РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 ноября 2019 года пгт. Таксимо
Муйский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Будаевой В.М., при секретаре Вандановой Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-333/2019 по исковому заявлению Тюрюхановой Натальи Викторовны в интересах несовершеннолетнего ТАА к администрации муниципального образования «Муйский район» о признании распоряжения незаконным, об отмене распоряжения, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Истец Тюрюханова Н.В., действующая в интересах несовершеннолетнего ТАА обратилась в суд с вышеуказанным иском, которое мотивировано тем, что ТАА родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, признан ребенком-инвалидом, 15 лет непрерывно прожил в местности, приравненной к району Крайнего Севера. На дату рождения ребенка проживала в п. Таксимо. 5 августа 2019 г. она обратилась в администрацию МО «Муйский район» с заявлением о постановке в очередь в соответствие с Федеральным законом № 125-ФЗ от 25.10.2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» для получения социальной выплаты. Распоряжением главы администрации муниципального образования «Муйский район» № 490 от 9 августа 2019 г. отказано в постановке на учет, в связи с несоответствием требований указанных в ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ, а именно прибытие в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не позднее 1 января 1992 г. Дата рождения ТАА – ДД.ММ.ГГГГ Просит признать отказ в постановке в очередь незаконным, в связи с чем отменить и возложить на ответчика обязанность поставить ТАА на учет с датой постановки 9 августа 2019 года.
В судебном заседании истец Тюрюханова Н.В. уточнила исковые требования, просила поставить ТАА на учет с ДД.ММ.ГГГГ, привела доводы аналогичные иску, дополнила, что в 1995 году приехала на постоянное место жительства в п. Таксимо Муйского района, постоянной регистрации по месту жительства не имела. В 2002 г. она встала на учет по беременности, на сроке 37-38 недель беременности была направлена на родоразрешение в РРД <адрес>, где родила сына ТАА, в связи с чем в свидетельстве о его рождении указано место рождения <адрес>.
В судебном заседании представитель ответчика администрации МО «Муйский район» Федорова Я.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что в силу положений ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющую общую продолжительность стажа работы не менее 15 календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Однако, ТАА родился в 2003 году, в связи с чем права на получение жилищной субсидии не имеет. Не оспаривает факт того, что на дату рождения ТАА местом жительства его матери являлась местность, приравненная к Крайнему Северу.
В судебное заседание представитель третьего лица Министерства строительства и модернизации ЖКК РБ не явился, извещен надлежаще, о рассмотрении дела в их отсутствие не просил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя Министерства строительства и модернизации ЖКК РБ.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Условия предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений установлены Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ.
В силу положений статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Кроме того, данным Федеральным законом право на получение жилищных субсидий предусмотрено для инвалидов с детства, родившихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет (абз. 3 статьи 1 ФЗ № 125-ФЗ).
В соответствии с постановлением Совмина СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 "О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», Муйский район Республики Бурятия относится к местности приравненной к Крайнему Северу.
Судом установлено и следует из материалов дела, ТАА родился ДД.ММ.ГГГГ году в г. Улан-Удэ, что подтверждается свидетельством о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ
Матерью ТАА является Тюрюханова Н.В.
Тюрюханова Н.В. на дату рождения ТАА проживала в п. Таксимо Муйского района Республики Бурятия, что подтверждается справкой № от 14 октября 2019 г., трудовой книжкой и ответчиком не оспаривается.
Тюрюханов А.А. является ребенком инвалидом, что подтверждается справкой ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда России серии МСЭ-2009 № 1395059.
Согласно адресной справке от 1 августа 2019 г. ТАА зарегистрирован в п. Таксимо Муйского района Республики Бурятия с 5 ноября 2003 года и по настоящее время.
5 августа 2019 г. ТАА в лице законного представителя Тюрюхановой Н.В. обратился в администрацию МО «Муйский район» с заявлением о включении его и членов семьи в состав участников для получения социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, указав, что является ребенком-инвалидом, проживает на территории Муйского района Республики Бурятия 15 лет, жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не имеет.
Распоряжением администрации МО "Муйский район" № 490 от 9 августа 2019 г. ТАА отказано в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Причина отказа – прибытие в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не позднее 1 января 1992 г., дата рождения ТАА ДД.ММ.ГГГГ, что не соответствует требованиям ч.1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ.
Между тем, в силу положений абзаца первого части 1 статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ право гражданина на получение жилищной субсидии определяется временем прибытия в районы Крайнего Севера (не позднее 1 января 1992 года), продолжительностью стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, отсутствием жилья в других регионах.
Абзацем третьим части 1 статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ предусмотрена возможность получения жилищной субсидии дополнительно инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Таким образом, для данной категории лиц, претендующих по получение жилищной субсидии, приведенным Федеральным законом не предусмотрены требования о прибытии в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 года, а также о продолжительности трудового стажа работы в таких регионах.
К числу обязательных условий предоставления инвалидам детства жилищных субсидий на приобретение жилья, законом отнесено их рождение в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, непрерывное проживание в указанных районах и местностях не менее пятнадцати календарных лет, а также отсутствие у них жилья в других регионах Российской Федерации.
Прибытие в районы Крайнего Севера и рождение в районах Крайнего Севера не являются тождественными понятиями, в связи с чем распространение на инвалидов детства, родившихся в указанных районах и местностях, закрепленного в качестве одного из требований в абзаце первом части первой статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ условия о прибытии в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, является неправомерным.
Более того, данные выводы подтверждаются правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 22 апреля 2014 года № 916-О, в соответствии с которой федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, вправе предусмотреть специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц.
При этом положения абзаца второго части 1 статьи 1, а также абзаца третьего части 1 статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ, как это следует из их содержания, находятся в нормативном единстве с абзацем первым части 1 статьи 1 указанного Федерального закона.
Соответственно, норма, предусматривающая возможность получения жилищной субсидии дополнительно инвалидам с детства, отменяет для них ограничения по времени прибытия в районы Крайнего Севера (не позднее 1 января 1992 года), а также по стажу работы.
Судом установлено, что ТАА является ребенком инвалидом, непрерывно проживает в местности, приравненной к Крайнему Северу более пятнадцати календарных лет подряд, не имеет жилья в других регионах Российской Федерации, на дату рождения ТАА местом жительства его матери являлась местность приравненная в Крайнему Северу (п. Таксимо Муйского района РБ), т.е. отвечает совокупности условий, необходимых для постановки на учет на получение жилищной субсидии. Таким образом, отказ администрации МО «Муйский район» в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в связи с рождением ТАА после ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Тюрюханов А.А. прерывал проживание в Муйском районе Республики Бурятия либо имеет жилье в других регионах Российской Федерации, материалы дела не содержат, стороной ответчика такие сведения не представлены.
Согласно пункту 9 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 879 от 10 декабря 2002 года, для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту жительства установленный перечень документов.
Таким образом, регистрация граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей осуществляется добровольно и носит заявительный характер.
ТАА обратился в администрацию МО «Муйский район» с соответствующим заявлением 5 августа 2019 г., в связи с чем подлежит постановке на учет с указанной даты.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Тюрюхановой Натальи Викторовны в интересах несовершеннолетнего ТАА к администрации муниципального образования «Муйский район» о признании распоряжения незаконным, об отмене распоряжения, возложении обязанности удовлетворить.
Признать распоряжение №490 от 9 августа 2019 года «Об отказе в постановке на учет ТАА» администрации муниципального образования «Муйский район» незаконным.
Отменить распоряжения №490 от 9 августа 2019 года «Об отказе в постановке на учет ТАА» администрации муниципального образования «Муйский район».
Обязать администрацию муниципального образования «Муйский район» поставить ТАА в очередь на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом №125-ФЗ от 25.10.2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в категории «инвалиды» с 5 августа 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Муйский районный суд Республики Бурятия.
Судья Будаева В.М.
Решение суда принято в окончательной форме 22 ноября 2019 г.
Судья Будаева В.М.