РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 марта 2015 г. с.Чара
Каларский районный суд
Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Пешковой О.Н.,
при секретаре Селиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-120/2015 по исковому заявлению М.А.Ф. к администрации сельского поселения «Чарское», администрации муниципального района «Каларский район» о признании права собственности на квартиру,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ семья истца на основании ордера №, выданного <данные изъяты>, заселилась в квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ семья истца выкупила указанную квартиру у <данные изъяты> по остаточной стоимости. Постановление о продаже квартиры и квитанция к ордеру об оплате были выписаны на имя жены истца – М.В.Н., как работника <данные изъяты> С ДД.ММ.ГГГГ семья проживает в данной квартире, но из-за отсутствия правоустанавливающих документов на квартиру не может распоряжаться ей, а также получить свидетельство на право собственности в органах государственной регистрации. Жена истца и дочь отказываются от установления права собственности на квартиру в пользу истца. Просит суд установить его право собственности на квартиру, расположенную по адресу <адрес>.
В судебном заседании установлено.
Истец М.А.Ф. ходатайствует о рассмотрении в отсутствие, настаивает на удовлетворении заявления по основаниям, в нём изложенным.
Представители ответчиков администрации сельского поселения «Чарское», муниципального района «Каларский район» в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания, ходатайствуют о рассмотрении в отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражают.
Третьи лица М.В.Н., З.А.А. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте проведения судебного слушания извещены надлежащим образом, сведений об уважительности неявки суду не представлено.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю в судебное заседание не явился, о времени, месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении в отсутствие.
Суд, исследовав и проанализировав доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец со своей семьей на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ., выданного <данные изъяты>, заселился в квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (л.д. 10)
Согласно ордера данная квартира была предоставлена жене истца - М.В.Н., как работнику <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ семья истца выкупила указанную квартиру у <данные изъяты> по остаточной стоимости. Постановление о продаже квартиры и квитанция к ордеру об оплате были также выписаны на имя жены истца – М.В.Н.(л.д. 11-12). Однако признать данные документы как состоявшаяся сделка купли-продажи у суда не имеется оснований, поскольку как такового договора купли-продажи с указанием существенных его условий как по наименованию имущества, иных необходимых данных в них не имеется.
В составе семьи, указанном в ордере, числятся муж М.А.Ф., жена М.В.Н., дочь М.А.А., сын М.А.А.
В настоящее время данное жилое помещение как на балансе муниципального района «Каларский район», так и сельского поселения «Чарское» не числится (л.д. 18-19).
Согласно данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о правах на объект недвижимого имущества – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, отсутствуют (л.д.17).
Согласно данных паспорта с ДД.ММ.ГГГГ. истец зарегистрирован по данному адресу (л.д.5).
На квартиру выдан технический паспорт (л.д. 20-23).
Сын истца М.А.А. умер ДД.ММ.ГГГГ. (свидетельство о смерти л.д.9).
Дочь истца М(З)Е.А. и жена М.В.Н. отказались от права собственности на квартиру в пользу истица М.А.Ф., о чём представлены суду надлежащим образом заверенные заявления (л.д.13-14).
Признание права как способ защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ) в своей основе предполагает правомерность возникновения соответствующего права, в связи с чем признание судом принадлежности права конкретному лицу как один из способов защиты гражданских прав предполагает исключение возникающих сомнений в наличии у него субъективного права, предотвращение возможных споров в отношении объекта правопритязаний, а также служит основанием для оформления вещных прав на объект правопритязаний.
В настоящее время по независящим от истца причинам она не может реализовать своё право на приватизацию данного жилого помещения, что противоречит ст. 35 Конституции РФ, предусматривающей, что каждый гражданин вправе иметь имущество в собственности и ст. 3 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Статья 2 Закона РФ от 04 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда в РФ» предусматривает, что граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.
По смыслу указанного выше закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
Если государство устанавливает в законе право на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права (Бюллетень Верховного суда РФ №12, декабрь 2005г., с. 20).
Судом установлено, что жилое помещение в пользование семьи истца было предоставлено <данные изъяты>.
Согласно сведениям с администрации сельского поселения «Чарское» истец правом на приватизацию не пользовался (л.д. ).
Согласно ст. 8 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений, он вправе обратиться в суд.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно ст. 17 и ст. 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество.
В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (п.52 Постановления Пленума).
При таких обстоятельствах, суд находит исковое заявление М.А.Ф. подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление М.А.Ф. к администрации сельского поселения «Чарское», администрации муниципального района «Каларский район» о признании права собственности на квартиру удовлетворить.
Признать право собственности М.А.Ф. на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Настоящее решение после его вступления в законную силу является основанием для государственной регистрации права собственности на квартиру.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Каларский районный суд в течение месяца.
Судья Каларского районного суда п/п О. Н. Пешкова
Копия верна:
Судья Каларского районного суда О.Н. Пешкова