№ 5-329/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Мурманск 05 августа 2021 года
Мировой судья судебного участка № 1 Первомайского судебного района г. Мурманска Алиева Е. А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Мурманская таможня, ИНН 5192160036, ОГРН 1025100864095, юридический адрес: г. Мурманск, ул. <АДРЕС>, дата регистрации 06.12.2002, ранее к административной ответственности не привлекалось,
У С Т А Н О В И Л :
Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от 15.07.2021 года, составленному по признакам нарушения, предусмотренного ч. 2 статьей 19.20 КоАП РФ, прокуратурой Мурманской транспортной прокуратурой в ходе проверки соблюдения законодательства Мурманской таможней выявлены нарушения законодательства о лицензировании при использовании источников ионизирующего излучения.
Согласно приказу ФТС России от 27.03.2020 г. № 325 «О реорганизации Архангельской и Мурманской таможен» с 01.09.2020 г. Архангельская и Мурманская таможни реорганизованы в форме присоединения Архангельской таможни к Мурманской.
В соответствии со ст. 6 Приказа ФТС России от 27.03.2020 г. № 325 с 01.09.2020 г. регионом деятельности Мурманской таможни определены Архангельская и Мурманская область, Ненецкий АО (Архангельская область), территориальное море и внутренние воды РФ, омывающие берега вышеперечисленных субъектов РФ.
Исходя из п. 8 Приложения к Приказу ФТС России от 06.11.2018 г. № 1783 «О местонахождениях в регионах деятельности таможенных органов Северо-Западного таможенного управления» к региону деятельности Мурманской таможни относятся: Мурманский таможенный пост (г. Мурманск, ул. <АДРЕС>), таможенный пост Аэропорт Мурманск, таможенный пост МАПП Лотта (МО Кольский район, госграница с Финляндией, 231 км автодороги Кола-Госграница), таможенный пост МААП Борисоглебск (МО гп. Никель Печенгского района, нп. Борисоглебский), таможенный пост МАПП Салла (г. Кандалакша, 73 км автодороги Кандалакша-Алакуртти - граница КПП «Салла»), Кировский таможенный пост (Мурманская обл., г. Кировск, промплощадка АНОФ-3, корп. 28), таможенный пост Морской порт Мурманск (г. Мурманск, Портовый пр., д. 25), таможенный пост Аэропорт Мурманск (пгт. Мурмаши, территория аэропорта), таможенный пост Аэропорт Архангельск (г. Архангельск, аэропорт Архангельск, д. 3, корп. 3), Северодвинский таможенный пост (г. Северодвинск, ул. Железнодорожная, д. 1/139), Поморский таможенный пост (г. Архангельск, ул. Космонавта Комарова, д. 14), Коряжемский таможенный пост (г. Коряжма, дорога Магистральное шоссе, д. 36, стр. 5), Новодвинский таможенный пост (г. Новодвинск, ул. Декабристов, д. 9, корп. 2).
Проверкой установлено, что на балансе Мурманской таможни находятся источники ионизирующего излучения (генерирующих), располагающихся на таможенных постах: таможенный пост Аэропорт Мурманск, таможенный пост МАПП Лотта, таможенный пост МАПП Борисоглебск, таможенный пост МАПП Салла, таможенный пост Морской порт Мурманск, таможенный пост Аэропорт Мурманск, таможенный пост Аэропорт Архангельск, Северодвинский таможенный пост, Поморский таможенный пост.
Так, согласно списку источников ионизирующего излучения (генерирующих), находящихся на балансе Мурманской таможни по состоянию на 13.07.2021 г. на таможенном посту Аэропорт Мурманск используются оборудование <ОБЕЗЛИЧЕНО>
Деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) осуществляется Мурманской таможней на основании лицензии № 51.01.04.002.Л.000045.05.07 от 18.05.2007, согласно которой местами осуществления лицензируемого вида деятельности являются: многосторонние автомобильные пункты пропуска «Лотта», «Салла», Борисогдебск, таможенный пост «Мурманский» (пункт международных почтовых отправлений), Кировский таможенный пост, таможенный пост «Морской порт Мурманск», таможенный пост «Аэропорт Мурманск».
Вместе с тем проверкой установлено, что Мурманской таможней лицензия № 51.01.04.002.Л.000045.05.07 от 18.05.2007 в связи с осуществлением лицензируемой деятельности по адресам, не указанным в ней, не переоформлялась.
Действия Мурманской таможни были квалифицированы по ст. 19.20 ч.2 КоАП РФ.
Положения ст. 25.1 КоАП РФ и ст. 51 Конституции РФ представителям Мурманской таможни по доверенности Кочегарову <ФИО> и Евдокимову <ФИО> разъяснены и понятны.
В судебном заседании представители Мурманской таможни вину в совершении правонарушения не признали, пояснили суду, что после реорганизации Архангельской таможни в виде присоединения к Мурманской таможни с октября 2020 г. ведется работа по получении лицензии на оборудование, установленное на таможенном посту Аэропорт Архангельск - <ОБЕЗЛИЧЕНО> на данный момент Мурманской таможней подано заявление о перефоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии. Такой длительный период по оформлению лицензии связан с удаленностью объектов от Мурманской области и с тем, что последний сотрудник, подлежащий диспансеризации для допуска к работе с оборудование прошел диспансеризацию 28.05.2021 г. Кроме того в федеральном законе № 99-ФЗ не содержится сроков оформления и переоформления лицензии.
Представитель Мурманской транспортной прокуратуры Макарова <ФИО> постановление поддержала в полном объеме.
Выслушав представителей юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, прокурора, исследовав материалы дела, мировой судья приходит к следующему.
Часть 2 ст. 19.20 КоАП РФ предусматривает ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» регулируются отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Согласно п. 39 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 г. № 278 «О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) утверждено Положение о лицензировании деятельности вы области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
В соответствии с п. 5, 7 Приложения № 1 к Положению лицензируемая деятельность включает выполнение и оказание услуг по хранению и эксплуатации источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Согласно приказу ФТС России от 27.03.2020 г. № 325 «О реорганизации Архангельской и Мурманской таможен» с 01.09.2020 г. Архангельская и Мурманская таможни реорганизованы в форме присоединения Архангельской таможни к Мурманской.
В соответствии со ст. 6 Приказа ФТС России от 27.03.2020 г. № 325 с 01.09.2020 г. регионом деятельности Мурманской таможни определены Архангельская и Мурманская область, Ненецкий АО (Архангельская область), территориальное море и внутренние воды РФ, омывающие берега вышеперечисленных субъектов РФ.
Исходя из п. 8 Приложения к Приказу ФТС России от 06.11.2018 г. № 1783 «О местонахождениях в регионах деятельности таможенных органов Северо-Западного таможенного управления» к региону деятельности Мурманской таможни относятся: Мурманский таможенный пост (г. Мурманск, ул. <АДРЕС>), таможенный пост Аэропорт Мурманск, таможенный пост МАПП Лотта (МО Кольский район, госграница с Финляндией, 231 км автодороги Кола-Госграница), таможенный пост МААП Борисоглебск (МО гп. Никель Печенгского района, нп. Борисоглебский), таможенный пост МАПП Салла (г. Кандалакша, 73 км автодороги Кандалакша-Алакуртти - граница КПП «Салла»), Кировский таможенный пост (Мурманская обл., г. Кировск, промплощадка АНОФ-3, корп. 28), таможенный пост Морской порт Мурманск (г. Мурманск, Портовый пр., д. 25), таможенный пост Аэропорт Мурманск (пгт. Мурмаши, территория аэропорта), таможенный пост Аэропорт Архангельск (г. Архангельск, аэропорт Архангельск, д. 3, корп. 3), Северодвинский таможенный пост (г. Северодвинск, ул. Железнодорожная, д. 1/139), Поморский таможенный пост (г. Архангельск, ул. Космонавта Комарова, д. 14), Коряжемский таможенный пост (г. Коряжма, дорога Магистральное шоссе, д. 36, стр. 5), Новодвинский таможенный пост (г. Новодвинск, ул. Декабристов, д. 9, корп. 2).
Проверкой установлено, что на балансе Мурманской таможни находятся источники ионизирующего излучения (генерирующих), располагающихся на таможенных постах: таможенный пост Аэропорт Мурманск, таможенный пост МАПП Лотта, таможенный пост МАПП Борисоглебск, таможенный пост МАПП Салла, таможенный пост Морской порт Мурманск, таможенный пост Аэропорт Мурманск, таможенный пост Аэропорт Архангельск, Северодвинский таможенный пост, Поморский таможенный пост.
Так, согласно списку источников ионизирующего излучения (генерирующих), находящихся на балансе Мурманской таможни по состоянию на 13.07.2021 г. на таможенном посту Аэропорт Мурманск используются оборудование <ОБЕЗЛИЧЕНО>
Деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) осуществляется Мурманской таможней на основании лицензии № 51.01.04.002.Л.000045.05.07 от 18.05.2007, согласно которой местами осуществления лицензируемого вида деятельности являются: многосторонние автомобильные пункты пропуска «Лотта», «Салла», Борисогдебск, таможенный пост «Мурманский» (пункт международных почтовых отправлений), Кировский таможенный пост, таможенный пост «Морской порт Мурманск», таможенный пост «Аэропорт Мурманск».
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, изменения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим нормативным правовым актом.
Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» до переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не предусмотренному лицензией, или по истечении срока, определенного частью 5 настоящей статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не предусмотренных лицензией.
В силу ч. 3 ст. 18 Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» для переоформления лицензии лицензиат, его правопреемник или иное предусмотренное федеральным законом лицо направляет заявление о переоформлении лицензии в форме электронного документа в лицензирующий орган в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, с использованием единой системы идентификации и аутентификации. Для случаев подачи заявления о предоставлении лицензии, выдаваемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в рамках полномочий субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и (или) переданных полномочий Российской Федерации, по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации заявителю дополнительно может быть обеспечена возможность прохождения идентификации и аутентификации с использованием государственной информационной системы субъекта Российской Федерации, обеспечивающей идентификацию и аутентификацию граждан и организаций при предоставлении государственных услуг, в установленном им порядке.
Согласно ч. 3 ст. 20 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих), утвержденному приказом Роспотребнадзора от 30.11.2020 г. № 784, регламентирован перечень документов, направляемых или представляемых в лицензирующий орган для переоформления лицензии в случаях намерения лицензиата осуществлять деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии.
Таким образом, проверкой установлено, что Мурманской таможней лицензия № 51.01.04.002.Л.000045.05.07 от 18.05.2007 в связи с осуществлением лицензируемой деятельности по адресам, не указанным в ней, не на момент проверки переоформлялась.
Довод представителей Мурманской таможни, о том, что законом не установлен срок подачи заявления о переоформлении лицензии и о том, что на данный момент заявление подано, следовательно отсутствует состав административного правонарушения, мировым судьей не принимается по следующим основаниям.
Федеральным законом N 129-ФЗ от 08 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регулируются отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с ч. 6 ст. 18 Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в случае реорганизации юридических лиц в форме слияния переоформление лицензии допускается в порядке, установленном частью 3 настоящей статьи, только при условии наличия у каждого участвующего в слиянии юридического лица на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц лицензии на один и тот же вид деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 18 Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» срок подачи заявления о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы предоставляются в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.
Исходя из данных норм, Мурманская таможня в срок не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц, должна была обратиться с заявлением о переоформлении лицензии в лицензирующий орган, что сделано не было.
Вина Мурманской таможни подтверждается: постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 15.07.2021 года, который соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ; объяснением Селиверстова <ФИО> решением о проведении проверки от 30.06.2021 № 58; актом проверки от 30.06.2021; докладной запиской; копиями лицензий; списком наличного количества источников находящихся на балансе Мурманской таможни; санитарно-эпидемиологическими заключениями; представлением об устранении нарушений, не доверять которым у мирового судьи оснований не имеется.
При назначении вида и размера административного наказания, мировой судья учитывает личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер совершенного правонарушения, а также то, что в соответствии со статьей 3.1 КоАП РФ наказание должно иметь своей целью предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Обстоятельств, смягчающий и отягчающих административную ответственность, не установлено.
С учетом всех обстоятельств по делу, мировой судья считает возможным назначить юридическому лицу Мурманская таможня наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.
Руководствуясь статьями 29.7 - 29.11 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л :
Признать юридическое лицо - Мурманская таможня, ИНН 5192160036, ОГРН 1025100864095, юридический адрес: г. Мурманск, ул. <АДРЕС>, дата регистрации 06.12.2002, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано и опротестовано в Первомайский районный суд г. Мурманска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья <ОБЕЗЛИЧЕНО> Е. А. Алиева
<ОБЕЗЛИЧЕНО>