РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело № 2-5939/2019 15 ноября 2019 года
Мировой судья судебного участка № 2 Коряжемского судебного района Архангельской области Гвоздяница О.С., исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Коряжемского судебного района Архангельской области, при секретаре Вилковой О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в гор. Коряжма гражданское дело по иску Кудрявцевой Антонины Андреевны к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Коряжме Архангельской области (межрайонное) о взыскании расходов по оплате проезда к месту отдыха и обратно,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском к ответчику об оплате проезда к месту отдыха в <ДАТА> в сумме 12 986 руб. 92 коп., указав в исковом заявлении, что имеет право на оплату проезда как неработающий пенсионер на основании Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Льготой по оплате проезда не пользовалась последние два года.
В судебное заседание истец не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика - Государственного Учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Коряжма просил в иске отказать, так как истец осуществила проезд к месту отдыха и обратно не на территории Российской Федерации.
Суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, учитывая то, что истец надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, а равно и то, что истец просила рассмотреть дело в ее отсутствие, полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело без участия сторон по имеющимся в деле письменным материалам.
Исследовав письменные доказательства по делу, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Право определенной категории пенсионеров на оплату проезда к месту отдыха и обратно и источник финансирования затрат на эти цели установлены Законом Российской Федерации от 19.02.1993 года (с изменениями и дополнениями) № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», а именно ст. 34 Закона.
Согласно статьи 4 данного закона источником финансирования затрат на государственные гарантии и компенсации предусмотренные данным законом, является Пенсионный фонд Российской Федерации (с 01 января 2005 года Пенсионный фонд Российской Федерации федеральный бюджет). При таких обстоятельствах обязанность по оплате проезда пенсионеров к месту отдыха и обратно лежит на органах Пенсионного фонда Российской Федерации в лице Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Коряжме.
В целях реализации статьи 34 указанного Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года № 176 были утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно. Согласно пункту 3 Правил компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно, или в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов. В соответствии с пунктами 7 и 9 Правил к заявлению о компенсации расходов гражданин должен приложить путевку, курсовку или иной документ (или отрывные талоны), являющийся основанием для пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе или в ином месте, где предоставляются услуги по организации отдыха.
Таким образом, в числе тех, кому выплачивается компенсация, не указаны пенсионеры, отдыхающие не в местах, где предоставляются услуги по организации отдыха, а в другом месте. Вместе с тем отсутствие прямого указания в названных Правилах о порядке выплаты компенсации гражданам, осуществляющим отдых не в месте, где предоставляются услуги по организации отдыха, не может рассматриваться как запрет на получение ими такой компенсации.
Отсутствие или наличие права на предоставление компенсации не может быть постановлено в зависимость, в данном случае, от выбранной гражданином формы отдыха.
Ограничение права пенсионеров на получение гарантированной государством компенсации проезда один раз в два года к месту отдыха и обратно на основании отсутствия путевки или иного документа, полученного в организации, представляющей услуги по организации отдыха, при том, что эти граждане также являются пенсионерами, получающими трудовую пенсию, и (или) инвалидами и тоже проживают в районах Крайнего Севера (или приравненных к ним местностях), ставит их в неравное положение с теми, кто отдыхает организованно (по путевке, курсовке и другим документам). Такое ограничение противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Согласно пункта 10 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года № 176, компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающим стоимость проезда: железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда; внутренним водным транспортом - в каюте III категории речного судна всех линий сообщений; морским транспортом - в каюте IV - V групп морского судна регулярных транспортных линий; воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса; автомобильным транспортом - в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении.
При осуществлении проезда более высокой категории стоимости возмещение фактически произведенных пенсионером расходов производится на основании дополнительно представленного пенсионером в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации документа о стоимости проезда по данному маршруту в пределах стоимости проезда в соответствии с пунктом 10 Правил.
В случае если пассажирские перевозки по маршруту следования пенсионера к месту отдыха и обратно осуществляются только транспортными средствами более высокой категории стоимости по сравнению с транспортными средствами, предусмотренными пунктом 10 Правил (например, на железнодорожном транспорте - только скорыми и фирменными поездами), возмещение фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда производится в размере наименьшей стоимости проезда указанными транспортными средствами (например, в плацкартном вагоне скорого или фирменного поезда).
В стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов (за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), сборов и платежей за другие дополнительные услуги, в том числе направленные на повышение комфортности проезда (предоставление постельных принадлежностей, дополнительного питания и др.), а также расходы, связанные с получением пенсионером в транспортной организации документов о стоимости проезда, в пределах, установленных в пункте 10 Правил, в случаях приобретения проездных документов на проезд транспортными средствами более высокой категории стоимости.
Из анализа приведенных норм закона, Правил и разъяснений Минтруда России от 18.03.2016 N 118н о применении вышеназванных Правил следует, что если пенсионер отказался от права проезда в плацкартном вагоне пассажирского поезда и выбрал проезд в более высокой категории вагона (купейном и СВ), либо более высокой категории поезда (скорым и фирменным) при наличии возможности проезда по выбранному маршруту пассажирским поездом, возмещение пенсионеру расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в пределах стоимости, установленной пунктом 10 Правил, на основании дополнительно представленного пенсионером в территориальный орган Пенсионного фонда РФ документа о стоимости проезда по данному маршруту в плацкартном вагоне пассажирского поезда. Если же пассажирские перевозки по маршруту следования пенсионера к месту отдыха и обратно осуществляются транспортными средствами только более высокой категории стоимости, чем это предусмотрено в пункте 10 Правил (только скорыми и фирменными поездами), возмещение пенсионеру расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится исходя из стоимости проезда в плацкартном вагоне скорого или фирменного поезда. В этом случае предоставление справки о стоимости проезда в плацкартном вагоне пассажирского поезда не требуется, поскольку возмещение стоимости проезда производится из стоимости проезда в плацкартном вагоне скорого или фирменного поезда. Не содержат вышеназванные нормативные правовые акты и требования о предоставлении в этом случае какой-либо иной справки, в частности, справки, подтверждающей, что по избранному пенсионером маршруту проезда к месту отдыха и обратно пассажирские перевозки осуществляются только скорыми и фирменными поездами.
Согласно п. 6 Правил утвержденных постановлением Правительства РФ № 176, компенсация производится 1 раз в 2 года.
Двухгодичный период исчисляется в календарном порядке начиная с 1 января года, в котором пенсионеру на основании поданного им заявления была произведена компенсация в связи с осуществлением проезда к месту отдыха и обратно в данном периоде, но не ранее чем с 1 января 2005 г.
В случае если пенсионер не обращался с заявлением о компенсации в истекшие двухгодичные периоды, выплата компенсации за эти периоды не производится.
Поскольку истец обратился в ГУ - УПФ РФ в г. Коряжма(межрайонное) с заявлением о компенсации проезда к месту отдыха и обратно в <ДАТА>, мировой судья полагает необходимым исчислять период использования льготы <ДАТА>.
Установлено, что согласно копии пенсионного удостоверения, истец является пенсионером по старости и ей назначена пенсия с <ДАТА7> (<НОМЕР>); согласно копии трудовой книжки с <ДАТА8> истец нигде не работала (<НОМЕР>); согласно представленным билетам, истец <ДАТА9> ездила к месту отдыха в г. <АДРЕС> (<АДРЕС>) в связи с чем, уплатила за проезд по территории Российской Федерации 12 986 руб. 92 коп. (<НОМЕР>). Истец просит возместить расходы по оплате проезда по маршруту <АДРЕС> - <АДРЕС> - граница Российской Федерации - <АДРЕС> - <АДРЕС>, поэтому суд взыскивает расходы по оплате проезда к месту отдыха и обратно по маршруту <АДРЕС> - <АДРЕС> - граница Российской Федерации - <АДРЕС> - <АДРЕС>.
Как видно из представленных билетов истец осуществила авиаперелет по маршруту <АДРЕС> - <АДРЕС> (<АДРЕС>) - <АДРЕС>. Согласно представленным билетам и справке ООО «ТТ-Трэвел», стоимость авиаперелета одного туриста составляет 15 295 руб. 44 коп., в соответствии со справкой ООО «АЗУР эйр» (<НОМЕР>), которая является авиаперевозчиком, общее расстояние перелета по маршруту <АДРЕС> - <АДРЕС> (<АДРЕС>) составляет 2133 км., расстояние перелета по территории Российской Федерации составляет 1268 км., что составляет 59,45% от общей ортодромии. Общее расстояние перелета по маршруту <АДРЕС> (<АДРЕС>) - <АДРЕС> составляет 2133 км., а расстояние перелета по территории Российской Федерации составляет 1296 км., что составляет 60,76% от общей ортодромии. Не доверять сведениям, предоставленным авиаперевозчиками, у суда нет оснований. На основании чего, стоимость перелета по территории Российской Федерации по маршруту <АДРЕС> - <АДРЕС> (<АДРЕС>) - <АДРЕС>, составила 9 193 руб. 32 коп. ((15295,44/2 * 59,45%)+ (15295,44/2 * 60,76%)). Указанная сумма подлежит взысканию, как подтвержденная доказательствами.
Согласно проездным документам и справки ООО «КАВС» стоимость взрослого проезда в пассажирском поезде плацкартного вагона по маршруту: <АДРЕС> - <АДРЕС> - <АДРЕС> (без учета постельных принадлежностей) составляет 3 793 руб. 60 коп. (<НОМЕР>). Указанная сумма подлежит взысканию, как подтвержденная доказательствами. На основании Приказа Минтруда России от 18.03.2016 N 118н сумма сборов и платежей за другие дополнительные услуги, в том числе направленные на повышение комфортности проезда (предоставление постельных принадлежностей, дополнительного питания и др.), оплате не подлежит. Стоимость постельных принадлежностей составляет 145 руб. 90 коп. (<НОМЕР>). Оплата постельного белья законодательством не предусмотрена.
Итого подлежит взысканию 12 986 руб. 92 коп.
По общему правилу, предусмотренному в подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков.
Как следует из Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, Пенсионный фонд России образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации.
Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации наделен государственными полномочиями в сфере управления финансами пенсионного обеспечения.
В связи с изложенным, освобождение от уплаты государственной пошлины должно предоставляться органам Пенсионного фонда России во всех случаях, когда их действия направлены в защиту государственных интересов.
Аналогичный вывод содержится и в разъяснениях, изложенных в п. 32 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июля 2014 года №46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах».
Распоряжение денежными средствами, направленными на реализацию гарантий и компенсаций, закрепленных ст.34 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», сопряжено с публичной деятельностью пенсионных органов.
На основании вышеизложенного, государственная пошлина с ответчика взысканию не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, мировой судья
РЕШИЛ:
Исковые требования Кудрявцевой Антонины Андреевны к Государственному Учреждению - Управлению пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Коряжме (межрайонное) о взыскании расходов по оплате проезда к месту отдыха и обратно - удовлетворить.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Коряжме (межрайонное) в пользу Кудрявцевой Антонины Андреевны в возмещение расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно в <ДАТА> (за период <ДАТА>.) сумму 12 986 (Двенадцать тысяч девятьсот восемьдесят шесть) рублей 92 копейки.
Решение может быть обжаловано в Коряжемском городском суде Архангельской области в течение месяца.
Мировой судья О.С. Гвоздяница