Дело № 2-169/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п.Прохоровка | 26.03.2019 |
Прохоровский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Абрамовой С.И.
при секретаре Чурсиной М.А.,
с участием истца Афониной А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Афониной А. Н. к администрации Шаховского сельского поселения муниципального района «Прохоровский район» Белгородской области о признании права собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования,
установил:
14.12.2012 умерла Е.А., которая завещала принадлежащее ей имущество дочери – Афониной А.Н.
Постановлением нотариуса Прохоровского нотариального округа от 13.02.2015 Афониной А.Н. отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство на земельный участок и расположенный на нем жилой дом по адресу: <адрес>, поскольку не были представлены правоустанавливающие документы.
Дело инициировано иском Афониной А.Н., которая просила признать за ней право собственности на земельный участок с кадастровым № площадью 2500 кв.м и жилой дом общей площадью 51,8 кв.м, находящиеся по адресу: <адрес>. В обоснование заявленных требований указала, что наследодатель фактически приняла названное недвижимое имущество после смерти Н.П.
В судебном заседании истец поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства в суд не явился, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие не заявил, возражений относительно заявленных требований не представил.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Согласно свидетельству о смерти № (л.д.13) Е.А. умерла 14.12.2012, соответственно, в указанную дату в силу ст.1113 ГК РФ открылось наследство.
В силу ст.218, ст.1111 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Как усматривается из завещания от 05.08.2011, Е.А. завещала принадлежащее ей имущество Афониной А.Н. (л.д.5).
В соответствии со ст.1112 ГК РФ в состав наследства входили принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
При определении состава наследственного имущества после смерти Е.А. необходимо учесть положения ч.4 ст.1152 ГК РФ, согласно которым принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации. Аналогичные положения содержались в ст.546 ГК РСФСР, действовавшем на момент открытия наследства после смерти Н.П..
Обосновывая заявленные требования, истец ссылается на то, что Е.А. фактически приняла названное недвижимое имущество после смерти Н.П., умершего 23.12.1994 (свидетельство о смерти – л.д.12).
Согласно представленным доказательствам (кадастровая выписка о земельном участке – л.д.6, выписки из похозяйственной книги – л.д.7, технический паспорт – л.д.8-11) Н.П. на праве собственности принадлежали земельный участок с кадастровым № площадью 2500 кв.м и жилой дом общей площадью 51,8 кв.м, находящиеся по адресу: <адрес>.
На основании ст.527 ГК РСФСР наследование осуществляется по закону и по завещанию. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием.
В силу ст.532 ГК РСФСР при наследовании по закону наследниками в равных долях в первую очередь являются дети (в том числе усыновленные), супруг и родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти.
Из содержания свидетельства о заключении брака, выданного 02.12.1994, усматривается факт заключения брака Н.П. и Е.А. (л.д.15).
Положениями ст.546 ГК РСФСР было предусмотрено, что для приобретения наследства наследник должен его принять. Не допускалось принятие наследства под условием или с оговорками. Признавалось, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Указанные в настоящей статье действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Принятое наследство признавалось принадлежащим наследнику со времени открытия наследства.
Кроме того, согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащимся в п.12 Постановления от 23.04.1991 №2 «О некоторых вопросах, возникающих у судов по делам о наследовании» (действовавшем на момент открытия наследства), под фактическим вступлением во владение наследственным имуществом, подтверждающим принятие наследства (ст.546 ГК РСФСР), следовало иметь в виду любые действия наследника по управлению, распоряжению и пользованию этим имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии или уплату налогов, страховых взносов, других платежей, взимания квартплаты с жильцов, проживающих в наследственном доме по договору жилищного найма, производство за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст.549 ГК РСФСР, или погашение долгов наследодателя и т.п. При этом следовало иметь в виду, что указанные действия могли быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Приведенный в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.1991 №2 перечень действий, совершаемых наследником по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, не являлся исчерпывающим и не исключал фактического вступления наследника во владение имуществом путем принятия его части.
По сообщению нотариуса Прохоровского нотариального округа наследственное дело к имуществу Н.П. не открывалось, никто из наследников заявления о принятии наследства не подал.
При этом допрошенные в судебном заседании свидетели Т.В. и М.Г. подтвердили факт совершения Е.А. в установленный законом срок действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследственного имущества.
У суда не имеется оснований ставить под сомнение истинность фактов, сообщенных свидетелями, которые предупреждались об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Показания Т.В. и М.Г., не заинтересованных в исходе дела, суд считает достоверными, полными, логичными и объективными, поскольку они не противоречат обстоятельствам, сведения о которых содержатся в других представленных по делу доказательствах.
Таким образом, обозначенное выше недвижимое имущество входило в состав наследства, открывшегося после смерти Е.А.
Положениями ч.1 ст.1152 ГК РФ регламентировано, что для приобретения наследства наследник должен его принять.
Одним из способов принятия наследства служит подача по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (ч.1 ст.1153 ГК РФ).
Из ответа нотариуса Прохоровского нотариального округа следует, что наследство Е.А. по завещанию приняла Афонина А.Н., сведений о наличии других наследников не имеется. 22.10.2013 истцу выдано свидетельство на наследство на квартиру (л.д.24).
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось (ч.2 ст.1152 ГК РФ).
Следовательно, Афонина А.Н. приняла, в том числе и испрашиваемое недвижимое имущество, входившее в состав наследства, открывшегося после смерти ее матери.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск Афониной А. Н. к администрации Шаховского сельского поселения муниципального района «Прохоровский район» Белгородской области о признании права собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования – удовлетворить.
Признать за Афониной А. Н. право собственности на земельный участок с кадастровым № площадью 2500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
Признать за Афониной А. Н. право собственности на жилой дом общей площадью 51,8 кв.м, находящийся по адресу: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Прохоровский районный суд Белгородской области.
Судья подпись С.И. Абрамова
Мотивированное решение суда составлено 01.04.2019.
Судья подпись С.И. Абрамова
Копия верна:
Судья С.И. Абрамова