Решение по делу № 2а-1453/2018 ~ М-1413/2018 от 20.11.2018

Дело № 2а-1453/2018     копия

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 декабря 2018 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Войтко Н.Р., при секретарях Смирновой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Пермскому краю к Пермяковой Наталье Анатольевне о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Пермскому краю (далее – МРИ ФНС № 6, налоговый орган) обратилась с административным иском к Пермяковой Н.А. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ в сумме 6 955 руб., недоимки по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1 364,25 руб., штрафа по налогу на доходы физических лиц в сумме 500 руб.

В иске указано, что Пермякова Н.А. состояла на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России по Пермскому краю в качестве налогоплательщика, осуществляемого предпринимательскую деятельность с 14.02.2014 до 17.04.2017 и в соответствии с ст. 419 НК РФ являлась плательщиком страховых взносов. Согласно ст. 432 НК РФ Пермякова Н.А. обязана была уплатить страховые взносы не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе. Письмом ФНС России от 07.03.2017 N БС-4-11/4091@ «Об исчислении страховых взносов» установлен порядок расчета страховых взносов, подлежащих уплате индивидуальными предпринимателями, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в 2017 году. Размер страховых взносов исходя из размера дохода налогоплательщика в 2017 году, на дату снятия с учета в качестве налогоплательщика страховых взносов составляет на обязательное пенсионное страхование – 6 955 руб., на обязательное медицинское страхование – 1 364,25 руб. Исчисленная сумма страховых взносов по соответствующему сроку уплаты в бюджет не поступила.

Кроме того, Пермякова Н.А., являясь индивидуальным предпринимателем, своевременно не представила в налоговый орган налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2014, 2016 годы, чем совершила налоговое правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 229 НК РФ. Решениями №№ 8904, 8905 от 08.11.2017 административный ответчик привлечена к налоговой ответственности, штрафная санкция составила в общей сумме 500 руб.

На основании ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику направлены требования об уплате страховых взносов и пени: № 898, 901 от 10.01.2018 с указанием срока оплаты – 30.01.2018; № 1227 от 30.01.2018 с указанием срока оплаты – 19.02.2018.

В сроки, указанные в требовании, суммы налога и страховых взносов в бюджет не поступили, в связи с чем, МРИ ФНС № 6 обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебных приказов о взыскании с Пермяковой Н.А. недоимки по страховым взносам.

Определением мирового судьи судебного участка № 2 Лысьвенского судебного района Пермского края от 30.05.2018 судебный приказ по заявлению должника был отменен, в связи с чем, налоговый орган обратился с административным иском в суд.

Просит взыскать с Пермяковой Н.А. недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ в сумме 6 955 руб., недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1 364,25 руб., штраф по налогу на доходы физических лиц в сумме 500 руб.

Административный истец в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик Пермякова Н.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, с заявлениями и ходатайствами к суду не обращалась.

Исследовав материалы настоящего дела, материалы дела № 2а-1037/2018, суд приходит к следующему.

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ (ред. от 28.12.2017) "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

В соответствии со статьей 430 НК РФ плательщики, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, установлен статьей 432 Кодекса.

В силу ст. 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя в качестве плательщика страховых взносов.

Размер страховых взносов исходя из размера дохода налогоплательщика в 2017 году, на дату снятия с учета в качестве налогоплательщика страховых взносов составляет: на обязательное пенсионное страхование – 6 955 руб., на обязательное медицинское страхование – 1 364,25 руб.

Исчисленные суммы страховых взносов по соответствующему сроку уплаты в бюджет не поступили.

Кроме того, согласно пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Из подпункта 1 пункта 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) следует, что исчисление и уплату налогов в соответствии с настоящей статьей производят физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

На основании п. 5 ст. 227 НК РФ налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса.

Абзацем 2 части 1 статьи 229 НК РФ установлено, что налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

На основании п.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

В соответствии с п. 2 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с п.4 ст.69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. В случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма (п.6 ст.69 НК РФ).

Основания и порядок принудительного взыскания налога с физического лица установлены ст. 48 НК РФ.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч.3 ст. 48 НК РФ.).

В соответствии с ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Как следует из материалов дела Пермякова Н.А. состояла на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России по Пермскому краю в качестве налогоплательщика, осуществляемого предпринимательскую деятельность с 14.02.2014 до 17.04.2017 (л.д. 57-59).

После снятия с учета в качестве индивидуального предпринимателя в срок до 02.05.2017 Пермякова Н.А. страховые взносы, согласно ст.ст. 430, 432 НК РФ не уплатила.

Кроме того, за несоблюдение требований п. 1 ст. 229 НК РФ, решениями №№ 8904, 8905 от 08.11.2017 административный ответчик привлечена к налоговой ответственности, штрафная санкция составила в общей сумме 500 руб.(л.д. 29-33, 42-46).

Налоговым органом в адрес Пермяковой Н.А. направлены требования № 898, 901 от 10.01.2018 об уплате штрафа в общей сумме 500 руб. с указанием срока оплаты – 30.01.2018; требование № 1227 от 30.01.2018 об уплате недоимки по страховым взносам в Пенсионный фонд в сумме 6955 руб., недоимки по страховым взносам в фонд ОМС в сумме 1364,25 руб. с указанием срока оплаты – 19.02.2018 (л.д. 9-11, 12-14).

С учетом разъяснений, содержащихся в определении Конституционного Суда РФ от 26.10.2017 N 2465-О, а также п. 11, 60 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденных Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016, несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 - 2 статьи 70, статьями 46 - 47 НК РФ, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона. Однако пропущенный уполномоченным органом по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 47 НК РФ) с учетом разъяснений, данных в пункте 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

При рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.

Учитывая, что данные сроки в силу названных норм могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом, однако такое восстановление производится судом на основании ходатайства налогового органа, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

При этом не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.

Вместе с тем, как указано выше, требование № 1227 от 30.01.2018 об уплате недоимки по страховым взносам в Пенсионный фонд в сумме 6955 руб., недоимки по страховым взносам в фонд ОМС в сумме 1364,25 руб. направлены в адрес административного истца 30.01.2018, то есть с нарушением трехмесячного срока, установленного ст. 70 НК РФ, в связи с чем, определение срока для обращения в суд должно исчисляться в последовательности и продолжительности, установленной выше названными нормами закона.

Таким образом, учитывая установленный срок оплаты страховых взносов 02.05.2017, а также установленные сроки, для направления требования и сроков их исполнения, требования должно быть направлено не позднее 02.08.2017 (с учетом положений п. 7 ст. 6.1 НК РФ). С учетом сроков, установленных ч. 4, 6 ст. 69 НК РФ для получения требования и его исполнения, а также учитывая порядок исчисления сроков, установленный ст. 6.1 НК РФ, требования об уплате недоимки по страховым взносам должно быть исполнено налогоплательщиком до 22.08.2017.

Таким образом, шестимесячный срок для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования истек 22.02.2018.

С заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Пермяковой Н.А. недоимки по страховым взносам налоговый орган обратился, 14.05.2018 (дело № 2а-1037/18), то есть с пропуском срока установленного для обращения в суд.

Суд полагает, что выдача судебного приказа, пропущенный срок обращения в суд автоматически не восстанавливает.

Своевременное обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по налогу после отмены судебного приказа в данном случае не свидетельствует о соблюдении налоговым органом требований статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации о сроках обращения в суд для принудительного взыскания недоимки.

В определении от 26.10.2017 N 2465-О Конституционный Суд РФ указал, что пункт 3 ст. 48 НК РФ не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа; при этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.

Бремя доказывания уважительности причин пропуска срока возложено на административного истца в силу общего правила распределения обязанности по доказыванию, установленного ст. 62 КАС Российской Федерации.

Ходатайства о восстановлении пропущенного срока и уважительности причин пропуска срока административным истцом не заявлено и не представлено.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Поскольку налоговым органом нарушен срок для обращения в суд за взысканием недоимки по страховым взносам в Пенсионный фонд и фонд ОМС то исковые требования в указанной части удовлетворению не подлежат.

Вместе с тем, с учетом вышеприведенных обстоятельств, срок за обращением с требованием о взыскании штрафа по налогу на доходы физических лиц в сумме 500 руб., взыскиваемые на основании решений налогового органа от 08.11.2017 (требования № 898 и № 901 от 10.01.2018) административным истцом не пропущен.

Таким образом, с Пермяковой Н.А. подлежит взысканию штраф по налогу на доходы физических лиц в сумме 500 руб.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В соответствии с п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" в силу части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

При разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

С учетом бюджетного законодательства уплата государственной пошлины по настоящему делу, рассмотренному городским судом, подлежит взысканию в доход местного бюджета.

Истец – налоговый орган в силу п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины, исходя из размера удовлетворением исковых требований судебные расходы в виде государственной пошлины подлежат взысканию в доход местного бюджета с ответчика в размере 400 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Пермскому краю удовлетворить частично.

Взыскать с Пермяковой Натальи Анатольевны, проживающей по адресу: <адрес>, штраф по налогу на доходы физических лиц в размере 500 руб.

В удовлетворении требований о взыскании с Пермяковой Натальи Анатольевны недоимки по страховым взносам за 2017 год на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ в сумме 6955 руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1364 руб. 25 коп. отказать.

Взыскать с Пермяковой Натальи Анатольевны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: (подпись)

Копия верна.

Судья Н.Р. Войтко

2а-1453/2018 ~ М-1413/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 6
Ответчики
Пермякова Н.А.
Суд
Лысьвенский городской суд
Судья
Войтко Н. Р.
20.11.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
21.11.2018[Адм.] Передача материалов судье
21.11.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
21.11.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.11.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.12.2018[Адм.] Судебное заседание
11.12.2018[Адм.] Судебное заседание
12.12.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.12.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее