УИД 44MS0014-01-2021-000547-68
Дело №2 - 370/2021 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 мая 2021 года г. Кострома Мировой судья судебного участка №14 Димитровского судебного района г.Костромы Федорова Е.В., с участием истца Егорова М.В., представителя ответчика Блинова А.С., при секретаре Луканиной А.В.,рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Егорова <ФИО1> к Государственному учреждению - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации, компенсации морального вреда, неустойки, штрафа и почтовых расходов,
установил:
Егоров М.В. обратился к мировому судье с иском к Государственному учреждению - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации, компенсации морального вреда, неустойки, штрафа и возмещении почтовых расходов, указав, что в результате заболевания после проведенной в мае-июне 2019 года операции он стал нуждаться в использовании подгузников для взрослых. Индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида от 24.07.2020 № 689.2.44/2020 (срок действия до 01.08.2021) предусмотрено обеспечение его подгузниками для взрослых, размер «М» - 3 штуки в сутки. 05.08.2020 региональным отделением фонда он был поставлен на учет по обеспечению подгузниками для взрослых в соответствии с индивидуальной программой. Фактически подгузники он получил только 22.10.2020 года, то есть по истечении 77 дней, то есть ему не поставлено 231 штука технического средства реабилитации из расчета 3 штуки в день. 29.10.2020 он обратился в региональное отделение Фонда с заявлением на выплату компенсации за самостоятельно приобретенные подгузники в количестве 240 штук на сумму 9 440 руб. на основании товарного чека от 24.10.2020 года, выданного в аптеке «Столички», указав, что кассовые чеки пришли в негодность (были постираны вместе с брюками в стиральной машине), однако получил отказ в выплате компенсации, мотивированный отсутствием документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технических средств реабилитации. С отказом он не согласен, так как ответчик является виновным в нарушении срока поставки ему технических средств реабилитации, вследствие чего он был вынужден приобретать их самостоятельно, так как его существование без подгузников невозможно. На основании изложенного просил взыскать с ответчика компенсацию в размере 9 440 руб., затраченных им на самостоятельное приобретение 240 штук подгузников, компенсацию морального вреда в размере 15 000 руб., неустойку в размере 1 000 руб., штраф в размере 50% от присужденной в его пользу суммы, применяя по аналогии Закон РФ «О защите прав потребителей», а также почтовые расходы в сумме 307 руб. 90 коп. В судебном заседании Егоров М.В. исковые требования поддержал, пояснив, что в связи с нуждаемостью в технических средствах реабилитации и несвоевременным обеспечением ими ответчиком был вынужден приобретать их за свой счет в период с 05.08.2020 по 22.10.2020 года. Просит взыскать компенсацию за 240 штук, а не за 231 штуку, поскольку подгузники продаются упаковками по 30 штук, а не поштучно. Пояснил, что утратив кассовые чеки, 24.10.2020 обратился в аптечный пункт «Столички» за выдачей товарного чека в подтверждение ранее совершенных покупок подгузников, таким образом, товарный чек от 24.10.2020 года подтверждает приобретение за его счет подгузников в период с 05.08.2020 по 22.10.2020 года. Виновными действиями ответчика ему причинен моральный вред. Ответчик добровольно его требования не удовлетворил. Считает, что к спорным правоотношениям на основании аналогии права подлежит применению Закон о защите прав потребителей, в соответствии с которым отсутствие у потребителя кассового чека не может повлечь отказ в удовлетворении его требований. Представитель ответчика Государственное учреждение - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по доверенности Блинов А.С. исковые требования Егорова М.В. не признал, просил суд отказать в удовлетворении иска в полном объеме по основаниям, указанным в возражениях на иск. Не оспаривая право Егорова М.В. на самостоятельное приобретение подгузников в период с 05.08.2020 по 22.10.2020, считал, что им не представлены доказательства несения расходов на самостоятельное приобретение технических средств реабилитации инвалида. Ссылку истца на Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 2300-1) региональное отделение Фонда считает несостоятельной, требование о взыскании неустойки в размере 1000 рублей и штрафа в размере 50% от присужденной суммы необоснованным. В случае удовлетворения судом исковых требований ходатайствовал об освобождении ответчика от уплаты государственной пошлины в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 333.36 НК РФ. Выслушав истца Егорова М.В., представителя ответчика Блинова А.С., допросив свидетелей Вахлакову Н.С. и Курочкину Н.Б., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам. В судебном заседании установлено, что согласно справке Бюро медико-социальной экспертизы № 2 серии МСЭ-2018 № 0538250, выданной 01.08.2020 года, Егоров Михаил Васильевич, 27.06.1946 года рождения, является инвалидом второй группы по общему заболеванию, инвалидность установлена на срок до 01.08.2021 года. 05.08.2020 года на основании заявления и индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида от 24.07.2020 № 689.2.44/2020 (срок действия до 01.08.2021) Егоров М.В. в день обращения Государственным учреждением - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации поставлен на учет по обеспечению подгузниками для взрослых, размер «М» - 3 штуки в сутки. 19.08.2020 года региональным отделением Фонда в Единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении закупки на поставку инвалидам подгузников для взрослых. После проведения электронного аукциона региональным отделением Фонда (далее - Заказчик) заключен государственный контракт с ООО «Форпост-МЕД» (далее - Поставщик) на поставку инвалидам подгузников для взрослых от 15.09.2020 № 352 (далее - Контракт). Согласно пункту 3.4.2. Контракта Поставщиком в качестве соисполнителя по Контракту привлечено ООО «Строй-Инженеринг» (г. Кострома)., о чем Заказчик уведомлен. По условиям Контракта поставка товара получателям осуществляется Поставщиком после получения от Заказчика реестра получателей товара. Поставка товара получателям не должна превышать 30 календарных дней со дня получения Поставщиком реестра получателей товара (пункт 5.1 Контракта). 19.09.2020 года Егорову М.В. направлено по почте направление на получение либо изготовление технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий. 22.09.2020 года реестр получателей № 1 от 22.09.2020 года предоставлен соисполнителю по Контракту лично под роспись. 22.10.2020 Егоров М.В. был обеспечен подгузниками для взрослых размером «М» в количестве 360 штук на срок пользования по 22.02.2021 года, что подтверждается актом приема-передачи товара от 22.10.2020 года. 29.10.2020 Егоров М.В. направил в Государственное учреждение - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации заявление на выплату компенсации за самостоятельно приобретенные подгузники в количестве 240 штук, приложив товарный чек от 24.10.2020 и указав на утраты кассовых чеков. 26.11.2020 региональным отделением Фонда в адрес Егорова М.В. направлено информационное письмо об отсутствии законных оснований для принятия решения о выплате компенсации за счет средств федерального бюджета в связи с отсутствием документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технических средств реабилитации. Указанные фактические обстоятельства сторонами не оспариваются. Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ). Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации. Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ). В пункте 22 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, поименованы подгузники. Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями. Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации). В силу пунктов 2-4 Правил обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации предполагает как непосредственное предоставление средств реабилитации в рамках заключенных уполномоченным органом государственных контрактов, так и выплату компенсации за их самостоятельное приобретение и носит исключительно заявительный характер. Право на соответствующее обеспечение возникает с момента подачи соответствующего заявления. В соответствии с пунктом 5 Правил срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования - 60 календарных дней. При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 Правил, извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления. Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. В пункте 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств. Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован. При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине. В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке, установленном Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н. Ответчик не оспаривает, что в связи с отсутствием на момент постановки на учет 05.08.2020 года действующего государственного контракта на обеспечение инвалида техническим средством Егоров М.В. в период с 05.08.2020 по 22.10.2020 имел право на самостоятельное приобретение предусмотренных индивидуальной программой технических средств реабилитации с последующей выплатой инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в соответствии с вышеуказанным Порядком, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 № 57н, при подтверждении этого факта надлежащими доказательствами. Согласно пункту 5 Порядка компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, документа, удостоверяющего личность и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации. В силу пункта 2 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее - Закон № 54-ФЗ) при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено данным Федеральным законом. Согласно пункту 4 Порядка размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме). Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что на дату обращения Егорова М.В. в ГУ - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации был исполнен в полном объеме государственный контракт на поставку инвалидам подгузников для взрослых от 14.11.2019 № 497, заключенный с ООО «Возрождение». Размер компенсации за 1 подгузник для взрослых размера «М» с полным влагопоглощением не менее 1800 г. на 06.11.2020 года составляет н 18 руб. 58 коп. В силу части 1 статьи 55 и статей 67, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется статьями 59 и 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств. Исследовав и оценив в совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ обстоятельства по делу и имеющиеся в деле доказательства, суд, руководствуясь вышеприведенными нормами права, приходит к выводу о том, что у ответчика имелась обязанность по обеспечению истца как инвалида техническим средством реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Данная обязанность ответчиком в период с 05.08.2020 по 22.10.2020 не исполнена, в связи с чем у истца имеется право на выплату за счет средств федерального бюджета компенсации за самостоятельно приобретенные в указанный период технические средства реабилитации - подгузники для взрослых, размер М. В соответствии со ст. 493 ГК РФ, устанавливающей форму договора розничной купли-продажи, если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель (статья 428), договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека, электронного или иного документа, подтверждающего оплату товара. Отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий. С учетом изложенного отсутствие у истца Егорова М.В. кассовых чеков не может само по себе являться основанием для отказа ему в компенсации расходов на самостоятельное приобретение технических средств реабилитации. В силу части 1 статьи 55 и статей 67, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется статьями 59 и 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств. Согласно информационным письмам Управления Федеральной налоговой службы по Костромской области от 04.05.2021 № 23-15/17982@, от 13.05.2021 № 23-15/19128 ООО «Столички Регион 1» и ООО Сеть Социальных Аптек «Столички» за период с 01.08.2020 по 31.10.2020 сформированы следующие чеки: от 07.08.2020 № 166 на сумму 1200 рублей (кассир Отрепьева И.Н.), от 22.08.2020 № 208 на сумму 1843 рубля (кассир Отрепьева И.Н.), от 27.09.2020 № 3 на сумму 1250 рублей (кассир Курочкина Н.Б.), от 14.10.2020 № 16 на сумму 1137 рублей (кассир Отрепьева И.Н.). Вместе с тем на основании табелей учета рабочего времени вышеуказанных юридических лиц за август - октябрь 2020 года фармацевты Вахлакова Н.С. и Курочкина Н.Б. 07.08.2020, 22.08.2020 и 14.10.2020 не работали и не могли осуществить продажу Егорову М.В. подгузников для взрослых (Размер «М»). С учетом изложенного суд принимает в качестве доказательства понесенных Егоровым М.В. затрат только товарный чек № 00106208790936/569/2200 от 27.09.2020 (л.д. 174) на приобретение 1 упаковки подгузников Сени Супер № 30 размер «М». Вопреки доводам представителя ответчика, совершение данной покупки Егоровым М.В. подтверждается совокупностью исследованных доказательств: ответом УФНС по Костромской области № 2-320/2021 от 28.04.2021 о формировании на контрольно-кассовой технике чека № 3 от 27.09.2020 на сумму 1250 руб. кассиром Курочкиной Н.Б., показаниями свидетеля Курочкиной Н.Б. в судебном заседании, согласно которым она раз или два лично продавала постоянному покупателю, которому впоследствии был выдан товарный чек от 24.10.2020 года, подгузники в 2020 году в период ближе к осени; табелем учета рабочего времени сотрудников ООО «Столички Регион 1», Аптека 44-477, расположенная по адресу: г. Кострома, мкрн. Давыдовский-3, д. 4Б (л.д. 167), согласно которому фармацевту Курочкиной Н.Б. 27.09.2020 проставлена рабочая смена 12 часов. Оснований не доверять показаниям свидетеля Курочкиной Н.Б. суд не усматривает, поскольку с истцом свидетель лично не знакома, дружеских или родственных отношений не установлено, свидетель предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. В связи с этим объяснения истца Егорова М.В. о том, что лично в указанный период он подгузники не покупал, суд оценивает критически, с учетом преклонного возраста истца и состояния его здоровья. Оба допрошенных фармацевта подтвердили в суде, что за товарным чеком 24.10.2020 Егоров М.В. приходил лично, и в предшествующий период он также приходил в аптеку лично и совершал покупки. Указанным товарным чеком № 00106208790936/569/2200 от 27.09.2020 подтверждено приобретение именно того технического средства реабилитации соответствующего размера, которое рекомендовано Егорову М.В. в индивидуальной программе реабилитации инвалида. Доказательства того, что 27.09.2020 года подгузники по указанному товарному чеку были приобретены иным лицом, а не Егоровым М.В., в материалах дела отсутствуют. В связи с изложенным оснований сомневаться в том, что Егоров М.В., нуждающийся в технических средствах реабилитации, 27.09.2020 года приобрел в Аптечном пункте 44-477 Сети социальных аптек «Столички» для себя упаковку подгузников Сени Супер размера М, у суда не имеется. В то же время факт несения Егоровым М.В. расходов на приобретение остальных заявленных им 7 упаковок подгузников для взрослых размера «М» доказательствами, отвечающими требованиям допустимости, относимости и достаточности, истцом не подтвержден. Товарный чек от 24.10.2020 года, который Егоров М.В. представил ответчику вместе с заявлением от 29.10.2020 года о выплате компенсации, не принимается судом в качестве допустимого доказательства приобретения Егоровым М.В. в период с 05.08.2020 по 22.10.2020 года 8 упаковок подгузников для взрослых размера М, поскольку, как установлено при рассмотрении дела, в том числе из показаний свидетелей Вахлаковой Н.С. и Курочкиной Н.Б., данный товарный чек выдан на основании предположений свидетелей о приобретении всех указанных в товарном чеке товаров Егоровым М.В. как постоянным покупателем, сведения в товарном чеке от 24.10.2020 не в полном мере соответствуют представленным в материалы дела товарным чекам по каждой операции (л.д. 171-176) относительно стоимости товара и размера подгузников, две покупки подгузников совершены за пределами рассматриваемого периода, до постановки Егорова М.В. 05.08.2020 на учет в целях обеспечения техническими средствами реабилитации. Определяя размер компенсации, подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца за приобретенные им 27.09.2020 года технические средства реабилитации - упаковку подгузников для взрослых размера М, суд исходит из цен, указанных в исполненном государственном контракте на поставку инвалидам подгузников для взрослых от 14.11.2019 № 497, заключенном с ООО «Возрождение», из расчета 18 руб. 58 коп. за один подгузник, за 30 подгузников в упаковке, что составляет 557 руб. 40 коп. Доводы истца о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в размере фактически затраченных им денежных средств основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и подлежат отклонению. В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Согласно ч. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда суд не усматривает, поскольку доказательства несения Егоровым М.В. расходов на самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации были представлены только в судебное заседание, в связи с чем нарушений прав Егорова М.В. действиями ответчика не усматривается. Доводы истца о применении по аналогии положений Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» суд считает несостоятельными, требование о взыскании неустойки в размере 1000 рублей и штрафа в размере 50% от присужденной суммы необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку Закон № 2300-1 регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, а также выплата компенсации за их самостоятельное приобретение вытекает из административно-властных отношений и регулируется иными нормативными правовыми актами. На основании изложенного, исковые требования Егорова М.В. о взыскании с ГУ - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации подлежат удовлетворению частично в размере 557 руб. 70 коп., во взыскании компенсации в большем размере и в удовлетворении остальных заявленных исковых требований надлежит отказать. В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В связи с изложенным в пользу Егорова М.В. с ответчика подлежат взысканию почтовые расходы, подтвержденные представленными в материалы дела доказательствами, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. От уплаты государственной пошлины за подачу иска истец, являющийся инвалидом II группы, освобожден в соответствии с НК РФ. В силу статьи 89 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. ГУ-Костромское региональное отделение Фонда социального страхования РФ осуществляет оперативное управление средствами государственного социального страхования, предназначенных для выплат гарантированных государством пособий и действует в интересах государства. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидовтехническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное имеются основания освободить государственное учреждение - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Егорова <ФИО1> к Государственному учреждению - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации, компенсации морального вреда, неустойки, штрафа, почтовых расходов удовлетворить частично.
Взыскать в пользу Егорова <ФИО1> с Государственного учреждения - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации компенсацию за самостоятельно приобретенные средства реабилитации в размере 557 руб. 70 коп. и судебные расходы на почтовую пересылку в размере 19 руб., а всего 576 руб. 70 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований Егорову <ФИО1> отказать.
Лица, участвующие в деле, их представители, присутствующие в судебном заседании, в течение трех дней со дня объявления резолютивной части решения суда вправе подать мировому судье судебного участка <НОМЕР> Димитровского судебного района г. <АДРЕС> заявление о составлении мотивированного решения суда.
Мировой судья обязан составить мотивированное решение в течение пяти дней со дня поступления от лиц, участвующих в деле, их представителей, такого заявления. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Димитровский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через мирового судью судебного участка №14 Димитровского судебного района г.Костромы. Мировой судья /подпись/ Е.В.Федорова Мотивированное решение изготовлено 31 мая 2021 года. Копия верна: Мировой судья Федорова Е.В<ФИО2>