Дело № 2-1192/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 февраля 2014 года г. Ярославль
Кировский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Барышевой В.В.,
при секретаре Курбатовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Воробьева И.А. к ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях,
установил:
Воробьев И.А. обратился в суд с иском к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны РФ в лице Отделения в Ярославской области о признании незаконным решения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны РФ об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ № и о понуждении к постановке на учет истца в составе семьи из <данные изъяты> человек в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований указал, что уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями на основании <данные изъяты> при выслуге лет в календарном исчислении более <данные изъяты> лет.
Жилым помещением для постоянного проживания не обеспечен, право на приватизацию жилых помещений не реализовал.
Считает, что подлежит обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета как уволенная с военной службы <данные изъяты> при выслуге лет более <данные изъяты> лет в календарном исчислении.
В целях реализации указанного права истец обратился к ответчику с заявлением о принятии его в составе семьи из <данные изъяты> человек на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Однако решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № ему отказано в принятии на учет в связи с предоставлением документов, не подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 54 ЖК РФ).
Также ответчиком отказано в удовлетворении заявления от ДД.ММ.ГГГГ о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, ссылаясь на то, что в настоящее время истец утратила статус военнослужащего и в соответствии с Приказом МО РФ N 1280 от 30.09.2010 года не может быть принят на данный учет.
В судебном заседании истец Воробьев И.А., представитель истца по доверенности Жуков А.Е. исковые требования поддержали в полном объеме, пояснив, что на момент увольнения с военной службы истец не был поставлен на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. В период прохождения военной службы истец обращался с соответствующим заявлением, однако в постановке истца на учет было отказано в связи с тем, что им не была представлена справка об отсутствии в собственности жилых помещений. Впоследствии в период прохождения военной службы истец с повторным заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения не обращался. Из списков воинской части истец был исключен в момент увольнения ДД.ММ.ГГГГ. С заявлением о постановке на учет лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения истец обратился в адрес отвечтика ДД.ММ.ГГГГ. Полагают, что истец на основании п. 14 ст. 15 "О статусе военнослужащих" имеет право на предоставление жилого помещения.
Представитель отвечтика в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, дело рассмотрено в его отсутствие. Ранее ответчиком был представлен отзыв на исковое заявление, в котором ответчик возражал против удовлетворения исковых требований.
Третье лицо в судебное заседание не явилось.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" закреплено право военнослужащего на выбор постоянного места жительства после увольнения с военной службы (пункт 3 статьи 6).
Порядок реализации военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, права на обеспечение бесплатным жильем устанавливается отдельными положениями законодательства о статусе военнослужащих, а также нормами жилищного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Для каждого военнослужащего гарантирована возможность быть обеспеченным жильем по месту прохождения военной службы (абзац 2 пункта 1 статьи 15).
Абзацем 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что военнослужащим-гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договор социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 Закона.
Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 13 статьи 15 Закона военнослужащие-граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством. Данный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих граждан, увольняемых с военной службы по указанным основаниям, чья общая продолжительность военной службы составляет 10 лет и более.
Пункт 14 статьи 15 Закона устанавливает, что обеспечение жилыми помещениями военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Порядок и условия предоставления жилых помещений или выделения денежных средств на их приобретение в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В настоящее время в Российской Федерации действуют Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054.
Вопросы постановки военнослужащих и членов их семей на учет нуждающихся в предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, регламентируются "Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280.
В силу пункта 1 указанной Инструкции для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации), к которому прикладываются соответствующие документы.
Ведение реестра военнослужащих и членов их семей, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в силу пункта 7 Инструкции осуществляет уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 5 данной Инструкции правом принятия решения о постановке военнослужащих на учет или об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях наделен уполномоченный орган, которым на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 03 ноября 2010 года N 1455 определен Департамент жилищного обеспечений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющий свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ.
Согласно пункту 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно- штатными мероприятиями.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе по ходатайству командиров (начальников) включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий или членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов. О принятом решении органы местного самоуправления сообщают военнослужащим в трехмесячный срок.
Материалами дела подтверждается, что истец проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ, имеет выслугу военной службы календарную <данные изъяты>., в льготном исчислении <данные изъяты>.
Приказом Министра обороны РФ по личному составу № от ДД.ММ.ГГГГ истец уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями на основании <данные изъяты> при выслуге лет в календарном исчислении более <данные изъяты> лет, с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков воинской части.
В период прохождения военной службы истец не состоял на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения на основании договора социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ФГКУ « Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в отделение в Ярославской области с заявлением о включении в единый реестр военнослужащих МО РФ, нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма, представив необходимые документы.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ в постановке на данный учет истцу отказано со ссылкой на то, что он не является военнослужащим, в связи с чем подлежит обеспечению жилым помещением на общих основаниях в порядке, предусмотренном статьей 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть по решению органа местного самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас), а не Министерства обороны Российской Федерации. Кроме того, на момент исключения из списков войсковой части истец не состоял на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения на основании договора социального найма.
П. 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма предусмотрено право уволенных военнослужащих на обеспечение жилыми помещениями только при условии принятия их в установленном порядке на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Поскольку на момент увольнения в запас, на ДД.ММ.ГГГГ, истец по последнему перед увольнением месту военной службы не признавался нуждающимся в получении жилых помещений, в том числе, по избранному месту жительства и не состоял в соответствующих списках очередников, то он, утратив статус военнослужащего после увольнения с военной службы, в ДД.ММ.ГГГГ не вправе претендовать на принятие ее жилищным органом Министерства обороны Российской Федерации на учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма.
При указанных обстоятельствах в удовлетворении исковых требований истцу должно быть отказано.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
В удовлетворении исковых требований Воробьева И.А. к ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения через Кировский районный суд г. Ярославля.
Судья: В.В.Барышева