Дело № 5-10-230/2013
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
р.п. Иловля Волгоградской области 08 апреля 2013 годаМировой судья судебного участка №10 Волгоградской области Гапоненко Е.А.,
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении,
юридического лица - федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения <АДРЕС> области» юридический адрес: <АДРЕС>, ИНН <НОМЕР>, КПП <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>,
Выслушав старшего помощника прокурора Иловлинского района Волгоградской области Тарасова А.В., представителя федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения Волгоградской области» Никодимова Д.И., свидетеля, исследовав материалы дела,
У С Т А Н О В И Л :
С <ДАТА2> по <ДАТА3> прокуратурой <АДРЕС> района <АДРЕС> области проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной службе и о противодействии коррупции, в ходе которой установлено, что федеральным государственным бюджетным учреждением «Управления мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения <АДРЕС> области», совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.29 КоАП РФ - как незаконное привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от <ДАТА4> N 273-ФЗ "О противодействии коррупции.
В судебном заседании помощник прокурора Иловлинского района Волгоградской области Тарасов А.В. просил привлечь к административной ответственности юридическое лицо - федеральное государственное бюджетное учреждение «Управления мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения Волгоградской области». Представитель федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения Волгоградской области» Никодимов Д.И. в судебном заседании пояснил, что они не знали требования закона и просил назначить наказание в виде предупреждения или прекратить производство по делу в виду малозначительности. Мировой судья, выслушав помощника прокурора Иловлинского района Волгоградской области Тарасова А.В., представителя федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения Волгоградской области» Никодимова Д.И., свидетеля, исследовав материалы дела, считает, что юридическое лицо - федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения Волгоградской области» не может бытьпривлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.29 КоАП РФ по следующим основаниям.
Согласно ст. 19.29 КоАП РФ, административная ответственность наступает за незаконное привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от <ДАТА4> N 273-ФЗ "О противодействии коррупции.
Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц- от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
По смыслу ст. 2.10 КоАП РФ за совершение административных правонарушений административной ответственности наряду с физическими лицами также подлежат и юридические лица.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, п.п.5 п.1.8 и п.2.1 Устава федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения <АДРЕС> области», федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения <АДРЕС> области», является юридическим лицом, которое имеет, в том числе, <АДРЕС> филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения <АДРЕС> области».
Федеральным законом от <ДАТА4> <НОМЕР> « о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г., Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона противодействий коррупции» КоАП РФ был дополнен ст. 19.29 - незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего ( в редакции ФЗ от <ДАТА5> <НОМЕР>).
Целю данной статьи является обеспечение реализации требований Федерального закона от <ДАТА6> N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Трудового кодекса РФ, Федеральных законов от <ДАТА7> N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"; от <ДАТА8> N 25-ФЗ "О муниципальной службе" и других нормативных правовых актов РФ, определяющих правоограничения, которые связаны с замещением должностей государственной и муниципальной службы.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе в случае замещения должностей гражданской службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет замещать должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности гражданского служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.
Аналогичные ограничения были закреплены в ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции".
В соответствии с указанным выше Федеральным законом от <ДАТА6> N 280-ФЗ в Трудовой кодекс РФ также была введена ст. 64.1, предусматривающая, что граждане, замещавшие должности, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, после увольнения с государственной или муниципальной службы в течение двух лет обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.
Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ - незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного или муниципального служащего, замещающего (замещавшего) должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии коррупции".
Субъектом административной ответственности за данное правонарушение является должностное лицо - работодатель, представитель нанимателя, а также индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.
Таким образом, диспозиция указанной статьи административного кодекса является отсылочной, корреспондируя к нормам, установленным ФЗ «О противодействии коррупции».
Как следует из материалов дела, федеральным государственным бюджетным учреждением «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения <АДРЕС> области», <ФИО1> принята на работу на должность бухгалтера 1 категории заключив с ней трудовой договор.
Копией записи в трудовой книжке <ФИО1> подтверждается, что последняя <ДАТА9> работала в должности специалиста 1 категории <АДРЕС> подразделения службы судебных приставов <АДРЕС> области, с возложением обязанностей кассира, <ДАТА10> переведена на должность судебного пристава исполнителя, <ДАТА11> переведена на должность старшего специалиста 2 разряда <АДРЕС> районного отдела Главного Управления Федеральной службы судебных приставов в <АДРЕС> области, уволилась по собственному желанию <ДАТА12>
На момент принятия <ФИО1> на работу <ДАТА13> действовала статья 19.29 КоАП РФ в редакции Федерального закона от <ДАТА14> <НОМЕР>, отсылающая, в свою очередь, к нормам Федерального закона от <ДАТА15> <НОМЕР> «О противодействии коррупции», согласно ч.4 ст. 12 которого работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации; неисполнение указанной обязанности работодателем является правонарушением и влечёт ответственность в соответствии с законодательством российской Федерации (ч.5 ст. 12 указанного Закона).
Таким образом, на тот момент на работодателе лежала указанная выше обязанность, неисполнение которой влекло его ответственность по ст. 19.29 КоАП РФ при условии своевременного привлечения его к такого вида ответственности.
Как следует из материалов дела, прокурором <АДРЕС> района <АДРЕС> области <ДАТА16> было вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ в отношении юридического лица - федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения <АДРЕС> области».
Как следует из ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции составляет шесть лет со дня совершения административного правонарушения. Таким образом, указанное постановление прокурора было вынесено в рамках его компетенции и в установленный срок. В то же время, Федеральным законом от 21.11.2011 г. № 329-ФЗ была принята новая редакция статьи 12 ФЗ «О противодействии коррупции», часть четвёртая которая была изложена следующим образом: работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, в отличии от прежней редакции, часть четвёртая статьи 12 Закона, устанавливающая обязанность работодателя, прямо отсылает к части первой данной статьи, в которой указаны условия возможного трудоустройства гражданина, ранее замещавшего должности государственной или муниципальной службы, а именно: гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Таким образом, право бывшего государственного (муниципального) служащего замещать должности в организациях, учреждениях ограничивается, только если отдельные функции государственного управления данными организациями, учреждениями, входили в должностные (служебные) обязанности данного государственного (муниципального) служащего. Внесённые в указанную норму дополнения сделали её более конкретной, чётко очертили круг лиц из числа бывших государственных и муниципальных служащих, на которых распространяются соответствующие отношения в сфере противодействия коррупции с целью урегулирования конфликта интересов. При рассмотрении дела об административном правонарушениив отношении федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения <АДРЕС> области» данных, свидетельствующих о том, что <ФИО1> относится к числу граждан, перечисленных в ч.1 ст. 12 ФЗ от <ДАТА15> «О противодействии коррупции», и что в период её работы по предыдущей должности в её служебные обязанности входили отдельные функции управления федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения <АДРЕС> области», представлено не было, вследствие чего новый работодатель не обязан был сообщать по её прежнему месту работы о принятии <ФИО1> на работу.
Кроме того, согласно Указу Президента РФ о реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы от <ДАТА17> ( в редакции от <ДАТА18> <НОМЕР>), в соответствии с Федеральным законом от <ДАТА19> <НОМЕР> «О государственной гражданской службы РФ» утвержден реестр должностей Федеральной государственной гражданской службы. В главе 4 данного реестра указаны отдельные должности в органах Федеральной службы судебных приставов, а именно должности категории «специалисты», включающие ведущую группу должностей: старшего судебного пристава; старшую группу должностей: судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов, судебный пристав-исполнитель.
Свидетель <ФИО1> в судебном заседании пояснила, что <ДАТА9> она была принята на работу в отдел Главного Управления Федеральной службы судебных приставов <АДРЕС> области на должность специалиста 1 категории, с возложением обязанностей кассира, затем <ДАТА10> переведена на должность судебного пристава исполнителя, но в ее должностные обязанности входило ведение бухгалтерии. <ДАТА11> переведена на должность старшего специалиста 2 разряда <АДРЕС> районного отдела Главного Управления, где работала до <ДАТА12> В комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, она не обращалась.
Согласно Указу Президента РФ о реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы от <ДАТА17>, в соответствии с Федеральным законом от <ДАТА19> <НОМЕР> «О государственной гражданской службы РФ», должность специалиста 1 категории, с возложением обязанностей кассира и должность старшего специалиста 2 разряда, не указаны в реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы, а именно в органах Федеральной службы судебных приставов.
В соответствии с ч.2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Учитывая, что редакцией от <ДАТА5> Федерального закона от <ДАТА15> <НОМЕР> «О противодействии коррупции» на работодателя при заключении трудового договора была возложена обязанность сообщать в отношении такого договора прежнему работодателю не всякого бывшего государственного или муниципального служащего, а лишь подпадающему под критерии, установленные частью первой данной статьи, то есть сфера применения соответствующей нормы закона была сужена и конкретизирована, при решении вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении юридического лица и наличии в его действиях состава административного правонарушения необходимо было руководствоваться данной редакцией закона.
Учитывая установленные обстоятельства, мировой судья приходит к выводу, что в действиях юридического лица федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения <АДРЕС> области» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, и оно не может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.29 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л :
Прекратить производство об административном правонарушении в отношении юридического лица- федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения <АДРЕС> области» юридический адрес: <АДРЕС>, ИНН <НОМЕР>, КПП <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Иловлинский районный суд Волгоградской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья /подпись/ <ФИО2>
Верно:
Мировой судья <ФИО2>
Дело № 5-10-230/2013
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
р.п. Иловля <АДРЕС> области <ДАТА1>
Мировой судья судебного участка №10 Волгоградской области Гапоненко Е.А.,
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении,
федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения <АДРЕС> области» юридический адрес: <АДРЕС>, ИНН <НОМЕР>, КПП <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>,
Выслушав старшего помощника прокурора Иловлинского района Волгоградской области Тарасова А.В., представителя федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения Волгоградской области» Никодимова Д.И., свидетеля, исследовав материалы дела,
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л :
Прекратить производство об административном правонарушении в отношении федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения <АДРЕС> области» юридический адрес: <АДРЕС>, ИНН <НОМЕР>, КПП <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Иловлинский районный суд Волгоградской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья <ФИО2>