дело № 5-883/2021
УИД41MS0022-01-2021-000997-18
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
15 апреля 2021 года г. Елизово Камчатского края
ул.40 лет Октября д.7а, каб.126
Мировой судья судебного участка № 22 Елизовского судебного района Камчатского края Коваленко Марина Александровна, при секретаре Воронкиной И.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) в отношении должностного лица - директора Муниципального унитарного предприятия «Коммунальные системы» (далее по тексту - МУП «КС») Белова Александра Владимировича, <ОБЕЗЛИЧЕНО>
у с т а н о в и л:
Белов, являясь директором МУП «КС», находясь по месту исполнения своих должностных обязанностей по адресу: п. Вулканный Елизовского района Камчатского края, улица Центральная, дом 1, в срок до 20.01.2021 не выполнил пункты № 1, 4, 6 законного предписания № 3422/19-26 от 22.11.2019, выданного государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю Дальневосточного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее по тексту - Росприроднадзор) и не устранил нарушения ч. 1 ст. 9, п. 2 ч. 3 ст. 11, п. 2 ч. 2 ст. 39, ч. 1 ст. 44, ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ, ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 35, ч. 1, ч. 2 ст. 39, ч. 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - Федеральный закон № 7-ФЗ), Приказа Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», зарегистрированного Минюстом России 03.04.2018.Лицо, привлекаемое к административной ответственности, Белов в судебном заседании с протоколом об административном правонарушении не согласился, поддержав письменные возражения (л.д. 61-63, 73-75), в которых указал, что для исполнения предписания имелась необходимость приобретения дорогостоящего расходомера сточных вод. Поскольку финансовое состояние МУП «КС», с учетом кредиторской задолженности на сумму более 5 млн. руб., не позволяло ему самостоятельно приобрести данный прибор, 31.08.2020 учреждение обратилось по данному вопросу к собственнику сооружений очистки Вулканному городскому поселению, котором в ноябре 2020 года заключён договор поставки расходомера. Наличие контрольно-измерительной аппаратуры для учета объемов и контроля (наблюдения) качества сбрасываемых сточных вод является необходимым условием для обращения за получением решения о предоставлении водного объекта в пользование. О наличии указанных обстоятельств надзорному органу МУП «КС» сообщалось в ходатайстве о продлении срока исполнения предписания от 20.01.2021, в чем, однако, было отказано. Расходомер установлен 24.02.2021. Программа производственного экологического контроля (п. 4 предписания) разработана и утверждена 20.01.2021, однако после получения решения о предоставлении в пользование водного объекта в нее будут вноситься изменения. За получением данного решения МУП «КС» обратилось 11.03.2021, срок оказания данной государственной услуги 30 дней, в связи с чем прогнозируемая дата получения решения укладывается в срок, установленный судебным актом Елизовского районного суда для МУП «КС» не позднее 01.06.2021. Помимо этого МУП «КС» проведены мероприятия по улучшению эффективности очистных сооружений, выделение денежных средств на реконструкцию и строительство канализационной насосной станции и очистных сооружений также запланировано в 2021 году в рамках исполнения Постановления главы Вулканного городского поселения № 181 от 25.11.2020, Распоряжения Правительства Камчатского края № 587-РП от 03.12.2020. Полагал, что п. 6 предписания МУП «КС» исполнен в полном объеме. Указал, что все вышеуказанные мероприятия были выполнены до, а также в период документарной проверки сотрудником контролирующего ведомства Архипкиной В.О., которая, в нарушение п. 11 ведомственного приказа № 103-КНД от 27.01.2021 сведенияо состоянии исполнения предписания в полном объеме не истребовала, истребовала лишь ряд документов, которые были оперативно представлены учреждением. Полагал, что изложенное повлекло искаженные и необъективные выводы должностного лица по результатам проверки. Также должностным лицом не дан ответ на его ходатайство о компенсации расходов на проезд к месту составления протокола, данное ходатайство поддерживает. Поскольку руководством МУП «КС» приняты все зависящие от него и исчерпывающие меры к исполнению предписания, просил производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Заслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, исследовав материалы дела об административном правонарушении, мировой судья приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что МУП «КС» зарегистрировано в качестве юридического лица с 29.06.2018, с основным видом деятельности - сбор и обработка сточных вод, и осуществляет деятельность по адресу: п. Вулканный Елизовского района Камчатского края, улица Центральная, дом 1, с 20.04.2020 директором учреждения является Белов А.В., до указанной даты учреждением руководил ВрИО директора Орлов А.А. (л.д. 17, 26-27, 76).
Постановлением администрации Вулканного городского поселения № 110 от 29.06.2018 МУП «КС» на праве хозяйственного ведения переданы объекты водопроводно-канализационного хозяйства, расположенные в Вулканном городском поселении (л.д. 77-80). Постановлением администрации Вулканного городского поселения № 125 от 12.07.2018 МУП «КС» наделено статусом гарантирующей организации в сфере водоотведения Вулканного городского поселения (л.д. 84).
Согласно предписанию № 3422/19-26 от 22.11.2019 (л.д. 24-25), выданному должностным лицом Росприроднадзора, МУП «КС» предписано в срок до 20.04.2020 устранить нарушения обязательных требований законодательства в сфере природопользования, выявленные в ходе мероприятия по надзору. Предписание получено ВрИО директора МУП «КС» Орловым А.А. в день его вынесения, в установленном законом порядке не оспорено. Решениями Росприроднадзора от 05.06.2020, от 25.09.2020 срок исполнения предписания продлен до 20.07.2020, до 20.10.2020 соответственно (л.д. 29-33). На основании ходатайства МУП «КС» решением Росприроднадзора от 13.11.2020 срок исполнения пп. 1, 3, 4, 6 предписания продлен до 20.01.2021 (л.д. 34-35).
В соответствии с п. 1 ст. 9, п. 2 ч. 3 ст. 11, п. 2 ч. 2 ст. 39, ч. 1 ст. 44, ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса. На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях, сброса сточных вод. Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения. Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 34, ст. 35, ч. 1, ч. 2 ст. 39, п. 2 ст. 67 Федерального закона от №7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Территориальное планирование, градостроительное зонирование и планировка территории осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе в соответствии с требованиями к сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду с учетом ближайших и отдаленных экологических последствий эксплуатации планируемых к строительству объектов капитального строительства и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия. Эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды. При выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (далее по тексту - Приказ № 74 от 28.02.2018) утверждены требования к содержанию программы производственного экологического контроля согласно Приложению 1. Программа производственного экологического контроля должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно акту проверки № 3422/21-03 от 03.03.2021 (л.д. 6-8), проведенной на основании приказа № 103-КДН от 27.01.2021 и.о. руководителя Росприроднадзора (л.д. 4-5) установлено, что МУП «КС» пункты 1, 4, 6 предписания Росприроднадзора № 3422/19-26 от 22.11.2019 не выполнило, выявлены нарушения вышеуказанных положений законодательства в сфере природопользования, а именно:
- по п. 1- не получено решение на право пользования водным объектом ручьем, являющимся притоком р. Тихая, что не соответствует требованиям п. 1 ст. 9, п. 2 ч. 3 ст. 11 Водного кодекса РФ;
- по п. 4 - не разработана программа производственного экологического контроля, при эксплуатации объектов хозяйственной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, что не соответствует требованиям ч. 1 ст. 34, ст. 35, ч. 1, ч. 2 ст. 39, п. 2 ст. 67 Федерального закона от №7-ФЗ; Приказа № 74 от 28.02.2018;
- по п. - эксплуатация сооружений биологической очистки сточных вод с нарушением установленных правил их эксплуатации: низкая эффективность работы оборудования по очистке сточных вод, неудовлетворительное техническое состояние приемно-распределительной камеры, аэротенков, отстойников, иловой площадки и трубопроводной системы для вторичной очистки сточных вод, что не соответствует требованиям п. 2 ч. 2 ст. 39, ч. 1 ст. 44, ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ, ч. 1 ст. 34, ч. 1, ч. 2 ст. 39, п. 2 ст. 67 Федерального закона от №7-ФЗ.
Предписание № 3422/19-26 от 22.11.2019 является законным, поскольку основано на положениях закона, выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не признано недействительным в установленном действующим законодательством порядке, в связи с чем, подлежало безусловному исполнению в установленный срок.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Доказательств, подтверждающих принятие должностным лицом всех необходимых мер по соблюдению предусмотренных законодательством обязанностей в области природопользования, невозможности принятия данных мер, суду не представлено и в материалах дела не содержится. Судом при рассмотрении дела установлено, что Белов назначен директором МУП «КС» 20.04.2020, однако обращение на имя главы Вулканного городского поселения о возможности оказания содействия в приобретении технических средств учета сточных вод им направлено только 31.08.2020, сведений о принятии до указанной даты мер к исполнению предписания материалы дела не содержат.
Кроме того, как следует из материалов дела, решениями Росприроднадзора на основании ходатайств МУП «КС» сроки исполнения предписания неоднократно продлевались (л.д. 29-35), однако доказательств дальнейшего принятия каких-либо иных мер к исполнению предписания, материалы дела не содержат. С заявлением о дальнейшем продлении срока исполнения предписания учреждение обратилось только 20.01.2021, то есть в день истечения данного срока (л.д. 36-37).
Суд находит несостоятельными доводы должностного лица Белова о том, что исполнение п. 6 предписания является задачей собственника очистных сооружений администрации Вулканного городского поселения, а не МУП «КС», поскольку, как установлено в ходе рассмотрения дела, МУП «КС» осуществляет деятельность по сбору и обработке сточных вод на объектах капитального строительства, принятых от Администрации Вулканного городского поселения на праве хозяйственного ведения, а следовательно в соответствии со ст. 294 Гражданского кодекса РФ МУП «КС» владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом. Учреждение самостоятельно планирует свою производственно-хозяйственную деятельность и его деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Суд также не может согласиться с доводами должностного лица о неполноте проверки исполнения предписания, проведенной Росприроднадзором. Так, в п. 13 приказа о проведении проверки в отношении МУП «КС» № 103-КДН от 27.01.2021 (л.д. 4-5) указан перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проверки: документы, подтверждающие исполнение предписания от 22.11.2019 № 3422/19-26, сведения о назначении должностных лиц, ответственных за своевременное исполнение предписания. Копия данного приказа была получена Беловым вместе с уведомлением о проведении проверки 28.01.2021 (л.д. 1), при этом в данном уведомлении указано, что необходимо представить документы согласно п. 13 приказа. Помимо этого, 11.02.2021 Беловым получено сообщение Росприроднадзора от 10.02.2021 (л.д. 28), в котором не указано на не предоставление им документов согласно п. 13 приказа № 103-КДН от 27.01.2021. При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что Белову было известно о том, что надзорным органом проверяется именно исполнение предписания № 3422/19-26 от 22.11.2019, суд приходит к выводу, что он был не лишен возможности предоставить соответствующиедокументы, подтверждающие его исполнение, и его право на защиту в ходе проведения проверки не нарушено.
Судом при рассмотрении дела установлено, что п.п. 1, 4, 6 предписания № 3422/19-26 от 22.11.2019 в установленный срок до 20.01.2021 МУП «КС» не исполнены. Ссылки Белова в возражениях по делу о том, что 20.01.2021 утверждена программа экологического производственного контроля, не свидетельствуют об исполнении п. 4 предписания в установленный срок. Так, в акте проверки от 03.03.2021 (л.д. 6-8) указано, что на дату его составления данная программа МУП «КС» не разработана, в возражениях на протокол об административном правонарушении от 23.03.2021 (л.д. 61-63) Беловым указано, что она «в целом разработана», утвержденная программа в Росприроднадзорне была представлена.
Из материалов дела также следует, что 24.02.2021 МУП «КС» установлен расходомер для технического измерения сбрасываемых сточных вод (л.д. 92-101), выделение денежных средств на реконструкцию и строительство канализационной насосной станции и очистных сооружений запланировано в 2021 году в рамках исполнения Постановления главы Вулканного городского поселения № 181 от 25.11.2020, Распоряжения Правительства Камчатского края № 587-РП от 03.12.2020 (л.д. 102-144). Согласно пояснениям должностного лица при рассмотрении дела МУП «КС» также проведены мероприятия по улучшению эффективности очистных сооружений, учреждение обратилось за получением решения о предоставление в пользование водного объекта. Изложенное указывает на принятие мер к исполнению предписания, но не свидетельствует об отсутствии в действиях должностного лица состава вменяемого ему административного правонарушения, выразившегося в его неисполнении в установленный надзорным органом срок до 20.01.2021, также как и то обстоятельство, что решением Елизовского районного суда Камчатского края (л.д. 117-118) срок для получения решения на пользование водным объектом (ручей, впадающий в реку Тихая) МУП «КС» установлен по 01.06.2021.
Не свидетельствует о нарушении должностным лицом Росприроднадзора прав Белова не рассмотрение его ходатайства о компенсации расходов на проезд к месту составления протокола об административном правонарушении в соответствии с ч. 2 ст. 24.7 КоАП РФ (л.д. 64-66), поскольку данное ходатайство должностным лицом приобщено к материалам дела, в силу ст. 24.7 КоАП РФ оно подлежит рассмотрению судом при вынесении решения по делу.
С учетом изложенного, мировой судья приходит к выводу о том, что должностное лицо - директор МУП «КС» Белов А.В. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, то есть не выполнил в установленный срок законное предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ суд признает принятие Беловым мер к исполнению предписания, наличие у него на иждивении несовершеннолетнего ребенка.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
Разрешая ходатайство Белова о компенсации ему расходов на оплату бензина для проезда на личном автомобиле к месту составления протокола об административном правонарушении, суд не находит оснований для его удовлетворения, так как в силу п. 1 ч. 1 ст. 24.7 КоАП РФ данные расходы не относятся к издержкам по делу об административном правонарушении, нормами действующего законодательства не предусмотрена компенсация данных расходов лицу, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности.
Решая вопрос о виде и размере наказания, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность и приходит к выводу о возможности назначения наказания в виде штрафа, предусмотренном санкцией ч. 1 ст.19.5 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, мировой судья
п о с т а н о в и л :
должностное лицо - директора Муниципального унитарного предприятия «Коммунальные системы» Белова Александра Владимировича признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
В удовлетворении ходатайства Белова Александра Владимировича о компенсации расходов на проезд к месту составления протокола об административном правонарушении - отказать.
РазъяснитьБелову А.В., что административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
Информация о получателе административного штрафа:
УФК по Камчатскому краю (Агентство по обеспечению деятельности мировых судей Камчатского края, л/сч 04382009020) ИНН 4101128815; КПП 410101001; КБК 83411601193019000140; ОКТМО 30607000; Банк получателя: Отделение Петропавловск-Камчатский расчетный счет 40102810945370000031, корр.сч. 03100643000000013800, БИК 013002402, протокол об административном правонарушении № 3422/21-09 от 23.03.2021, назначение платежа: административный штраф, УИН-0
Разъяснить, что при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти суток со срока указанного, в части 1 ст. 32.2. КоАП РФ, судья, вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
На основании ч. 1 ст. 20.25. КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Согласно ст. 31.5 КоАП РФ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные законом сроки, судья, вынесший постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, вынесшим постановление, на срок до трех месяцев.
Квитанцию об оплате штрафа, в срок, предусмотренный для его оплаты, Белову А.В. предоставить мировому судье, вынесшему постановление.
Копию настоящего постановления направить Белову А.В. и в орган, составивший протокол об административном правонарушении, для сведения.
Постановление может быть обжаловано в Елизовский районный суд Камчатского края в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мотивированное постановление изготовлено 15.04.2021, датой вынесения постановления является дата его изготовления в окончательной форме.
Мировой судья М.А. Коваленко