Дело № 5-172/2019
29MS0014-01-2019-000527-83
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
15 марта 2019 года г. Котлас
Мировой судья судебного участка № 2 Котласского судебного района Архангельской области Евграфова Марина Васильевна, рассмотрев в помещении судебного участка по адресу: Архангельская область, г. Котлас, пер. Воровского, д. 8, материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.1.3 ч. 2 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Уютсервис», ОГРН 1172901012371, ИНН/КПП 2904029381/290401001, дата регистрации 20.11.2017 года, юридический адрес: Архангельская область, г. Котлас, пер. Чкалова, д. 2,
у с т а н о в и л:
ООО «Уютсервис» совершило осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом с нарушением лицензионных требований. Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.
При проведении государственной жилищной инспекцией Архангельской области проверки установлено, что ООО «Уютсервис» по состоянию на 19.12.2018 по адресу: Архангельская область, Котласский район, д. Григорово, д. 7, установка общедомовых приборов учета горячего и холодного водоснабжения не произведена согласно представленному протоколу № 1 внеочередного очного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 15 мая 2018 года. Учитывая изложенное, ООО «Уютсервис» не исполнило возложенную решением общего собрания обязанность по установке общедомовых приборов учета используемой воды (горячей и холодной). Таким образом, установлены нарушения требований подпункта «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» со стороны ООО «Уютсервис».
В судебное заседание законный представитель «Уютсервис», извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, не явился. В предъявленном ходатайстве просит рассмотреть материалы дела без его участия. С предъявленными нарушениями не согласен в силу следующего. Протоколом № 1 от 15 мая 2018 г. внеочередного очного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 7 расположенном по адресу: Архангельская область, Котласский район, д. Григорово МО «Сольвычегодское» общим собранием собственников данного многоквартирного дома было принято решение об установлении размера целевого взноса с разнесением указанного целевого взноса в равных долях на 4 месяца, начиная с мая 2018 г. на монтаж внутридомовых сетей холодного и горячего водоснабжения, а так же на установку общедомовых приборов учета горячего и холодного водоснабжения. 17 мая 2018 г. управляющей организацией ООО «Уютсервис» совместно с собственниками многоквартирного дома № 7 в д. Григорово Котласского района Архангельской области было проведено обследование на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки, общего, коллективного (общедомового) приборов учета. Данное обследование показало, что техническая возможность установки прибора учета отсутствует. Решением Общего собрания собственников: многоквартирного дома № 7 в д. Григорово Котласского района Архангельской области, согласно протоколу от 15 мая 2018 г. было принято решение о сборе целевого взноса в первую очередь на монтаж внутридомовых сетей холодного и горячего водоснабжения, что необходимо для установки впоследствии общедомовых приборов учета. Указанные работы производятся силами ООО «Уютсервис», что подтверждается актами выполненных работ от 20.10.2018 г. Государственная жилищная инспекция неверно истолковала указанный протокол и решение собственников МКД, а так же письмо ООО «Уютсервис» от 19.12.2018 г., а именно, на данном собрании было принято решение только о размере целевого взноса на производство вышеуказанных работ, и обсуждался вопрос только сбора денежных средств на установку ОДПУ поскольку, что бы провести необходимые мероприятия, первоначально надо собрать денежные средства в достаточном объеме. Речь о приобретении, монтаже и вводе в эксплуатацию ОДПУ ХВС и ГВС именно управляющей компанией «Уютсервис» на данном собрании не велась и решением общего собрания такой обязанности на управляющую компанию не возлагалось. Поставка коммунальных услуг по ГВС и ХВС в дом № 7 д. Григорово производится непосредственно СРО. Жильцы оплачивают данные коммунальные услуги непосредственно РСО АО «АрхоблЭнерго», (Протокол № 1 от 15 января 2018 г.) в связи с этим УК ООО «Уютсервис» не является исполнителем данных коммунальных услуг, и законодательно не обязана устанавливать ОДПУ. Конкретные сроки восстановительного ремонта систем ХВС и ГВС и установки ОДПУ на общем собрании собственников МКД установлены не были и в протоколе от № 1 от 15 мая 2018 г. не отражены. Таким образом, считают, что в действиях ООО «Уютсервис» отсутствует вина и событие административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Изучив имеющиеся по делу доказательства, мировой судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 3 «Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. № 1110, лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, установлено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно пункту 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе: проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий (подпункт «и»); обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) (подпункт «к»).
В силу части 1 статьи 13 Закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В связи с этим в части 5 статьи 13 указанного закона закреплено обязательное требование об оснащении многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Частью 4 статьи 12 Закона № 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.
Организация, осуществляющая снабжение энергетическими ресурсами многоквартирного дома на основании публичного договора, регулярно (не реже чем один раз в год) обязана предлагать перечень мероприятий для многоквартирного дома, группы многоквартирных домов как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению поставляемых этой организацией в многоквартирный дом энергетических ресурсов и повышению энергетической эффективности их использования (пункт 5 статьи 12 Закона № 261-ФЗ).
Перечень мероприятий должен быть доведен организацией, осуществляющей поставки, продажу энергетических ресурсов, до сведения собственников помещений в многоквартирном доме, лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, путем размещения информации в подъездах многоквартирного дома и (или) других помещениях, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, а также иными способами по усмотрению этой организации. Примерная форма перечня таких мероприятий утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 6 статьи 12 Закона № 261-ФЗ).
Примерная форма перечня мероприятий для многоквартирного дома (группы многоквартирных домов) как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов, утверждена приказом Приказ Минстроя России от 15.02.2017 N 98/пр, и в разделе основных мероприятий содержит в том числе установку коллективных (общедомовых) приборов учета горячей воды.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий (пункт 7 статьи 12 Закона № 261-ФЗ).
В силу части 2 статьи 161 ЖК РФ управление управляющей организацией является одним из способов управления многоквартирным домом.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Таким образом, проведение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома, которые обязательны в силу Закона № 261-ФЗ для собственников помещений в многоквартирном доме, становится обязательным и для управляющей компании при заключении с ней договора управления многоквартирным домом.
Работы по установке приборов учета используемых энергоресурсов, как и другие мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий, отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома, в связи с чем должны осуществляться независимо от наличия решения общего собрания собственников помещений в доме о проведении этих работ. При наличии заключенного договора управления многоквартирным домом управляющая компания обязана выполнять требования подпунктов «и» и «к» пункта 11 Правил с отнесением расходов на проведение указанных мероприятий на собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела ООО «Уютсервис» выдана лицензия <НОМЕР> от 22 декабря 2017 года на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домами.
В соответствии с договором управления многоквартирным домом от 01 февраля 2018 года ООО «Уютсервис» является управляющей организацией и в его управление передан многоквартирный жилой дом по адресу: Архангельская область, Котласский район, д. Григорово, д. 7.
Исходя из целей (части 1 статьи 161 ЖК РФ) и предмета (части 2 статьи 162 ЖК РФ) договора управления и с учетом требований к надлежащему содержанию общего имущества управляющая компания обязана осуществлять все мероприятия, описанные в законах и подзаконных нормативных актах, обеспечивающие выполнение указанных требований.
Как следует из представленных материалов, в ходе лицензионного контроля были выявлены нарушения жилищного законодательства ООО «Уютсервис» в сфере требований по обеспечению надлежащего содержания имущества в многоквартирном доме № 7 в. Григорово Котласского района Архангельской области, а именно: по адресу: Архангельская область, Котласский район, д. Григорово, д. 7, не произведена установка общедомовых приборов учета горячего и холодного водоснабжения, что является нарушением подпункта «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении <НОМЕР> от 15 января 2019 года, распоряжением о проведении внеплановой документарной проверки <НОМЕР> от 22 ноября 2018 года; актом проверки соблюдения законодательства в сфере исполнения лицензионных требований <НОМЕР> от 19 декабря 2018 года; предписанием об устранении выявленных нарушений <НОМЕР> от 19 декабря 2018 года; копией лицензии <НОМЕР> от 22 декабря 2017 года.
Все вышеперечисленные доказательства не вызывают сомнений у мирового судьи относительно их достоверности, не содержат противоречий, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поэтому мировой судья руководствуется ими при вынесении постановления.
Из распоряжения заместителя руководителя государственной жилищной инспекции Архангельской области от 22 ноября 2018 года <НОМЕР> о проведении внеплановой документарной проверки ООО «Уютсервис» лицензионных требований по осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом следует, что в отношении ООО «Уютсервис» проводилась документарная проверка. При этом согласно пункту 13 указанного распоряжения ООО «Уютсервис» требовалось представить документы, в том числе информацию о коллективных (общедомовых) приборах учета используемой горячей воды, холодной воды в части ввода в эксплуатацию, статуса исправности и пригодности для учета тепловой энергии в настоящий период времени, даты последней поверки, плановой даты поверки с приобщением копий подтверждающих документов (акта ввода в эксплуатацию и (или) акта вывода из эксплуатации; результаты периодической поверки; акта периодической проверки); сведения о датах истечения срока службы прибора учета холодной воды, горячей воды с приобщением копий подтверждающих документов (паспортов (формуляров) или иных документов).
В ходе проверки указанные документы представлены не были, в связи с их отсутствием.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Таким образом, после вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
Поскольку ООО «Уютсервис» не приняты все надлежащие меры к недопущению нарушения лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, его бездействие мировой судья квалифицируте в соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия мировой судья квалифицирует по ст. 14.1.3 ч. 2 КоАП РФ, как осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом с нарушением лицензионных требований.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основания для освобождения юридического лица от установленной КоАП РФ ответственности, в том числе основания для признания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ данного правонарушения малозначительным отсутствуют.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Смягчающим, административную ответственность обстоятельством, является принятие мер, для устранения выявленного нарушения.
Отягчающих административную ответственность ООО «Уютсервис» обстоятельств по делу не усматривается.
С учетом характера совершенного правонарушения, общественных последствий содеянного, имущественного и финансового положения общества с ограниченной ответственностью «Уютсервис», отсутствия отягчающих и смягчающих обстоятельств, мировой судья учитывает данные обстоятельства как исключительные и считает необходимым назначить виновному юридическому лицу наказание в виде минимального штрафа предусмотренного данной статьей.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ст. 4.1 ч. 1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, определенных законом, устанавливающим ответственность за данное административное правонарушение. Данное общее правило назначения административного наказания имеет целью предотвращение излишнего административного усмотрения и избежание злоупотреблений при принятии решений о размерах административных санкций в конкретных делах, что в целом согласуется с конституционными требованиями к использованию мер публично-правовой ответственности. Тем не менее применительно к административным штрафам, минимальные размеры которых сопряжены со значительными денежными затратами, при определенных обстоятельствах может противоречить целям административной ответственности и приводить к чрезмерному ограничению конституционных прав и свобод.
Соблюдение требований, вытекающих из конституционных принципов равенства, пропорциональности и соразмерности, призвано обеспечить индивидуализацию наказания лиц, виновных в совершении административных правонарушений, и одновременно не допустить при применении мер административной ответственности избыточного ограничения их имущественных прав и интересов.
Согласно ч 1 ст. 4.1.1. КоАП РФ замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Учитывая характер и последствия совершенного административного правонарушения ООО «Уютсервис»; степень его вины; имущественное и финансовое положение; а также наличие смягчающего и отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств; в целях обеспечения баланса конституционно значимых ценностей и в интересах субъектов права; обеспечения назначения справедливого и соразмерного административного наказания, мировой судья полагает необходимым заменить наказание в виде штрафа предупреждением.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья
п о с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Уютсервис» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.1.3 ч.2 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
На основании ч. 1 ст. 4.1.1. КоАП РФ произвести замену административного наказания в виде штрафа предупреждением.
Постановление может быть обжаловано в Котласском городском суде Архангельской области в течение 10 суток со дня получения копии постановления, путем подачи жалобы через мирового судью судебного участка № 2 Котласского судебного района Архангельской области.
Мировой судья М.В. Евграфова