Дело № 5-242/2020 КОПИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
07 июля 2020 года г. Билибино
Мировой судья судьи судебного участка Билибинского района Чукотского автономного округа Чижов М.Б., при подготовке к рассмотрению дела №5-242/2020 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район,
установил:
Как следует из протокола об административном правонарушении № 5 от 26 июня 2020 года, составленного государственным инспектором Билибинского района по пожарному надзору, 16 июня 2020 года в 00 час. 01 мин. юридическим лицом Администрацией муниципального образования Билибинский муниципальный район (далее Администрация) не выполнено в полном объёме предписание №13/1/1 от 28.04.2020, об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, выданное по результатам внеплановой выездной проверки юридического лица, проведенной в период с 07 апреля 2020 года по 28 апреля 2020 года. Срок выполнения предписания истек 15.06.2020 года.
На основании изложенного должностным лицом ОНД и ПР по Билибинскому муниципальному району ГУ МЧС России по Чукотскому АО, действия Администрации квалифицированы по ч.12 ст.19.5 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.
Изучив протокол об административном правонарушении, а также приложенные к нему материалы, мировой судья пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В силу п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение, в том числе, о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <ДАТА8> N 5 (ред. от <ДАТА9>) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Так, Администрации вменено невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.
В протоколе об административном правонарушении, в описании события административного правонарушения указание на место совершения административного правонарушения отсутствует.
В силу ч.1 ст.29.2 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Согласно пп.3 п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <ДАТА8> N 5 (ред. от <ДАТА9>) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
Таким образом, поскольку обязанность по исполнению законного предписания возложена на Администрацию муниципального образования Билибинский муниципальный район, при описании события административного правонарушения местом совершения настоящего административного правонарушения следует указывать юридический адрес, определяемый в соответствии со ст.57 ГК РФ.
Кроме того, существенным обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является установление законности предписания, неисполнение которого вменено юридическому лицу, в отношении которого ведется производство по делу. От установления данного обстоятельства зависит разрешение вопроса о наличии либо отсутствии в деянии лица состава вмененного административного правонарушения.
Вместе с тем, распоряжение о проведении внеплановой проверки Администрации в период с 07 апреля 2020 года по 28 апреля 2020 года, а также акт проверки юридического лица, на основании которого вынесено предписание, об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности №13/1/1, в материалах дела отсутствует.
Кроме того, в силу ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию, иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статьей 26.2 КоАП РФ определено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Таким образом, КоАП РФ предусматривает необходимость принятия административным органом достаточных мер для извещения, привлекаемого к административной ответственности лица либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения лицу возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют сведения о направлении копии протокола об административном правонарушении, в данном случае, законному представителю юридического лица, привлекаемого к административной ответственности.
Таким образом, судом установлено, что протокол об административном правонарушении был составлен с нарушением ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, неполнота представленных материалов не позволяет суду сделать вывод о том, что протокол составлен в отношении надлежащего лица.
Указанные недостатки являются ненадлежащим оформлением протокола об административном правонарушении и других материалов дела, неполнотой представленных материалов, свидетельствуют о недостаточно полном изложении событий административного правонарушения, и ведущим к неопределенности в формулировке обвинения и нарушению права на защиту лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Мировой судья лишен возможности устранить эти недостатки при рассмотрении дела, т.к. в соответствии с принципами беспристрастности судей, состязательности и равноправия сторон суд не вправе формулировать обвинение в совершении административного правонарушения. Это является обязанностью должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении.
Допущенные нарушения являются существенными и препятствуют рассмотрению дела по существу, что не позволяет суду выполнить предусмотренную ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачу всестороннего, полного объективного и своевременного рассмотрения данного дела, в связи с чем, суд полагает необходимым материал об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, возвратить должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ,
о п р е д е л и л :
Возвратить протокол №5 от 26 июня 2020 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, и другие материалы дела в отношении юридического лица - Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район должностному лицу, уполномоченному составлять протокол об административном правонарушении, для устранения недостатков перечисленных в настоящем определении.
Определение может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 КоАП РФ, должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, в Билибинский районный суд Чукотского автономного округа через мирового судью судебного участка Билибинского района в течение 10 суток со дня вручения или получения копии определения.
Мировой судья (подпись) М.Б. Чижов
<ОБЕЗЛИЧЕНО>