Решение по делу № 2-1548/2016 от 28.03.2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

12 сентября 2016 года

Клинский     городской       суд       Московской       области      в     составе

председательствующего     судьи Борща А.П.,

при      секретаре Сергодеевой Т.А.,

рассмотрев в открытом       судебном      заседании гражданское дело № 2-1548/2016 по иску НИКИТИНА А.В. к Администрации Клинского муниципального района о признании незаконным решения,

       

Установил

/дата/ 2016 года Никитин А.В. обратился в суд с иском к Администрации Клинского муниципального района о признании незаконным решения Администрации Клинского муниципального района № /номер/ от /дата/ 2016 года, обязании Администрации Клинского муниципального района в месячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу осуществить подготовку договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером /номер/:5781 площадью 1228 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: /адрес/, содержащий все необходимые и существенные условия подобного договора, в том числе, цену продажи - 3 процента кадастровой стоимости земельного участка, и направить указанный договор Никитину А.В., с предложением о заключении этого договора, ссылаясь на то что, истец, Никитин А.В., /дата/ 2016 года обратился в Администрацию Клинского муниципального района через автономное учреждение «Многофункциональный центр» Клинского муниципального района с заявлением № /номер/ о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов; в заявлении истец указал, что земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, площадью 1228 кв. м, кадастровый номер /номер/:5781, расположенный по адресу: /адрес/, является предметом арендных отношений между ним и Администрацией Клинского муниципального района, оформленные договором аренды №/номер/ от /дата/ 2013 г., по которому права арендатора перешли к истцу путем заключения договора цессии, указанный договор на момент подачи заявления являлся действующим; также истцом было указано, что на вышеуказанном земельном участке им был построен жилой дом, назначение: жилое, площадь 40 кв. м, количество этажей 1, кадастровый номер /номер/:4123, расположенный по адресу: /адрес/, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности; к заявлению были приложены все необходимые документы, в соответствии с п. 1 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ, а именно: документ, удостоверяющий личность заявителя, кадастровая выписка на земельный участок, договор аренды земельного участка № /номер/, свидетельство о государственной регистрации права на жилой дом, соглашение о переуступке и обязанностей по договору аренды земельного участка. /дата/ 2016 г. Управлением правового регулирования земельно-имущественных отношений Администрации Клинского муниципального района приняло решение № /номер/ от /дата/ 2016 г. об отказе в предоставлении земельного участка в собственности за плату без проведения торгов, в обосновании своего отказа Администрация Клинского муниципального района ссылается на отсутствие объекта недвижимого имущества, а именно жилого дома, принадлежащего на праве собственности Никитину А.В., с кадастровым номером /номер/:4123 на земельном участке с кадастровым номером /номер/:5781, площадью 1228 кв. м, расположенный по адресу: /адрес/; оспариваемое решение ответчика Администрации Клинского муниципального района нарушают права и законные интересы истца, а именном право истца на приобретение земельного участка в собственность без проведения торгов, что противоречит п.1 ст. 39.20 ЗК РФ; согласно п.1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, кроме того, в соответствии с пп. 1 п. 1 Постановления Правительства Московской области «Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здание, строения, сооружения, расположенных на таких земельных участках», с 1 июля 2012 года установить цену продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здание, строения, сооружения, расположенных на таких земельных участках, в размере, если иное не установлено законодательством РФ, равном:

1) трем процентам кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков:

- относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения;

- относящихся к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства (использования);

- вне зависимости от категории земель с разрешенным использованием для жилищного строительства (включая индивидуальное жилищное строительство), ведение дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (включая индивидуальное гаражное строительство);

на основании указанного постановления ответчик - Администрация Клинского муниципального района - обязана установить цену продажи земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, площадью 1228 кв. м, кадастровый номер: /номер/:5781, расположенный по адресу: /адрес/, в размере 3 % кадастровой стоимости земельного участка.

В судебном заседании представитель истца Никитина А.В. Сычев Е.В. поддержал иск, по изложенным в нём основаниям.

           Представитель ответчика - Администрации Клинского муниципального района Московской области - Шаблий Е.В.- в судебном заседании иск не признал по основаниям, изложенным в его отзыве на исковое заявление (л.д. 28-29), и пояснил, что, согласно п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное прав на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках; из представленных истцом документов не следует, что указанный жилой дом принадлежит Никитину А.В. и находится на земельном участке с кадастровым номером /номер/:5781, расположенный по адресу: /адрес/, однако на указанном земельном участке отсутствуют какие-либо строения и сооружения; договор аренды земельного участка №/номер/ от /дата/ 2013 г. заключен сроком на /дата/ 2016 года, срок которого истек; при подаче истцом Никитиным А.В. заявления муниципальный контроль выезжал на место, было установлено и отображено в решении Администрации Клинского муниципального района, Управление правового регулирования земельно-имущественных отношений, от /дата/ 2016 г., что выявлено отсутствие объекта недвижимости с кадастровым номером /номер/:4123 на земельном участке с кадастровым номером /номер/:5781 площадью 1228 кв. м, расположенном по адресу: /адрес/; на основании вышеперечисленного, истец Никитин А.В. не может претендовать на приобретение земельного участка, в соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ; в связи с тем, что отсутствует жилой дом на указанном земельном участке, истец не имеет права на приобретение спорного земельного участка по льготной цене в размере 3% от кадастровой стоимости, установленной пп. 1 п. 1 Постановления Правительства Московской области «Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках; в то же время истец Никитин А.В. может приобрести спорный земельный участок в результате проведения аукциона по продаже вышеуказанного земельного участка.

Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, суд пришёл к следующему.

Согласно ст. 34 ч. 1 Земельного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

2. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в ст. 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением кадастровой карты (плана).

В соответствии с п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 г. N 187-0 указывается следующее. Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды в порядке и на условиях, установленных данным Кодексом, федеральными законами.

На возникающие при этом правоотношения в полной мере распространяется правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, в силу которой, государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. В названном Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 г. N 187-0 отмечается, что из п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в системной связи с иными названными его нормами, вытекает обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 данного Кодекса, - с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 г. N 187-0 отмечено, что если указанное лицо обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора купли-продажи, а исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи либо предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными.

При этом, рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо в связи с его резервированием для государственных или муниципальных нужд (отнесением их к землям общего пользования) на основе соответствующих правовых актов органов публичной власти, использованием для иных публичных целей.

В соответствии с п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Согласно п. 2.2 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции от 24 июля 2007 г. N 212-ФЗ), собственники зданий строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25 октября 2001 г. N 137-Ф3 установлен субъектный состав лиц, которым до 1 января 2012 г., в соответствии с настоящим пунктом, осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В данной норме также обращается внимание на то, что при приобретении этими лицами земельных участков, на которых расположены принадлежащие им здания, строения, сооружения, их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:

20 процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 млн. человек;

2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.

В силу положений ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставлено исключительное право на приватизацию (выкуп) этого земельного участка по льготной цене.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что /дата/ 2013 г. Администрацией Клинского муниципального района в лице И.о. Руководителя Администрации Бизяева А.Н., с одной стороны, и Карзеевой А.А. с другой стороны, был заключен договор аренды № 3085 земельного участка с кадастровым номером /дата/:5781, категория земель - земли населенных пунктов, в границах, указанных в кадастровом паспорте, прилагаемом к настоящему Договору (Приложение №1 и являющийся его неотъемлемой частью, площадью 1228 кв. м, расположенный по адресу: /адрес/ (далее - участок), разрешенное использование «для индивидуального жилищного строительства»; срок аренды участка устанавливается с /дата/ 2013 года по /дата/ 2016 года 3 (три) года (л.д. 7-10,11, 13-15).

Согласно п. 2.3 Договора, договор, заключенный на срок более одного года, вступает в силу с даты его государственной регистрации в учреждениях юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Данный договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области записью госрегистрации за № /номер/ от /дата/ 2013 г. (л.д. 12).

Согласно п.4.3.2. Договора аренды земельного участка № /номер/ от /дата/ 2013 года, арендатор имеет право сдавать участок в субаренду с согласия Арендодателя, а также передавать свои права и обязанности по договору третьим лицам в порядке, установленном законодательством.

/дата/ 2015 года между Фадеевым А.Е., именуемый в дальнейшем «Сторона1», с одной стороны, и принадлежавшему ему право на основании: Соглашения о переуступке прав и обязанностей по соглашению о переуступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от /дата/ 2014 года, заключенного с Макарламовым Т.В. оглы, зарегистрированного в Клинском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, номер регистрации /номер/ от /дата/ 2014 г.; Соглашения о переуступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от /дата/ 2013 года, заключенного с Карзеевой А.А., зарегистрированного в Клинском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, номер регистрации /номер/ от /дата/ 2014 г.; Договора аренды № /номер/ от /дата/ 2013 года, заключенного Администрацией Клинского муниципального района, в лице И.о. Руководителя Администрации, зарегистрированного в Клинском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, номер регистрации /номер/ от /дата/ 2013 г., и Никитиным А.В., именуемый в дальнейшем «Сторона2», с другой стороны, а вместе именуемые стороны, заключили Соглашение о переуступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка общей площадью 1228 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, кадастровый номер /номер/:5781, расположенный по адресу: /адрес/; данный договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области записью за № /номер/ от /дата/ 2015 г. года (л.д. 16-19, 20).

На основании соглашения о переуступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от /дата/ 2015 г., дата регистрации /дата/ 2015 г., запись регистрации №/номер/, Никитину А.В. Управлением Росреестра по Московской области выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности от /дата/ 2015 года на жилой дом, назначение: жилое, площадью 40 кв. м, количество этажей 1, адрес (местонахождение) объекта: /адрес/, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним /дата/ 2015 года сделана запись о регистрации № /номер/ (л.д. 22).

Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от /дата/ 2016 г. за №/номер/ о земельном участке с кадастровым номером /номер/:5781, назначение объекта: для индивидуального жилищного строительства, площадью 1228 кв. м, расположенного по адресу: /адрес/, данные о правообладателе отсутствуют, ограничение (обременение) права вид: аренда, дата государственной регистрации /дата/ 2014 г., номер государственной регистрации /номер/, срок, на который предоставлено ограничение - с /дата/ 2014 г. по /дата/ 2016 г., лицо, в пользу которого установлено ограничение (обременение) права: Никитин А.В., основание государственной регистрации: договор аренды земельного участка от /дата/ 2013 г.; Соглашение о переуступке прав и обязанностей по соглашению о переуступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от /дата/ 2013 г. от /дата/ 2014 г.; Соглашение об уступке прав и обязанностей по договору аренды от /дата/ 2013 г. (л.д. 25).

/дата/ 2016 года, т.е. в период действия договора аренды, Никитин А.В. обратился в Администрацию Клинского муниципального района через автономное учреждение «Многофункциональный центр» Клинского муниципального района с заявлением № /номер/ о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов.

/дата/ 2016 года за № /номер/ Администрацией Клинского муниципального района в лице Управления Правового регулирования земельно-имущественных отношений, на основании рассмотрения предоставленных документов: - заявления вх. № /номер/ от /дата/2016 г., паспорта гражданина 4604 № 852374, свидетельства о государственной регистрации права /номер/, кадастровой выписке №/номер/, договор аренды № /номер/ от /дата/ 2013 г., соглашение о переуступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка - вынесено решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственности за плату без проведения торгов, поскольку по результатам проверки, проведенной в соответствии со ст. 39.20 Земельного Кодекса РФ, выявлено, что на земельном участке с кадастровым номером /номер/:5781, площадью 1228 кв. м, расположенном по адресу: /адрес/, отсутствует объект недвижимости с кадастровым номером /номер/:4123, и на основании этого Управление правового регулирования земельно-имущественных отношений Администрации Клинского муниципального района отказывает в предоставлении земельного участка с кадастровым номером /номер/:5781, в собственность за плату без проведения торгов (л.д. 24).

По заключению кадастрового инженера И.В. Страховой, в результате проведения обследования земельного участка, арендуемого Никитиным А.В., Договор аренды от /дата/ 2013 г. № /номер/, выявлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером /номер/:5781 расположен одноэтажный жилой дом общей площадью 40 кв. м, также подготовлен ситуационный план на основании геодезических измерений контура жилого дома (л.д. 31-35).

На основании вышеперечисленных положений закона, таким образом, истец вправе приобрести в собственность спорный земельный участок, а ответчик обязан заключить с ними договор купли-продажи этого земельного участка.

Согласно Постановлению Правительства МО от 02.05.2012 N 639/16 "Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках", в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Законом Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области" Правительство Московской области постановляет:

1. С 1 июля 2012 года установить цену продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках, в размере, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, равном:

1) трем процентам кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков:

относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения;

относящихся к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства (использования);

вне зависимости от категории земель с разрешенным использованием для жилищного строительства (включая индивидуальное жилищное строительство), ведения дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (включая индивидуальное гаражное строительство);

2) пятнадцати процентам кадастровой стоимости земельного участка в отношении прочих земельных участков.

2. В случаях, установленных пунктом 2.2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", цена продажи земельных участков устанавливается в размере, равном двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка.

С учётом изложенного, суд считает исковые требования Никитина А.В. основанными на законе, подтверждёнными доказательствами и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 196-198 ГПК РФ, суд

Решил

Признать незаконным решение № /номер/ от /дата/ 2016 года Управления правового регулирования земельно-имущественных отношений Администрации Клинского муниципального района об отказе в предоставлении НИКИТИНУ А.В. земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.

Обязать Администрации Клинского муниципального района в месячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу осуществить подготовку договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером /номер/:5781 площадью 1228 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: /адрес/, содержащий все необходимые и существенные условия подобного договора, в том числе, цену продажи - 3 процента кадастровой стоимости земельного участка, и направить указанный договор НИКИТИНУ А.В. с предложением о заключении этого договора.

Решение     может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский     областной     суд через Клинский     городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья: подпись А. П. Борщ

Мотивированное решение по делу составлено /дата/ 2016 года.

Судья: подпись А. П. Борщ

2-1548/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Никитин С.В.
Никитин А.В.
Ответчики
Администрация Клинского муниципального района
Суд
Клинский городской суд Московской области
Дело на странице суда
klin.mo.sudrf.ru
28.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.03.2016Передача материалов судье
31.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.03.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.06.2016Предварительное судебное заседание
12.09.2016Судебное заседание
07.11.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее