Решение по делу № 5-373/2012 от 26.07.2012

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

26 июля 2012 года г. Самара Мировой судья судебного участка № 133 Самарской области Царёва И.В., рассмотрев дело об административном правонарушении № 5-373/12 в отношении Ивановой Р.А. по ст. 20.25 ч.1 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ: Согласно протоколу об административном правонарушении Иванова Р.А. в установленный законом срок не уплатила административный штраф в размере 300 руб., назначенный постановлением начальника ОУФМС России по Самарской области в Волжском районе от 27.03.2012г. за совершение административного правонарушения против порядка управления в РФ. В судебном заседании Иванова Р.А. вину в совершении указанного правонарушения не признала и пояснила, что указанный штраф она уплатила в установленный законом срок; представить квитанцию не может, так как её порвал ребёнок; считает, что сведения о поступлении платежа должны быть в УФМС; протокол об административном правонарушении составлялся в её отсутствие, о явке на 18.05.2012г. её не уведомляли. Судом исследованы следующие материалы дела: - протокол об административном правонарушении АМ № 0403247 от 18.05.2012 г., из которого следует, что протокол составлен в отсутствие Ивановой Р.А.; - копия протокола об административном правонарушении АМ № 0403099 от 27.03.2012г. по ст. 19.16 КоАП РФ; - постановление по делу об административном правонарушении от 27.03.2012г. по ст. 19.16 КоАП РФ о наложении на Иванову Р.А. административного наказания в виде штрафа в размере 300 руб.; - уведомление № 42/УФМС от 27.03.2012г. в адрес Ивановой Р.А. о сроке уплаты административного штрафа и явке в ОУФМС 08.05.2012г. при неуплате штрафа в срок, в котором имеется подпись Ивановой Р.А. в получении. Оценивая в совокупности собранные по делу об административном правонарушении доказательства в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ), суд приходит к следующему. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ, являются лица (как физические, так и юридические), подвергнутые административному наказанию в виде штрафа. В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. В статье 28.2 КоАП РФ содержатся требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения, обеспечивающие соблюдение гарантий защиты прав лиц, привлекаемых к ответственности, в том числе об участии данного лица в его составлении. Согласно вышеуказанной норме закона в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2); физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении; указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4); протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении; в случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись (часть 5). Таким образом, протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий фактические данные, имеющие значение для правильного разрешения дела об административном правонарушении, содержащий в том числе позицию лица в отношении которого данное дело возбуждено и его подпись, что является средством обеспечения достоверности указанного документа. Положения ст. 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, представляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Из вышеуказанного следует, что лицо, в отношении которого возбуждено административное производство, должно присутствовать при составлении протокола. Соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ возможно также при отсутствии лица, привлекаемого к ответственности, при условии надлежащего его извещения о времени и месте составления протокола. Однако, в деле отсутствуют сведения о вызове Ивановой Р.А. для участия в составлении протокола на 18.05.2012г., что противоречит правилам, установленным ст. 28.2 КоАП РФ, и свидетельствует о нарушении должностным лицом УФМС порядка привлечения к административной ответственности. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что протокол об административном правонарушении АМ № 0403247 от 18.05.2012г. по ст. 20.25 ч.1 КоАП РФ в отношении Ивановой Р.А. составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело, не извещенного о времени и месте составления протокола, то есть с нарушением порядка привлечения к административной ответственности, установленного нормами КоАП РФ. В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ протокол является основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях, в связи с чем административным законодательством подробно регламентирована процедура его составления. При нарушении установленной процедуры протокол не может рассматриваться в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ в качестве доказательства, поскольку несоблюдение процессуального порядка получения доказательства делает его недопустимым доказательством. В соответствии с ч. 2 ст. 50 Конституции РФ и ч. 3 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается. Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для прекращения административного дела при условии, если вышеуказанный недостаток носит существенный характер, не может быть устранен и восполнен в судебном заседании и не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Судом установлено, что представленный в суд протокол об административном правонарушении АМ № 0403247 от 18.05.2012г. составлен административным органом с нарушением процессуальных требований КоАП РФ, предъявляемым к данному виду документа, вышеуказанный недостаток носит существенный характер, не может быть устранен и восполнен в судебном заседании, в связи с чем рассматриваемый протокол не может служить подтверждением объективной стороны правонарушения и основанием для привлечения Ивановой Р.А. к административной ответственности. В соответствии с п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения. На основании изложенного суд считает, что административное дело в отношении Ивановой Р.А. подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения Руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд П О С Т А Н О В И Л: Производство по делу об административном правонарушении в отношении Ивановой Р.А. по ст. 20.25 ч.1 КоАП РФ прекратить. Постановление может быть обжаловано в Волжский районный суд Самарской области в течение 10 дней через судебный участок № 133 Самарской области. Мировой судья подпись И.В.Царёва «СОГЛАСОВАНО» 26.07.2012г. Мировой судья Царёва И.В<ФИО1>