Дело № 5- 348 /2021
Протокол АП 44/018277 от 06.04.2021 г.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Кострома 24 мая 2021 г.
Мировой судья судебного участка № 15 Димитровского судебного района г. Костромы Ловыгина Н.В<ФИО1>, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.19 КоАП РФ в отношении
гражданки Верняевой И. Л., <ДАТА3>
установил:
Согласно протокола об административном правонарушении 25 марта 2021 год в 10-45 часов, по адресу: <АДРЕС> работниками филиала ПАО «МРСК Центра» -«Костромаэнерго» установлен факт самовольного безучетного использования электрической энергии. В ходе плановой поверки работоспособности узла учета обнаружено повреждение пломбировочного материала на ограждении измерительных трансформаторов тока и на ограждении вводного рубильника, установленного сетевой организацией 10.11.2017 г. Сидоровым А.Г. и Пономаревым по данному факту составлен акт №44/1/003786 о неучетном потреблении электроэнергии. Тем самым ПАО «МРСК Центр»-«Костромаэнерго» причинен материальный ущерб на сумму 245 038,83 рубля. т.е. гр. Верняева И.Л. нарушила п. 2 основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением правительства РФ №442 от 04.05.2012 года, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.19 КоАП РФ. В судебное заседание Верняева И.Л. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщила, ходатайств об отложении дела не заявляла. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности. В судебном заседании представитель Верняевой И.Л. на основании доверенности Полонейчик П.В. полагал, что в действиях Верняевой И.Л. отсутствует состав административного правонарушения. Поскольку согласно плановой проверке ООО «АРМТЕКС» работниками ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго» составлен акт № 44/1/003786 о неучтённом потреблении электроэнергии. Поводом для составления данного акта послужили повреждённые пломбировочные материалы на ограждении измерительных трансформаторов тока и на ограждении вводного рубильника, установленного сетевой организацией 10.11.2017 г. Вместе с тем, измерительные трансформаторы тока (счётчик) зарегистрирован и установлен на юридическое лицо - ООО «АРМТЕКС» ИНН 4401109147 КПП 440101001 (зарегистрировано по адресу: 156000, Костромская область, город Кострома, Ивановская улица, дом 3). Согласно Договору, между сбытовой компаний и ООО «АРМТЕКС» ответственность за сохранность данного счётчика и пломб возложена на ООО «АРМТЕКС», а не на гр-ку Верняеву И.Л., как физическое лицо. Таким образом, в данной ситуации привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.19 КоАП РФ возможно только юридического лица, либо должностного лица на которое возложена ответственность, в соответствии с трудовым договором или должностной инструкцией, за сохранность и контроль приборов учёта электроэнергии. Данный вопрос УУП ОУУП и ПДН ОП № 3 УМВД России по г. Костроме капитаном полиции Герлицем С.А. не изучался, договор не запрашивался, кто является ответственным должностным лицом в организации не выяснялся. Вместе с тем, согласно ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренной ст. 7.19 КоАП РФ, составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции), а в отношении должностных и юридических лиц - должностные лица государственного энергетического надзора, коими является сотрудники Управления по Технологическому и Экологическому Надзору Ростехнадзора по Костромской области. Полагал, что протокол составлен неуполномоченным должностным лицом. В судебное заседание представитель ПАО «МРСК Центра» -«Костромаэнерго» не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявкисуду не сообщили, ходатайств об отложении дела не заявляли.
В судебном заседании должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении УУП ОУУП и ПДН ОП №3 УМВД России по городу Костроме капитан полиции Герлиц С.А. суду пояснил, что полагает, что в действиях Верняеевой И.Л. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.19 КоАП РФ. Поскольку со слов Верняевой И.Л. она является директором ООО «АРМТЕКС». Отсутствию указания части статьи, по которой Верняева И.Л. подлежит ответственности объяснения не дал. Выслушав Полонейчика П.Н., должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 7.19 КоАП РФ самовольное подключение к электрическим сетям, тепловым сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в самовольном подключении к энергетическим сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам; самовольном (безучетном) использовании электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов.
Самовольное подключение к энергетическим и газораспределительным сетям и нефтепроводам запрещается. Самовольным является подключение к энергетическим сетям, нефтепроводам и газопроводам без соответствующего разрешения уполномоченных органов государственного энергетического надзора.
Под самовольным понимается использование энергии и газа без разрешения соответственно энергоснабжающей или газоснабжающей организации.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Пунктами 1 и 38 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ предусмотрено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.19 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции), должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный энергетический надзор (в отношении должностных лиц в части самовольного подключения к электрическим сетям, а также самовольного (безучетного) использования электрической энергии).
Согласно п. п. 1.4, 1.4.3 Перечня должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденного приказом МВД России от 30.08.2017 N 685, протоколы об административных правонарушениях, перечисленных в п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, с учетом осуществляемых полномочий в управлениях (отделах, отделениях) Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам вправе составлять должностные лица подразделений участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних. Как следует из буквального толкования п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, полномочия должностным лицам органов внутренних дел (полиции) в части составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.19 КоАП РФ, предоставлены законодателем без каких-либо исключений или оговорок. С учетом изложенного, вопреки доводам представителя Верняевой И.Л. на основании доверенности Полонейчика И.Л. оснований полагать об отсутствии у должностных лиц органов внутренних дел (полиции) полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.19 КоАП РФ, в отношении должностных лиц в части самовольногоподключения к электрическим сетям, а также самовольного (безучетного) использования электрической энергии, не имеется.
Наделение должностных лиц органов, осуществляющих федеральный государственный энергетический надзор, самостоятельными полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.19 КоАП РФ, в отношении должностных лиц не исключает право должностных лиц органов внутренних дел (полиции) по составлению соответствующих протоколов об административных правонарушениях в отношении обозначенной категории субъектов.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" потребители электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения).
Согласно абз. 13 п. 2 Основных положений "безучетное потребление" - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействия), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).
Согласно п. 2 Основных положений самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии при отсутствии заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, а также потребление электрической энергии в период приостановления поставки электрической энергии по договору, определяется как бездоговорное потребление электрической энергии.
При этом из диспозиции статьи 7.19 КоАП РФ следует, что субъектом правоотношений является не только собственник, но и любое лицо, получившее согласие собственника на безучетное пользование.
Вместе с тем, исходя из анализа представленных доказательств усматривается, что потребителем электрической энергии является ООО «АрмТекс», при этом протокол составлен в отношении гражданки Верняевой И.Л., однако не представлены доказательства, подтверждающие, что Верняева И.Л. является должностным лицом, на которое возложена ответственность, в соответствии с трудовым договором или должностной инструкцией, за сохранность и контроль приборов учёта электроэнергии. Правонарушение является оконченным с момента подключения к энергетическим сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам или с момента начала неконтролируемого использования электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов. Размер фактически причиненного ущерба для определения наличия административного правонарушения значения не имеет. Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях статья названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, должны быть указаны в постановлении по делу об административном правонарушении. По смыслу положений приведенных норм квалификация действий лица, привлекаемого к административной ответственности, требует указания статьи, а также части статьи, если эта статья содержит несколько составов административных правонарушений. Вместе с тем, данная статья состоит из двух частей, каждой из которых предусмотрен самостоятельный состав административного правонарушения. Однако вышеуказанный протокол об административном правонарушении не содержит указания на часть статьи 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой установлена административная ответственность за совершение вмененного Верняевой И.Л. административного правонарушения, в связи с чем невозможно установить, совершение какого правонарушения ей вменяется, что противоречит приведенным выше требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Производство в отношении Верняевой И.Л. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.19 КоАП РФ, следует прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Учитывая изложенное и руководствуясь п.2 ч. 1 ст. 24.5, 29.9-29.10 КоАП РФ, мировой судья постановил: Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.19 КоАП РФ в отношении Верняевой И. Л.прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Постановление может быть обжаловано в Димитровский районный суд г. Костромы через мирового судью судебного участка № 15 Димитровского судебного района г. Костромы в течение 10 суток со дня получения копии постановления. Мировой судья Н.В.Ловыгина