ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу
30 июля 2014 года г.о. Тольятти
Мировой судья судебного участка № 103 Автозаводского судебного района г. Тольятти Самарской области Скоромыкин С.А., рассмотрев административное дело №5-241/2014 по ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Барабаш <ФИО1>, <ДАТА2>», проживающего по адресу: Самарская область г. Тольятти, б-р. 50 лет Октября, 28-9,
установил:
В ходе проведения плановой выездной проверки в период с 14.03.2014г. по 10.04.2014г. ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», осуществляющего деятельность по адресу: <АДРЕС>, по оптово-розничной торговле продовольственными товарами, в процессе деятельности которого осуществляется обращение (образование и накопление) с отходами производства и потребления, а именно:
- мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (ФККО 9120040001004), класс опасности 4;
- отходы (мусор) от уборки территорий (ФККО 9120000000000), класс опасности 4;
- отходы упаковочных материалов из бумаги и картона незагрязненные (ФККО 1871020001000), класс опасности 4;
- отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (ФККО 1871030001005), класс опасности 5,
было выявлено наличие нарушений требований ч.3 ст. 14, ч.3 ст. 18 и ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 89 -ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» и в частности, что в ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» отсутствуют паспорта на отходы 1 - IV класса опасности, согласованные в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов РФ от 1.12.2002г. № 785 «Об утверждении паспорта опасных отходов», что является нарушением ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» не представлена в соответствующий территориальный орган Росприроднадзороа в установленный срок до 15.01.2013 г. отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2013г. в соответствии с приказом Минприроды РФ от 16.02.2010г. № 30, что является нарушением ч. 3 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» не ведется учет в области обращения с отходами в порядке, установленном приказом Министерством природных ресурсов и экологии РФ от 01.09.2011г. № 721, что является нарушением ч.1 ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Как следует из протокола об административном правонарушении, факт обращения акт обращения (образования и накопления) ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» с отходами производства и потребления подтверждается тем, что Общество накапливает отходы производства и потребления в металлическом контейнере, принадлежащем ГСК <НОМЕР> на открытой площадке по адресу <АДРЕС>;
на основании заключенного договора с ГСК <НОМЕР> на предоставление коммунальных услуг от 02.02.2012г. вывоз мусора, собственником которого является ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» осуществляет ГСК <НОМЕР>;
договором <НОМЕР> аренды нежилых помещений от 01.09.2013 г. между ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» и Барабаш А.А., в соответствии с котрым вывоз отходов и их размещение оплачивается арендатором (ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>») отдельно.
Ведущий специалист <ФИО2> в суде показал, что на основании распоряжения руководства была проведена плановая выездная проверка ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>». Общество осуществляет хозяйственную деятельность, в ходе которой образуются отходы производства потребления I - IV класса опасности. Если организация передает отходы в собственность другому юридическому лицу для вывоза, то у Общества должен быть паспорт на данные виды отходов, согласно ФЗ - <НОМЕР> п.3 ст. 4. также они должны вести журнал учета в области обращения с отходами. В Обществе не ведется паспортизация отходов IV класса опасности, к которым он отнес мусор бытовой, образующийся от уборки территории, от бытовых помещений Общества, отходы от упаковочных материалов из бумаги и картона незагрязненные. Он не представил фотографий таких отходов, но приложил фотографию коробочки с чеками и лузгой от семечек, что подтверждает наличие бытового мусора в Обществе. На приложенной к акту фотографии изображение мусорного контейнера ГСК. Он также привлек ГСК к ответственности за отсутствие паспортов отходов, непредставление в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора отчетности по отходам и отсутствие учета в области обращения с отходами, так как в ГСК много арендаторов, отходы которых они вывозят. Из разъяснения Управления Росприроднадзора следует, что паспортизацией отходов, которые передаются организацией, в которой образуются данные отходы, должны заниматься и в данной организации, и в той, которая получает отходы в собственность.
Представитель Барабаш А.А. - <ФИО3> в суде показала, что по договору аренды нежилых помещений ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» арендует у Барабаш А.А. нежилое помещение, находящееся на первом этаже д. 4Б по ул. <АДРЕС> в г. Тольятти, расположенном в ГСК <НОМЕР>. В ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» работают два сотрудника, занимающиеся оптово-розничной продажей продовольственных и промышленных товаров. Согласно дополнительному соглашению к договору аренды, арендодателю - Барабаш А.А. принадлежат все отходы, образующиеся в результате административно- хозяйственной деятельности ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>». В свою очередь между Барабаш А.А. и ГСК <НОМЕР> заключен договор на обеспечение складирования и вывоза отходов, которые Барабаш А.А. передает ГСК <НОМЕР> с правом собственности, за что Барабаш А.А. оплачивает выставляемые ГСК <НОМЕР> счета.
ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» передало право собственности на отходы арендодателю в связи с тем, что для предпринимателя с двумя работниками очень накладно заниматься деятельностью, связанной с отходами. На фотографии к акту видно, что у них есть одна маленькая коробочка, в которой находятся использованные чеки. Контейнер на территории ГСК <НОМЕР> им не принадлежит, у них нет отходов I - IV класса опасности. После того, как им пояснили, что передавать отходы в собственности физическому лицу ФЗ «Об отходах производства и потребления» не предусмотрено, 01.04.2014 г. они заключили договор с юридическим лицом. Считает, что Барабаш А.А. не является субъектом правонарушения, предусмотренного 8.2 КоАП РФ.
Представитель Барабаш А.А.- <ФИО4> в суде показала, что она является директором научно-технического центра «Промэкс - аудит», занимается проблемами отходов, ведет данное направление в крупных торгово-розничных предприятиях, таких как «Магнит», «Миндаль» и является специалистом по экологическому аудиту, являясь аудитором-экологом национальной экологической аудиторской палаты. Согласно ФЗ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с п. 2 ст. 4 Закона, ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» имело право отчуждать отходы нелицензированной организации, передавая их в собственность. Такой же ответ был дан Управлением Росприроднадзора в ответ на обращение Барабаш А.А. То, что отходы ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» не относятся к I - V классу опасности, доказывает Приказ МПР РФ от <ДАТА13> N 786 (ред. от <ДАТА14> <НОМЕР>) "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" согласно которому отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово- розничной торговли продовольственными товарами и отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово- розничной - торговли промышленными товарами имеют ФККО 91201100 01 00 5 и 91201200 01 00 5 соответственно. На отходы V класса опасности паспортизации не требуется, такой деятельностью не должно заниматься ни ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», ни то лицо, которому Общество передало отходы в собственность.
С 2012г. по 2014г. договор передачи отходов в собственность был заключен ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» с физическим лицом, но такой договор не был предусмотрен законодательством, хотя и не запрещался им. ФЗ «Об отходах производства и потребления», не предусмотрено возложение обязанностей на физических лиц по ведению учета отходов, их паспортизации, предоставлению отчетности. Поэтому сейчас договор заключен с юридическим лицом.
Суд, выслушав представителя отдела экологического надзора, представителей Барабаш А.А., исследовав представленные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 8.2 КоАП РФ, действующей в редакции с 01.01.2014г., несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет административную ответственность в том числе должностных.
Решая вопрос о наличии объективной стороны вменяемого правонарушения, суд критически оценивает доводы, изложенные в протоколе об отнесении отходов, образующихся в процессе деятельности ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» к I - IV классу опасности, которые требуют паспортизации в соответствии с ФЗ - 89. Представленный суду акт проверки и фототаблица к нему не дают оснований отнести мусорную корзинку и бумажную коробку с использованными чеками и шелухой от семечек к мусору от бытовых отходов помещений организации несортированному, отходам от уборки территории, отходам упаковочных материалов из бумаги и картона незагрязненных, отходов потребления на производстве, подобные коммунальным (смет с территорий), которые по классификации ФККО относятся к отходам IV класса опасности. Помимо этого мусорная корзина как следует из пояснений <ФИО2>, фототаблицы и договора аренды нежилого помещения от <ДАТА16> корзина с отходами находилась вне территории ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» и не принадлежит ООО «Манела»
Суд считает, что доводы представителей Барабаш А.А. о соответствии их отходам (мусору) от уборки территории и помещений объектов оптово- розничной торговли продовольственными и промышленными товарами, относимых по классификации ФККО к отходам V класса опасности, не требующих паспортизации, нашли в суде свое подтверждение. Суд считает, что шелуха семечек не является производственными отходами Общества, также как и использованные чеки, поскольку при заключении договора розничной купли-продажи при использовании контрольно кассового аппарата продавец обязан выдать покупателю чек в подтверждение заключения такого договора.
Барабаш А.А. вменяется в вину несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при образовании и накоплении отходов и производства и потребления.
Согласно ст. 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор отходов - это прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов. Однако в ходе рассмотрения дела не нашло своего подтверждения, что ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» занимается сбором отходов в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.
Также судом не было установлено нарушений экологических и санитарно-эпидемиологических требований допущенных директором ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» при образовании отходов производства потребления
Таким образом, в ходе рассмотрения дела не нашло своего подтверждения, что Барабаш А.А. допустил нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, являющихся основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ
Суд исследовал вопрос привлечения надлежащего субъекта правонарушения.
Исходя из показаний представителей Барабаш А.А. и исследованных судом документов: договора аренды нежилых помещений между Барабаш А.А. и ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», дополнительного соглашения к данному договору, договора о предоставлении коммунальных услуг между ГСК <НОМЕР> и Барабаш А.А., договора на размещение и вывоз отходов между ГСК <НОМЕР> и Барабаш А.А., суд считает, что Барабаш А.А. не является субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Согласно ст. 4 ФЗ "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. Собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности. Согласно ч.3 ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
В соответствии с ч.3 ст. 18 ФЗ "Об отходах производства и потребления" субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Согласно ч1 ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
В соответствии со ст. 4 ФЗ "Об отходах производства и потребления", которая корреспондируется со ст. 209 ГК РФ, право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
Суд считает, что ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», заключив с физическим лицом Барабаш А.А. договор аренды нежилого помещения и дополнительное соглашение к данному договору, передало право собственности на отходы физическому лицу, на которое по смыслу закона переходят обязанности, предусмотренные ФЗ "Об отходах производства и потребления" по обращению с отходами.
Тот факт, что собственником отходов являлся Барабаш А.А., подтверждают и представленные в суд счета по оплате за мусор между Барабаш А.А. и ГСК <НОМЕР>, выставляемые в соответствии с договорами между ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» и Барабаш А.А., между Барабаш А.А. и ГСК <НОМЕР>, который в конечном итоге и занимался реализацией отходов, заключив договор на вывоз и размещение отходов с лицензированной организацией.
Таким образом, принимая во внимание, что ФЗ "Об отходах производства и потребления" не предусматривает обязанность физического лица вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, суд считает, что вести учет и предоставлять отчетность об образовании, использованию, обезвреживанию и размещению отходов должно производить то юридическое лицо, которому отходы были переданы в собственность на основании договора и которое, таким образом, взяло на себя бремя содержания отходов, в том числе и ответственность за соблюдение экологических требований в сфере обращения с отходами.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9 - 29.10, п.2 ч.1 24.5 КоАП РФ, мировой судья
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Барабаш <ФИО1> по ст. 8.2 КоАП РФ прекратить за отсутствием состава правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Автозаводский районный суд г.о. Тольятти Самарской области в течение 10 суток, со дня получения копии постановления, через мирового судью судебного участка № 103 Автозаводского судебного района г. Тольятти Самарской области
Мировой судья С.А. Скоромыкин.