ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июня 2016 года с. Красный Яр Мировой судья судебного участка №146 Красноярского судебного района Самарской области В.М.Николаев, с участием представителя истца по доверенности Балакиной И.А., ответчика Агафоновой Н.А., представителей 3-го лица Кормишиной М.П. и Мальцевой Е.Ю., при секретаре судебного заседания Егорове А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-244/2015 по иску Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в муниципальном районе Красноярский Самарской области к Агафоновой Надежде Алексеевнео взыскании излишне выплаченной федеральной социальной доплаты к пенсии,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в муниципальном районе <АДРЕС> области (далее по тексту - ГУ-УПФ РФ в муниципальном районе <АДРЕС> обратилось к мировому судье с указанным иском, свои требования истец мотивирует тем, что Агафонова Н.А., являлась получателем пенсии по инвалидности в соответствии со статьей 8 Федерального закона <НОМЕР> от <ДАТА2> «О трудовых пенсиях в РФ» с <ДАТА3> и по настоящее время и с <ДАТА4> получателем федеральной социальной доплаты к пенсии на основании сведений Минздравсоцразвития <АДРЕС> области. О факте назначения федеральной социальной доплаты Агафоновой Н.А. было направлено уведомление, в котором было указано о необходимости безотлагательного сообщения о трудоустройстве. В феврале 2016 года специалистами Управления ПФР в м.р. <АДРЕС> области проведена сверка сведений персонифицированного учета с данными выплатных дел, в результате которой установлено, что Агафонова Н.А. работает с <ДАТА5> по настоящее время в МБУ «Красноярская центральная районная больница», следовательно с <ДАТА6> по <ДАТА7> федеральная социальная доплата к пенсии в сумме 15 428 руб. 94 коп. выплачена необоснованно. Требование о погашении переплаты федеральной социальной пенсии было направлено <ДАТА8>, однако в добровольном порядке должником не исполнено.
В судебном заседании представитель истца Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в муниципальном районе <АДРЕС> области <ФИО1> исковые требования поддержала в полном объеме и просила иск удовлетворить, а также взыскать расходы по оплате государственной пошлины. Пояснила, что федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается неработающим пенсионерам, в связи с чем, на ответчика была возложена обязанность известить Управление ПФ об устройстве на работу, что Агафоновой Н.А. не было сделано. С <ДАТА9> федеральная социальная доплата установлена в массовом режиме в беззаявительном порядке, однако пенсионерам, которым она была установлена, направлялось уведомление, в котором указано, что в случае желания отказа от нее пенсионеру необходимо безотлагательно обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту получения пенсии. Поскольку ответчик не обращалась в Управление с отказом, выплата к пенсии не прекращалась и продолжала выплачиваться до момента обнаружения факта устройства на работу.
Ответчик Агафонова Н.А. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что она не скрывала место своей работы. В 2008 году при оформлении пенсии по инвалидности она предоставляла в Пенсионный фонд копию своей трудовой книжки, где было указано её место работы. В декабре 2012 года, при оформлении пенсии по инвалидности, установленной бессрочно, она так же предоставляла копию трудовой книжки, где было указано, что она работает. За период с 2005 года по настоящее время место работы не меняла, ее работодатель ежемесячно отчисляет за нее взносы в пенсионный фонд. Считает, что данная переплата возникла в результате халатного исполнения своих обязанностей сотрудниками управления пенсионного фонда.
Представители 3-го лица МКУ УСЗН администрации м.р. <АДРЕС> <ФИО2> и <ФИО3> пояснили, что когда Агафонова Н.А. состояла на учете в УСЗН ей доплату к пенсии не назначали. Она была проверена по вопросу трудоустройства и было установлено, что она работает. Эти сведения были переданы в УПФ по м.р. <АДРЕС>. Решение вопроса об удовлетворении иска или о его отказе, они оставили на усмотрение суда.
Выслушав объяснения сторон, представителей 3-го лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3 «Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, её установления и выплаты», утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ <НОМЕР> от <ДАТА10> федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается и выплачивается в случае, если общая сумма материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 статьи 12.1 Закона от <ДАТА11> <НОМЕР>, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от <ДАТА12> <НОМЕР> «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 31 «Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, её установления и выплаты» утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ <НОМЕР> от <ДАТА10> и пунктом 4 статьи 23 Федерального закона <НОМЕР> от <ДАТА2> «О трудовых пенсиях в РФ» пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих изменении размера федеральной социальной доплаты к пенсии или прекращении её выплаты.
Согласно статье 25 вышеназванного закона физические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты пенсии, а в случае невыполнения своих обязанностей и выплаты в связи с этим излишних сумм пенсий, пенсионер возмещает органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, причиненный ущерб.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. По мнению суда, истец не представил достаточные доказательства в обоснование заявленных требований.
В судебном заседании установлено, что Агафонова Н.А. являясь получателем пенсии по инвалидности в соответствии со статьей 8 Федерального закона <НОМЕР> от <ДАТА2> «О трудовых пенсиях в РФ» и с <ДАТА4> получателем федеральной социальной доплаты к пенсии, что подтверждается Решением об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии от <ДАТА13> <НОМЕР>
Установлено, что Агафонова Н.А. с <ДАТА14> работает в ГБУЗ СО «Красноярская центральная районная больница», место работы не меняла, данный факт не скрывала, сообщила об этом сотрудникам пенсионного фонда при оформлении пенсии по инвалидности, установленной бессрочно в декабре 2012 году. Данное обстоятельство подтверждается и пояснениями представителей УСЗН в судебном заседании.
В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от <ДАТА15> N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от <ДАТА16> N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 12.1 Закона предусмотрено, что федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
Согласно пункту 12 ст. 12.1 данного Закона, пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты. Удержание излишне выплаченных сумм социальной доплаты к пенсии производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В материалах дела отсутствует заявление Агафоновой Н.А. о назначении ей федеральной социальной доплаты к пенсии.
В материалах дела так же отсутствуют сведения о получении Агафоновой Н.А. Уведомления об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии, а последняя отрицает факт получения такого уведомления. Само по себе наличие списка внутренних почтовых отправлений с указанием о направлении Агафоновой Н.А. указанного уведомления от <ДАТА17> не может свидетельствовать о получении этого отправления ответчиком, так как в материалах дела такие доказательства отсутствуют.
Согласно п. 2 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи", государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" Агафоновой Н.А. с <ДАТА6> была назначена федеральная социальная доплата к пенсии.
Согласно пункту 6 данной статьи Закона социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия.
Вместе с тем представителем истца не отрицалось, что в нарушение требований указанной нормы закона доплата была назначена ответчику без ее заявления. Доводы истца относительно того, что гражданам, которые по состоянию на <ДАТА13> являлись получателями пенсии, федеральная социальная доплата к пенсии устанавливалась в беззаявительном порядке, противоречат требованиям закона.
В силу пункта 7 статьи 12.1 Федерального закона от <ДАТА18> N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" федеральная социальная доплата к пенсии в без заявительном порядке устанавливается только детям-инвалидам и детям, не достигшим возраста 18 лет, которым установлена трудовая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" или пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от <ДАТА19> N 805н (ред. <ДАТА20>) были утверждены Правила обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, которые также не содержат норм, предоставляющих пенсионному органу право назначить федеральную социальную доплату в без заявительном порядке. Напротив, в силу пункта 12 Правил пенсионеры обращаются за установлением федеральной социальной доплаты к пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации путем подачи заявления об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии с приложением документов, предусмотренных пунктом 13 настоящих Правил. При этом в заявлении о назначении доплаты должна содержаться информация, в частности, о том, что заявитель не осуществляет трудовую и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом от <ДАТА16>г. N 167-ФЗ, а также обязательство заявителя безотлагательно извещать территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, и наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера федеральной социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты
В соответствии с требованиями ст.1109 ГК РФ следует, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки. Учитывая тот факт, что при рассмотрении настоящего дела не установлено обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности Агафоновой Н.А. при назначении ей доплаты к пенсии, поэтому в удовлетворении иска следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, мировой суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в муниципальном районе <АДРЕС> области к Агафоновой Надежде Алексеевне о взыскании излишне выплаченной федеральной социальной доплаты к пенсии - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его вынесения в Красноярский районный суд Самарской области. Мировой судья В.М.Николаев