РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело № 2а-972/2017
03 октября 2017г. с.Малая Пурга Удмуртской Республики
Малопургинский районный суд УР в составе:
председательствующего судьи Ажгихиной Н.В.,
при секретаре Рагозиной Г.Р.,
при ведении аудиопротоколирования,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по УР, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО «Малопургинский район», администрации МО «Норьинское» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обращении с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества – канализационной сети с накопительной емкостью, расположенной в д.Сизяшур, к администрации МО «Малопургинский район» о возложении обязанности обратиться в орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР о принятии на учет данного имущества,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по УР (далее по тексту – Управление Роспотребнадзора по УР), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО «Малопургинский район», администрации МО «Норьинское» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обращении с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества – канализационной сети с накопительной емкостью, расположенной в д.Сизяшур, возложении обязанности обратиться в орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР о принятии на учет данного имущества, мотивируя следующим. В результате проведения плановой проверки установлено, что по адресу: Малопургинский район, д. Сизяшур, рядом с земельным участком, расположенным по <адрес>, оборудована накопительная емкость, предназначенная для сбора канализационных стоков от 18-тиквартирного жилого дома, 4-х двухквартирных домов расположенных по <адрес>, от 3-х двухквартирных жилых домов по <адрес>, от 6-ти двухквартирных жилых домов по <адрес> в д. <адрес>. Жилые дома по вышеуказанным улицам оборудованы системой канализации (водоотведения). По данным улицам предусмотрено по одному участку сетей водоотведения, которые соединяются в один накопительный колодец. На сетях водоотведения имеются смотровые колодцы. Жители данных домов пользуются системой канализации. Вывоз жидких отходов специализированным транспортом производится нерегулярно, что может привести к заполнению накопительной емкости, и как следствие, изливу канализационных сточных вод на рельеф местности. Данный факт приводит к нарушению санитарно-эпидемиологических норм и наносит вред окружающей среде, существует угроза жизни и здоровью населения. Загрязнение почвы может привести к проникновению фильтрационных стоков в грунтовые воды, явиться причиной возникновения и распространения среди населения <адрес> острых кишечных инфекций, вызываемых патогенными микроорганизмами, условно-патогенными бактериями.
В ходе судебного разбирательства административный истец уточнил исковые требования: просит возложить на администрацию МО «Малопургинский район» обязанность обратиться в орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР о принятии на учет данного имущества в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В части признания действий ответчиков незаконными исковые требования оставил без изменения.
В судебном заседании:
Представитель истца административный иск с учетом уточнения поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации МО «Малопургинский район» полагает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, т.к. данный объект недвижимости был возведен АО «Ижевский радиозавод», который впоследствии объект в администрацию района не передал. Соглашение с администрацией МО Норьинское» о передаче полномочий по содержанию, обслуживанию сетей канализации не заключалось. Также полагает, что круг лиц, заинтересованных в исходе дела, возможно определить – ими являются жители домов, присоединенных к сети канализации. Полагает, что собственники жилых помещений в многоквартирных домах должны содержать канализационные сети.
Административный ответчик администрация МО «Норьинское» о дате первого судебного заседания был извещен лично, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом в порядке ч.8 ст.96 КАС РФ, о причине неявки не сообщил.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса в порядке ст.150 КАС РФ.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей является судебное решение.
Обязанности публично-правовых образований (их органов и структурных подразделений) обусловлены в первую очередь ни гражданско-правовым обязательством, а публично-правовым статусом органа государственной власти или муниципального органа с соответствующими полномочиями, определенными законом.
В силу положений Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. № 322, ч.1 ст.40 КАС РФ Управление Роспотребнадзора по УР вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Материалами административного дела установлено следующее.
На основании распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике Матюшиной Н.С. № 120 № 213 от 03.05.2017г. с 10 мая по 06 июня 2017г. была проведена плановая выездная проверка в отношении юридического лица: Администрации муниципального образования «Норьинское». В ходе осмотров 12.05.2017 года и 23.05.2017 года принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов установлено, что в д.Сизяшур накопительная емкость расположена на земельном участке, граничащим с земельным участком, расположенным по <адрес> сети по <адрес>, Молодежная, Спортивная односторонние, собираются в один накопительный колодец. На сетях канализации имеются смотровые колодцы. Жители 18-ти квартирного жилого дома, 4-х двухквартирных домов расположенных по <адрес>, от 3-х двухквартирных жилых домов по <адрес>, от 6-ти двухквартирных жилых домов по <адрес> в д. <адрес> пользуются данной канализационной сетью. Сети канализации не переданы на баланс и обслуживание, являются бесхозяйными, очистка канализационной сети осуществляется по решению жителей деревни. На момент проверки выгребная емкость очищена от стоков, на территории имеется небольшой разлив канализационных стоков.
При проведении проверки установлено, что канализационная сеть с накопительной емкостью по <адрес>, Молодежная, Спортивная д.<адрес> УР является бесхозяйной, что подтверждается уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 29.05.2017г., письмом администрации МО «<адрес>» № от 24.05.2017г., письмом администрации МО «Норьинское» № от 28.04.2015г.
Таким образом, поводом для обращения истца в суд с настоящим заявлением явилось то, что непринятие мер по постановке указанного объекта недвижимости на учет, а также отсутствие собственника у объекта может привести к его ненадлежащему содержанию и эксплуатации, а поэтому влечет за собой опасность возникновения чрезвычайных ситуаций, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан и нормальную работу организаций, расположенных в данной честности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пункту 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Таким образом, именно на муниципальный орган законом возложена обязанность по непосредственному совершению действий, итогом которых является отнесение имущества к числу бесхозяйного.
Наряду с общими нормами, обязанности органов местного самоуправления в сфере водоотведения определены специальными правилами.
Согласно п.4 ч.1, ч.3, ч.4 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи). Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Согласно ч.1.1 ст.7.4 Закона УР от 13.07.2005 N 42-РЗ (в ред. от 22.02.2017) "О местном самоуправлении в Удмуртской Республике" к вопросам местного значения сельского поселения, относится, в том числе, вопрос местного значения, предусмотренный пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (за исключением организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения).
В соответствии с п.3, 7 ч.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района
В силу п.4.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают, в том числе, полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Согласно п.1 ч.1, ч.1.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе, организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Анализ указанных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что вопросы организации в границах поселения водоотведения отнесены к полномочиям муниципального района, в связи с чем суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является администрация МО «Малопургинский район», следовательно в удовлетворении требований административного истца к администрации МО «Норьинское» необходимо отказать.
Таким образом, суд приходит к выводу, что действующим законодательством предусмотрены гарантии надежности водоотведения, что соотносится с полномочиями органов местного самоуправления по организации обеспечения надежного водоотведения потребителей на территории муниципальных образований, в том числе учет объектов водоотведения, принятие мер по организации обеспечения водоотведения потребителей в случае неисполнения эксплуатирующими организациями своих обязательств, либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Также судом установлено, что спорный участок сети водоотведения длительное время не имеет собственника (иного законного владельца) и является бесхозяйным, мер правового реагирования по факту наличия в границах муниципального образования «Малопургинский район» бесхозяйного объекта недвижимости, органом местного самоуправления не предпринято.
Правовое содержание понятия "бездействие" раскрывается в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", в соответствии с которым к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Учитывая длительность фактического бесхозяйного состояния спорного имущества, а также отсутствие требуемых со стороны органа местного самоуправления действий и решений в отношении участка канализации, суд полагает, что виновное бездействие администрации МО «Малопургинский район» установлено.
Поскольку спорный объект недвижимости фактически не имеет собственника, то есть является бесхозяйными, что приводит к его ненадлежащему содержанию и эксплуатации, а потому влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на оказание надлежащих жилищно-коммунальных услуг, а также не исключает возможности возникновения аварийной ситуации, то суд приходит к выводу, что заявленные требования административного истца о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в неисполнении возложенных законом обязанностей в отношении бесхозяйного имущества подлежат удовлетворению в полном объеме, и возложении обязанности выполнить мероприятия по обращению в уполномоченный государственный орган с заявлением о постановке на учет объекта недвижимости.
Доводы администрации МО «Малопургинский район» о том, что собственники жилых помещений в многоквартирных домах, использующих канализационную сеть, должны содержать канализационные сети, не принимаются судом, т.к. не основаны на нормах российского законодательства.
Доводы администрации МО «Малопургинский район» о том, что бывший собственник не передал администрации канализационную сеть, не имеют юридического значения для рассмотрения настоящего дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174-180 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по УР, действующего в интересах неопределенного круга лиц в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации муниципального образования «Малопургинский район», выразившееся в не обращении с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества – канализационной сети с накопительной емкостью, расположенной в д.Сизяшур по <адрес>, Молодежная, Спортивная – незаконным.
Возложить на администрацию муниципального образования «Малопургинский район» обязанность в течение трех месяцев после вступления в силу решения суда обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества: канализационной сети с накопительной емкостью, расположенной в д.Сизяшур по <адрес>, Молодежная, Спортивная.
В удовлетворении административных исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по УР, действующего в интересах неопределенного круга лиц в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Норьинское» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обращении с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества – канализационной сети с накопительной емкостью, расположенной в д.Сизяшур по <адрес>, Молодежная, Спортивная – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Малопургинский районный суд Удмуртской Республики. Полный текст решения изготовлен 09 октября 2017 года.
Председательствующий Н.В. Ажгихина