Д-№ 2а-387/2018
<данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 октября 2018 года г. Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд под председательством судьи КОРИНЕВСКОГО И.Е., при секретаре ДЮВАЛЬ Ж.В., с участием административного истца – <данные изъяты> СЕДЬЯКОВА А.Л. и его представителя – адвоката АЛЕКСЕЕВА В.В., рассмотрев, в открытом судебном заседании в помещении суда, административное дело по исковому заявлению СЕДЬЯКОВА А. Л. к Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (ЗРУЖО) и Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия» (УФО) об оспаривании решения, в части порядка расчета выплаченной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения и указания сведений о наличии у него и членов семьи жилых помещений, принадлежащих на праве собственности, -
у с т а н о в и л :
Обратившись в суд с иском, СЕДЬЯКОВ просил:
1) признать незаконным решение ЗРУЖО № 13-28/150 от 14.02.2018, в части расчета предоставленной ему и членам семьи субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения с учетом поправочного коэффициента 2,25 и наличия у них в собственности жилых помещений общей площадью 15,76 кв.м;
2) обязать ЗРУЖО произвести расчет и выплату ему и членам семьи субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения с учетом поправочного коэффициента 2,375 и без уменьшения норматива общей площади жилого помещения.
В судебном заседании истец и его представитель, каждый в отдельности, поддержали заявленные исковые требования и просили их удовлетворить.
В обоснование истец указал, что он ранее проходил военную службу по контракту в ВС РФ с июля 2001 года, последнее место службы в в/ч № <данные изъяты>. В виду признания им ВЛК не годным к летной работе и его нежеланием в дальнейшем проходить службу не на летных должностях, истец подал рапорт об увольнении с военной службы в связи с оргштатными мероприятиями. Приказом командующего войсками ЗВО от 19.02.2018 он был уволен с военной службы в запас по указанному основанию, после чего приказом командира в/ч № <данные изъяты> от 03.04.2018 исключен из списков личного состава воинской части с 16.04.2018. Календарная выслуга военной службы СЕДЬЯКОВА составляет более 16 лет, в льготном исчислении – более 25 лет. Решением ЗРУЖО от 14.02.2018 истцу на состав семьи из пяти человек была предоставлена жилищная субсидия для приобретения жилого помещения в размере 6 322 129 руб. 92 коп., исходя из расчета этой суммы с применением поправочного коэффициента за выслугу лет в размере 2,25. Эти денежные средства зачислены истцу банком 20.02.2018 и он понимал, что поступившие на счет деньги являются именно жилищной субсидией. Однако самого решения о предоставлении ему субсидии он не получал и получил его непосредственно в жилищном органе только 21.06.2018, тем самым не пропустив трехмесячный срок на обращение в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем, СЕДЬЯКОВ не был согласен с применением при расчете субсидии с названным коэффициентом и полагал, что поправочный коэффициент за выслугу лет должен составлять исходя из размера 2,375, поскольку он был уволен с военной службы в запас, но не исключен из списков личного состава воинской части. Помимо этого, истец считал, что уменьшение норматива предоставления общей площади жилого помещения принадлежащей ему и членам его семьи на 15,76 кв.м. на праве собственности, является необоснованным, так как ни у СЕДЬЯКОВА, ни у членов его семьи жилых помещений на праве собственности не имеется и ранее не имелось, что подтверждается представленными им выписками из Росреестра. В результате этих действий ответчика истец, по его подсчетам, не дополучил более трехсот тысяч рублей, в связи с чем считал их незаконными и просил признать иск обоснованным.
Представитель А. в обоснование требований истца сослался на отдельные нормы действующего законодательства, перечисленные в заявлении, и дополнил, что расчет жилищной субсидии должен был быть произведен исходя из коэффициента 2,375, предусмотренного для уволенных военнослужащих, так как СЕДЬЯКОВ в соответствии с приказами компетентных должностных лиц находился в стадии и процедуре увольнения по оргштатным мероприятиям, а поэтому не должно быть различий между военнослужащими ранее уволенными с военной службы по льготным основаниям и подлежащими увольнению по тем же основаниям, что нарушает конституционный принцип равенства всех перед законом. Относительно включения в частично оспариваемое решение о предоставлении жилищной субсидии, сведений о наличии у истца собственности в размере 15,76 кв.м., представитель истца отметил, что ни истцу, ни членам семьи не принадлежат какие-либо жилые помещения в таком количестве метров. Вместе с тем, А. согласился, что имеется решения первой и апелляционной инстанций, согласно которым было установлено, что жена и сын истца добровольно прекратили право пользования жилым помещением по договору социального найма, часть которого приходилась в том числе и на них, а именно в размере 15,76 кв.м. Также представитель пояснил, что действительно в частично оспариваем решении от 14.02.2018 имеются сведения об уменьшении размера предоставляемой субсидии в виду совершения за последние пять лет членами семьи истца действий, в результате которых уменьшается предоставление, в частности, жилищной субсидии, однако формально у истца нет собственности. Вместе с тем, представитель полагал частично оспариваемое решение жилищного органа необоснованным и нарушающим жилищные права истца, и просил восстановить их в судебном порядке.
Представитель ответчика ЗРУЖО - БЕРКУТОВА в поданных возражениях требования истца не признала и просила отказать в их удовлетворении. В обоснование указала, что жилищная субсидия военнослужащему выплачена в соответствии с Правилами расчета этой субсидии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 № 76. Согласно п. 7 указанных Правил поправочный коэффициент военнослужащим с календарной выслугой лет от 16 до 20 лет устанавливается в размере 2,25, а ссылка истца на п. 9 Правил не обоснована, так как решение о предоставлении ему и членам семьи субсидии было принято до его увольнения с военной службы. Уменьшение нормы предоставления на 15,76 кв.м. являлось следствием перерегистрации членов семьи истца после 03.06.2015 из жилого помещения, расположенного в Санкт-Петербурге, по адресу в/ч № <данные изъяты>, которые жилищным органом расценены как действия, приведшие к уменьшению размера занимаемых жилых помещений, что соответствует ч. 8 ст. 57 ЖК РФ. Ссылаясь на действующее законодательство и вступившее в законную силу решение от 15.09.2016, представитель просила отказать в удовлетворении иска. Ответчик, надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыл, а его представитель просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик - УФО, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл, а его представитель просил рассмотреть дело без его участия.
Заслушав объяснения стороны и исследовав представленные доказательства, суд приходит к убеждению, что иск СЕДЬЯКОВА удовлетворению не подлежит.
В судебном заседании были установлены следующие обстоятельства по делу.
Копиями послужного списка истца, справок военного комиссара <адрес> г. Санкт-Петербурга и выписками из приказов вышестоящих должностных лиц подтверждается, что он проходил военную службу в ВС РФ с 28.07.2001, а с 08.06.2010 по 16.04.2018 – служил в в/ч № <данные изъяты> на должности <данные изъяты>, из свидетельства о болезни ВЛК № 156 от 15.05.2015 видно, что он признан не годным к летной работе, приказом командующего войсками ЗВО от 19.02.2018 № 45 уволен в запас в связи с оргштатными мероприятиями, а приказом командира в/ч № <данные изъяты> от 03.04.2018 № 101 он исключен из списков личного состава части с 16.04.2018, общая выслуга военной службы в календарном исчислении составляет более 16 лет, в льготном – более 25 лет, состав его семьи 5 человек: он, жена и трое детей.
Из копий уведомлений Росреестра установлено, что у СЕДЬЯКОВА и членов его семьи отсутствуют объекты недвижимости на территории РФ.
Копией решения № 03-28/150 о предоставлении военнослужащему - гражданина РФ, проходящему военную службу по контракту в ВС РФ, и членам его семьи субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) от 14.02.2018 установлено, что СЕДЬЯКОВУ и членам его семьи по нормативу в 72,24 кв.м при общей продолжительности его военной службы в 16 лет 2 месяца и с учетом коэффициента за выслугу лет в 2,25 была перечислена жилищная субсидия на его банковский счет в размере 6 322 129 руб. 92 коп.
Из копией платежного поручения № 601176 от 20.02.2018 и выписки из лицевого счета истца следует, что указанные денежные средства ему полностью были перечислены и поступили на его счет 20.02.2018.
Решением ЗРУЖО № 03-04/56 о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях от 02.03.2018 подтверждается, что СЕДЬЯКОВ был снят с такого учета в связи с перечислением ему на банковский счет жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
Из представленных на запрос суда ответчиком сопроводительного письма от 05.03.2018 № 184/3/4269 и выписки из реестра почтовых отправлений установлено, что СЕДЬЯКОВУ ранее 07.03.2018 ответчиком было направлено почтой оспариваемое решение, которое возвратилось 23.04.2018, после чего истец получил его в ЗРУЖО под роспись 21.06.2018. Вместе с тем, в суд он обратился по почте 18.09.2018, тем самым не пропустив трехмесячный срок, предусмотренный ст. 219 КАС РФ.
Согласно приобщенной копии решения Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 15.09.2016 СЕДЬЯКОВУ было отказано в удовлетворении требований о признании незаконным решения ЗРУЖО от 30.03.2016 № 03-38/35 о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в части указания на внесение в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях сведений, об уменьшении нормы предоставления на 15,76 кв.м.
Апелляционным определением № 33а-722/2016 Ленинградского окружного военного суда от 13.12.2016 данное решение суда оставлено без изменений, а апелляционная жалоба представителя истца без удовлетворения. При этом окружной суд мотивы, приведенные в решении первой инстанции, отверг в виду неправильного применения нормы процессуального права и подробно со ссылками на нормы права изложил новые выводы об обоснованности указаний сведений 15,76 кв.м., поскольку жена и сын истца, будучи включенными в договор соцнайма по конкретному адресу в <адрес>, Санкт-Петербург, 03.06.2015 добровольно прекратили свое право пользования жилым помещением со снятием с регистрационного учета и последующей регистрацией при воинской части в пределах одного населенного пункта – Санкт-Петербурга. Такие действия подлежали учету в течение пяти лет со дня их совершения и такие сведения обоснованно были включены жилищным органом в соответствующий раздел реестра.
Оценивая установленные обстоятельства, суд исходит из следующего.
Право на жилищную субсидию установлено ФЗ «О статусе военнослужащих» согласно пунктам 1 и 16 статьи 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, за счет средств федерального бюджета.
Применительно к жилищной субсидии утверждение порядка ее расчета в силу пункта 16 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» возложено на Правительство РФ.
Во исполнение требований закона Правительство РФ постановлением от 03.02.2014 № 76 утвердило «Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим – гражданам РФ и иным лицам в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих».
Согласно пункту 2 этих Правил расчет субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, с применением поправочного коэффициента с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемой в соответствии с пунктами 7-9 Правил.
Пункт 7 Правил, как следует из его содержания, устанавливает размеры поправочных коэффициентов военнослужащим, проходящим военную службу, в том числе при общей продолжительности от 16 до 20 лет, т.е. для категории военнослужащих, к которой на дату предоставления субсидии относился истец.
При этом увеличение поправочного коэффициента до 2,375 в силу пункта 9 Правил производится лицам, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 до 20 лет и которые указаны в пункте 13 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих».
К таким лицам в соответствии с пунктом 13 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» относятся граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с оргштатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что нахождение перечисленных в ней лиц на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы ясно и не двусмысленно определяет их правовой статус как лиц, уволенных с военной службы.
Согласно пункту 11 статьи 38 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Поскольку СЕДЬЯКОВ был уволен с военной службы 19.02.2018, а исключен из списков личного состава воинской части 16.04.2018, что подтверждается исследованными выписками из соответствующих приказов, то он не вправе был претендовать на получение жилищной субсидии с поправочным коэффициентом до 2,375, поскольку само решение о предоставление субсидии состоялось 14.02.2018, т.е. до издания приказа о его увольнении со службы и исключении из списков части.
Иное толкование пункта 13 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» делает неприменимым положения пункта 7 Правил.
Что же касается требования истца о предоставлении ему жилищной субсидии без уменьшения норматива общей площади жилого помещения на 15,76 кв.м, то вопрос об этом был ранее рассмотрен Санкт-Петербургским гарнизонным военным судом от 15.09.2016, которое представителем истца обжаловалось и апелляционным определением Ленинградского окружного военного суда от 13.12.2016 было оставлено без изменения.
В соответствии ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Как указано в апелляционном определении окружного суда от 13.12.2016, исходя из пункта 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 № 76, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности указания жилищным органом в реестре сведений о действиях жены и сына административного истца, совершенных 03.06.2015, выразившихся в прекращении права пользования жилым помещением по договору социального найма со снятием с регистрационного учета и последующей регистрацией по адресу воинской части, расположенной в границах того же населенного пункта – Санкт-Петербурга.
Приведенный вывод соответствует достоверно установленным судом первой инстанции фактам, согласно которым жена и сын административного истца, соответственно 28.06.1988 и 11.12.2007, в качестве членов семьи нанимателя были вселены в жилое помещение по адресу: <адрес> (общая площадь 47,27 кв.м, всего в этой квартире зарегистрировано по месту жительства 6 человек), включены в договор социального найма и пользовались этой квартирой без каких-либо ограничений вплоть до июня 2015 года.
В результате прекращения права пользования указанной квартирой размер занимаемых членами семьи СЕДЬЯКОВА жилых помещений по договору социального найма уменьшился на: 47,27 : 6 (число включенных в договор социального найма членов семьи) х 2 = 15,76 кв.м общей площади жилья.
Поскольку эти действия подлежат учету в течение пяти лет со дня их совершения, то сведения о них обоснованно включены жилищным органом в соответствующий раздел единого реестра.
Таким образом, в данном судебном акте указывалось о необходимости с 03.06.2015 учета в течение пяти лет действий членов семьи истца, которые повлекли ухудшение их жилищный условий на 15,76 кв.м. Поскольку на дату принятия решения о предоставлении субсидии 14.02.2018 такой пятилетний срок не истек, то ответчик обоснованно учел данные метры и уменьшил размер субсидии на это количество квадратных метров. Тот факт, что в частично оспариваемом решении ответчик привел сведения о наличии у истца и членов семьи собственности в размере 15,76 кв.м., однако таковой, согласно имеющимся сведениям из Росреестра, у них не имеется, можно расценить как указанные ошибочно, поскольку эти сведения подлежали отражению в абзаце 2 листа 2 данного решения, и не колеблет по существу правильное решение жилищного органа об учете данных метров при расчете жилищной субсидии.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что право истца на жилищную субсидию в частично оспариваемом решение ЗРУЖО № 03-28/150 от 14.02.2018 с установленным поправочным коэффициентом 2,25 и уменьшением норматива предоставления общей жилой площади на 15,76 кв.м, нарушено не было, в связи с чем полностью отказывает в удовлетворении иска в виду его необоснованности.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 и 227 КАС РФ, военный суд –
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении административного иска СЕДЬЯКОВА А. Л. к Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации:
- о признании незаконным решения № 13-28/150 от 14.02.2018, в части расчета предоставленной ему и членам семьи субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения с учетом поправочного коэффициента 2,25 и наличия у них в собственности жилых помещений общей площадью 15,76 кв.м;
- об обязании произвести расчет и выплату ему и членам семьи субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения с учетом поправочного коэффициента 2,375 и без уменьшения норматива общей площади жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский окружной военный суд через Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
<данные изъяты>
Судья И.Е. Кориневский
<данные изъяты>