Решение по делу № 7-1267/2015 от 29.12.2015

Дело № 5-1267/15

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

29 декабря 2015 года г. Кострома, ул. Советская, д.120<АДРЕС>

Мировой судья судебного участка № 6 Свердловского судебного района г. Костромы Чиркина А.А., рассмотрев административный материал, предусмотренный ст.15.27 ч.1 КоАП РФ, в отношении

ООО «Ювелирные Традиции», расположенного по адресу: г. <АДРЕС> <АДРЕС>, ИНН/КПП <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>, дата гос. регистрации - <ДАТА2>, сведений о привлечении к административной ответственности суду не представлено,

у с т а н о в и л:

<ДАТА3>  первым заместителем прокурора города Костромы в отношении ООО «Ювелирные Традиции» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.27 ч.1 КоАП РФ,  за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков.

В судебном заседании первый заместитель прокурора города Костромы <ФИО1> полагал обоснованным привлечение ООО «Ювелирные Традиции» к административной ответственности по ст.15.27 ч.1 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель ООО «Ювелирные Традиции» по доверенности <ФИО2>  вину в совершенном правонарушении признала, пояснила, что все выявленные нарушения в настоящее время устранены, виновные лица привлечены к ответственности.

  

Выслушав представителя ООО «Ювелирные Традиции» по доверенности <ФИО2>, исследовав письменные доказательства, мировой судья приходит к следующему.

Статьей 15.27 ч.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность  за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков.

Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из материалов дела, в период с <ДАТА4> по <ДАТА5> прокуратурой города Костромы с привлечением к проверке сотрудников Верхне - Волжской государственной инспекции пробирного надзора в порядке надзора за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведена проверка деятельности ООО «Ювелирные традиции».

По результатам проведенной проверки <ДАТА6> выявлены нарушения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, о чем составлена соответствующая справка.

Установлено, что ООО «Ювелирные традиции», расположенное по адресу: <АДРЕС> <АДРЕС>, осуществляет деятельность по производству ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней на основании свидетельства о государственной регистрации юридического лица за № <НОМЕР> от <ДАТА2>, выданного ИФНС России по г. Костроме, свидетельства о постановке на учет в ИФНС России по г. Костроме с присвоением ИНН <НОМЕР>.

ООО «Ювелирные традиции» состоит на специальном учете в Верхне - Волжской государственной инспекции пробирного надзора (свидетельство о постановке на специальный учет <НОМЕР> от <ДАТА7> сроком действия до <ДАТА8>) на осуществление следующих видов деятельности: производство ювелирных изделий (код ОКВЭД 36.22.5); оптовая торговля ювелирными изделиями (код ОКВЭД 51.47.34); деятельность агентов по оптовой торговле ювелирными изделиями (код ОКВЭД 51.18.25); деятельность агентов по оптовой торговле драгоценными камнями (код ОКВЭД 51.18.24); деятельность агентов по оптовой торговле драгоценными металлами (код ОКВЭД 51.12.24); оптовая торговля золотом и другими драгоценными металлами (код ОКВЭД 51.52.23); оптовая торговля драгоценными камнями (код ОКВЭД 51.56.3); розничная торговля ювелирными изделиями (код ОКВЭД 52.48.22); производство драгоценных металлов (код ОКВЭД 27.41), обработка алмазов (код ОКВЭД 36.22.3); обработка драгоценных, кроме алмазов, полудрагоценных, поделочных и синтетических камней (код ОКВЭД 36.22.4); обработка отходов и лома драгоценных металлов (код ОКВЭД 37.10.22); производство ювелирных изделий и технических изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, монет и медалей (код ОКВЭД 36.2).

В соответствии с абзацем седьмым ст. 5 Федерального закона от № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон о противодействии легализации доходов) к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом относятся организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения.

Согласно п.2 ст.7 Закона о противодействии легализации доходов, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

В ходе проверки установлено, что ООО «Ювелирные традиции» не исполняются ряд требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 г. № 667, а также Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе, с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 № 59.

Директором ООО «Ювелирные традиции» утверждены <ДАТА12> Правила внутреннего контроля.

В нарушение п.2 ст.7 Закона о противодействии легализации доходов указанные правила на момент проверки не соответствуют действующему законодательству в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, так как не учитывают изменений, внесенных в нормативные правовые акты в указанной сфере, осуществление которых вменено в обязанность организациям.

В представленных ООО «Ювелирные традиции» Правилах внутреннего контроля, утвержденных <ДАТА12>, в п. 1 «Общие положения» описаны законодательные акты, утратившие силу, а именно:

- Постановление Правительства РФ от 05.12.2005 №715 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; - Приказ Росфинмониторинга от 05.10.2009 года № 245 «Об утверждении Инструкции о предоставлении в Федеральную службу финансового мониторинга информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2011 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Кроме того, Правила внутреннего контроля не учитывают изменившееся законодательство, а именно: - постановление Правительства №492 от 29.05.2014 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; - постановление Правительства Российской Федерации № 209 от 19.03.2014 «О предоставлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имущество, и индивидуальными предпринимателями»; - Приказ Росфинмониторинга № 110 от 22.04.2015 «Об утверждении Инструкции о предоставлении в Федеральную службу финансового мониторинга информации, предусмотренной Федеральным законом от года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В соответствии с требованиями п.п.3 п.1 ст. 7 Закона о противодействии легализации доходов следует обновлять информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации - в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений. В соответствии с п. 2.17 Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе, с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 № 59 (далее - Приказ № 59 от 17.02.2011), организации следует обновлять сведения,полученные в результате идентификации клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя, не реже одного раза в шесть месяцев при повышенной степени риска совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Программой Правил внутреннего контроля ООО «Ювелирные традиции» предусмотрено, что деятельность при осуществлении купли - продажи драгоценных металлов, драгоценных камней, а так же ювелирных изделий из них, оценивается как совершаемая с повышенной степенью риска.

В нарушение вышеуказанных требований Закона о противодействии легализации доходов и приказа Приказ № 59 от 17.02.2011 г. в составленных анкетах с последней даты обновления прошло более шести месяцев, таким образом, сведения о клиенте и выгодоприобретателе систематически в установленные законом и Правилами внутреннего контроля сроки не обновлялись.

В соответствии с требованиями п.п.1 п.1 ст. 7 Закона о противодействии легализации доходов организации обязаны идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя.

Согласно п.п.2 п.1 ст.7 Закона о противодействии легализации доходов организации обязаны принимать обоснованные и доступные меры по идентификации бенефициарных владельцев. В случае, если в результате принятых мер бенефициарный владелец не выявлен, бенефициарным владельцем может быть признан единоличный исполнительный орган клиента.

В нарушение вышеуказанных требований в ООО «Ювелирные традиции» идентификация представителей клиентов и бенефициарных владельцев не проводится, анкеты составляются только на юридическое лицо.

Пунктом 2.1. Приказа ФСФМ № 59 от 17.02.2011 предусмотрены мероприятия по идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя.

ООО «Ювелирные традиции» при реализации ювелирных изделий физическим лицам (розничная торговля, торговля через интернет - магазин) не проводило указанные в п . 2.1. Приказа ФСФМ № 59 от 17.02.2011 мероприятия по идентификации.

Подпись: ГВ соответствии с п. 32 Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 г. № 667, предусмотрено проведение на регулярной основе, но не реже одного раза в полугодие, внутренних проверок выполнения в организации ПВК и представление руководителю организации по результатам проверок письменных отчетов.

В нарушении указанных требований внутренние проверки ООО «Ювелирные традиции» не проводились, письменные отчеты по результатам проверок выполнения Правил внутреннего контроля не составлялись.

В соответствии с пп.4 п.1 ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115- ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.

В ходе проверки установлено, что ООО «Ювелирные традиции» нарушаются сроки направления сведений в Росфинмониторинг о сделках, подлежащих обязательному контролю.

Так, в рамках договора поставки <НОМЕР> от <ДАТА19>, заключенного с ООО <ОБЕЗЛИЧЕНО>», общество отгрузило ювелирные изделия по товарным накладным <НОМЕР> от <ДАТА20>, на общую сумму <ОБЕЗЛИЧЕНО> рублей. Сообщение о совершенной сделке, подлежащей обязательному контролю, должно было быть направлено в Росфинмониторинг не позднее <ДАТА21>, однако сообщение о данной сделке по форме 4-СПД <НОМЕР> было направлено в уполномоченный орган лишь <ДАТА22>

В рамках договора поставки <НОМЕР> от <ДАТА23>, заключенного с ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», общество отгрузило ювелирные изделия по товарным накладным <НОМЕР> от <ДАТА24>, <НОМЕР> от <ДАТА25> на общую сумму <ОБЕЗЛИЧЕНО> рублей. Сообщение о совершенной сделке, подлежащей обязательному контролю, должно было быть направлено в Росфинмониторинг не позднее <ДАТА26>, однако сообщение о данной сделке по форме 4-СПД <НОМЕР> было направлено в уполномоченный орган лишь <ДАТА27>

В рамках договора комиссии <НОМЕР> от <ДАТА28>, заключенного с ИП <ФИО3>, общество отгрузило ювелирные изделия по товарным накладным <НОМЕР> от <ДАТА29>, на общую сумму <ОБЕЗЛИЧЕНО> рублей. Сообщение о совершенной сделке, подлежащей обязательному контролю, должно было быть направлено в Росфинмониторинг не позднее <ДАТА30>, однако сообщение о данной сделке по форме 4- СПД <НОМЕР> было направлено в уполномоченный орган лишь <ДАТА31>

В рамках договора поставки <НОМЕР> от <ДАТА32>, заключенного с ООО <ОБЕЗЛИЧЕНО>», общество отгрузило ювелирные изделия по товарным накладным <НОМЕР> от <ДАТА33>, на общую сумму <ОБЕЗЛИЧЕНО> рублей. Сообщение о совершенной сделке, подлежащей обязательному контролю, должно было быть направлено в Росфинмониторинг не позднее <ДАТА34>, однако сообщение о данной сделке по форме 4-СПД <НОМЕР> было направлено в уполномоченный орган лишь <ДАТА27>

В рамках договора поставки <НОМЕР> КП от <ДАТА35>, заключенного с ИП <ФИО4>, общество отгрузило ювелирные изделия по товарным накладным <НОМЕР> от <ДАТА36>, на общую сумму <ОБЕЗЛИЧЕНО> рублей. Сообщение о совершенной сделке, подлежащей обязательному контролю, должно было быть направлено в Росфинмониторинг не позднее <ДАТА37>, однако сообщение о данной сделке по форме 4-СПД <НОМЕР> было направлено в уполномоченный орган лишь <ДАТА27>

В рамках договора поставки <НОМЕР> от <ДАТА38>, заключенного с ИП <ФИО5>, общество отгрузило ювелирные изделия по товарным накладным <НОМЕР> от <ДАТА39>, <НОМЕР> от <ДАТА40>, на общую сумму <ОБЕЗЛИЧЕНО> рублей. Сообщение о совершенной сделке, подлежащей обязательному контролю, должно было быть направлено в Росфинмониторинг не позднее <ДАТА41>, однако сообщение о данной сделке по форме 4-СПД <НОМЕР> было направлено в уполномоченный орган лишь <ДАТА27>

В рамках договора поставки <НОМЕР> от <ДАТА42>, заключенного с ИП <ФИО6>, общество отгрузило ювелирные изделия по товарным накладным <НОМЕР> от <ДАТА43>, <НОМЕР> от <ДАТА44> на общую сумму <ОБЕЗЛИЧЕНО> рублей. Сообщение о совершенной сделке, подлежащей обязательному контролю, должно было быть направлено в Росфинмониторинг не позднее <ДАТА45>, однако сообщение о данной сделке по форме 4-СПД <НОМЕР> было направлено в уполномоченный орган лишь <ДАТА27>

Всего за проверяемый период Обществом направлено с нарушением сроков предоставления сведений в Росфинмониторинг 52 (пятьдесят два) сообщения.

Изложенное свидетельствует о том, что ООО «Ювелирные традиции» не приняты действия, направленные на создание целостной и функционирующей в полном объеме системы внутреннего контроля в организации и соблюдение требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Факт совершения ООО «Ювелирные Традиции» правонарушения, предусмотренного ст.15.27 ч.1 КоАП РФ, подтверждается материалами  дела об административном правонарушении: справкой от <ДАТА46>, накладными, актами, договорами и иными материалами дела.

На основании изложенного суд усматривает в действиях ООО «Ювелирные Традиции» состав административного правонарушения, предусмотренного ст.15.27 ч.1 КоАП РФ.

В соответствии с ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

При назначении наказания суд учитывает характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, признание вины в качестве смягчающего вину обстоятельства, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, устранение выявленных в ходе проверки нарушений. На основании изложенного, суд полагает возможным назначить наказание в пределах минимальной санкции статьи.

Руководствуясь  ст.29.9 КоАП РФ, суд

п о с т а н о в и л :

ООО «Ювелирные Традиции» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.27 ч.1 КоАП РФ, и назначить наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в течение десяти дней с момента получения его копии в Свердловский районный суд г.Костромы через мирового судью судебного участка №6 Свердловского судебного района г. Костромы.

           Мировой судья                                                            Чиркина А.А. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

                                                                                                                                                           

      29 декабря 2015 года г. Кострома, ул. Советская, д.120Постановлением мирового судьи судебного участка № 6 Свердловского судебного района г. Костромы от 29 декабря 2015 года ООО «Ювелирные Традиции» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 ч.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде предупреждения.В соответствии с требованиями Кодекса об административных правонарушениях РФ сообщаю, что Вами допущено административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.27 ч.1 КоАП РФ, выразившееся в неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков. 

            В  связи  с этим  предупреждаю  Вас,  что  совершение повторного (в течение  года)  однородного административного правонарушения признается обстоятельством, отягчающим административную ответственность, и влечет назначение более строгого административного наказания (административного штрафа).

Мировой судья Чиркина А.А<ФИО7>