.

Пунктом 47 установлено, что в случае, указанном в пункте 46 настоящих Правил, объем коммунального ресурса в размере образовавшейся разницы исполнитель обязан:

а) распределить между всеми жилыми помещениями (квартирами) пропорционально размеру общей площади каждого жилого помещения (квартиры) - в отношении отопления и газоснабжения для нужд отопления либо пропорционально количеству человек, постоянно и временно проживающих в каждом жилом помещении (квартире) - в отношении холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения для приготовления пищи и (или) подогрева воды; (в ред. Постановления Правительства РФ от <ДАТА41> N 344)

б) уменьшить на объем коммунального ресурса, отнесенный в ходе распределения на жилое помещение (квартиру), объем аналогичного коммунального ресурса, определенный для потребителя в жилом помещении за этот расчетный период в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил, вплоть до нуля и использовать полученный в результате такого уменьшения объем коммунального ресурса при расчете размера платы потребителя за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в жилое помещение (квартиру) за этот расчетный период. В случае если объем коммунального ресурса, приходящийся на какого-либо потребителя в результате распределения в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, превышает объем коммунального ресурса, определенный для потребителя в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил, излишек коммунального ресурса на следующий расчетный период не переносится и при расчете размера платы в следующем расчетном периоде не учитывается.

 Нормы постановления Правительства РФ от <ДАТА14> <НОМЕР> «О предоставлении
коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и
жилых домов», на которые ссылаются истцы, регламентируют порядок начисления платы за коммунальные услуги за расчетный период на общедомовые нужды при самостоятельном производстве коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению. ООО «Департамент ЖКХ г. <АДРЕС> не осуществляет самостоятельное производство коммунальных услуг, и, кроме того, указанные пункты не содержат требований по проведению перерасчета платы за горячее водоснабжение и холодное водоснабжение по итогам прошедшего периода. Начисление платы за предоставленные коммунальные услуги, равно как и корректировка этих начислений осуществляется в соответствии с Правилами <НОМЕР>. <ДАТА14> в указанные Правила внесены изменения, согласно которым Законодатель РФ исключил обязательства по проведению корректировок платы за горячее и холодное водоснабжение по итогам прошедшего расчетного периода.

Таким образом, требование истцов о проведении перерасчета платы за горячее и
холодное водоснабжение за 2014 год не содержит правовых оснований и не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Не могут быть приняты во внимание доводы ответчика о том, что к рассматриваемым правоотношениям не применим ФЗ «О защите прав потребителей».

Закон Российской Федерации от <ДАТА42> N 2300-1 "О защите прав потребителей" согласно его преамбуле регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).

При этом под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий или приобретающий работы или услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а исполнителем - организация независимо от ее организационно-правовой формы, выполняющая работы или оказывающая услуги потребителям по возмездному договору.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <ДАТА43> N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", законодательством о защите прав потребителей не регулируются отношения граждан с товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, жилищными накопительными кооперативами, садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан, если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях. На отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам, в том числе и членам этих организаций, платных услуг (работ) Закон о защите прав потребителей распространяется.

В соответствии с ч. 2 ст. 161 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в этом доме (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).

Таким образом, граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, являются потребителями услуг, оказываемых управляющей организацией по возмездному договору управления многоквартирным домом, в связи с чем, на данные правоотношения распространяется Закон Российской Федерации от <ДАТА42> N 2300-1 "О защите прав потребителей".

 В соответствии со ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Таким образом, из смысла ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» сумма штрафа исчисляется из суммы, взысканной в пользу истца в качестве ответственности продавца за нарушение прав потребителя. При этом, как следует из положений п. 3 ст. 13 и ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) наступает в форме возмещения вреда, уплаты неустойки (пени) и компенсации морального вреда. Кроме того, с учетом положений постановления Пленума ВС РФ от <ДАТА44> <НОМЕР> «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).

При определении размера штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения установленных законом требований потребителя должны быть учтены взысканные судом в пользу истца суммы, неустойки и компенсации морального вреда.

В данном случае какие-либо материальные суммы в пользу истцов не взысканы, а потому штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения установленных законом требований потребителя, не может быть взыскан.

Поскольку истцы при подаче искового заявления в соответствии с ч.2 ст.333.36 Налогового кодекса РФ были освобождены от уплаты госпошлины, в соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты госпошлины.

В связи с чем, с ООО «Департамент ЖКХ <АДРЕС> в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей 00 копеек.

Руководствуясь ФЗ «О защите прав потребителей», ст.157 ЖК РФ, ст. ст. 12, 56, 67, 194-199 ГПК РФ, ФЗ от <ДАТА45> <НОМЕР> «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», мировой судья

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Департамент ЖКХ <АДРЕС> ИНН <НОМЕР> произвести перерасчет платы за электроэнергию за период с <ДАТА3> года по <ДАТА4> по квартире <НОМЕР> дома <НОМЕР> по улице <АДРЕС> в соответствии с действующими нормативами потребления для квартир, не имеющих электросчетчиков и уменьшить начисление на 9 277 рублей 36 копеек.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Департамент ЖКХ <АДРЕС> ИНН <НОМЕР> в пользу <ФИО4> неправомерно удержанные пени в сумме 221 рубль 55 копеек и зачесть излишне уплаченную сумму в счет будущей квартплаты квартиры <НОМЕР> дома <НОМЕР> по улице <АДРЕС>.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Департамент ЖКХ <АДРЕС> ИНН <НОМЕР> госпошлину в доход местного бюджета г.о. <АДРЕС> в размере 400 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в <АДРЕС> районный суд г. <АДРЕС> области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через мирового судью судебного участка <НОМЕР>  Автозаводского судебного района г. <АДРЕС> области путем подачи апелляционной жалобы.

Решение в окончательной форме изготовлено <ДАТА46>

Мировой судья:                                                                                                        <ФИО1>