Дело № 3-225/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Пермь 20 декабря 2012 года
Пермский краевой суд в составе
председательствующего судьи Филатовой Е.С.
при секретаре Гладких Е.В.,
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Кузнецовой И.А., представителя Законодательного Собрания Пермского края К1., представителя губернатора Пермского края К2., представителя Правительства Пермского края Ф., действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании недействующим положения Закона Пермского края от 03.09.2008 №291-ПК «Об оплате труда работников государственных учреждений Пермского края»,
установил:
21.08.2008 Законодательным Собранием Пермского края принят закон Пермского края №291-ПК «Об оплате труда работников государственных учреждений Пермского края», подписанный губернатором Пермского края 03.09.2008. Первоначальный текст Закона опубликован в изданиях «Российская газета» №189 от 09.09.2008, «Собрание законодательства Пермского края» №10 от 01.10.2008.
Законом Пермского края от 28.08.2012 №77-ПК «О внесении изменений в Закон Пермского края «Об оплате труда работников государственных учреждений Пермского края» (далее Закон от 28.08.2012 №77-ПК) внесены изменения в Закон Пермского края от 03.09.2008 №291-ПК «Об оплате труда работников государственных учреждений Пермского края». Текст данного Закона опубликован в изданиях «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края», Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» №35 от 03.09.2012, «Собрание законодательства Пермского края» №7 от 05.10.2012.
С 01.10.2012 Закон Пермского края от 03.09.2008 №291-ПК «Об оплате труда работников государственных учреждений Пермского края» (далее Закон от 03.09.2008 №291-ПК) действует в редакции Закона от 28.08.2012 №77-ПК.
Заместитель прокурора Пермского края Ильенков В.Г. обратился в краевой суд с заявлением о признании недействующей ч.1 ст.4 Закона от 03.09.2008 №291-ПК как несоответствующей требованиям законодательства.
Ссылаясь на положения ст. ст. 135, 144 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), п. 17 утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых споров от 10.12.2010 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2011 год, п.32 Единых рекомендаций на 2012 год, ст.129 ТК РФ, заявитель указывает на то, что в ст. 2 Закона от 03.09.2008 №291-ПК определено, что оплата труда работников основывается на принципе обоснованного соотношения величин базовых должностных окладов, базовых окладов, базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. Однако, ч.1 ст.4 Закона от 03.09.2008 понятие базового оклада не содержит. Как установлено ч.9 ст.5 ТК РФ законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому кодексу РФ и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить Трудовому кодексу РФ, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти. 16.11.2011 прокурором края губернатору Пермского края Чиркунову О.А. было внесено представление об устранении нарушений трудового законодательства в ч.1 ст.4 Закона от 03.09.2008 №291-ПК. 28.12.2011 представление необоснованно отклонено, меры по устранению нарушений органами государственной власти Пермского края не приняты. Противоречащий законодательству нормативный правовой акт до настоящего времени не приведен в соответствие с требованиями Федерального закона.
В судебном заседании прокурор Кузнецова И.А. на удовлетворении заявления настаивает. В ст. 129 ТК РФ понятие базового оклада выделено, данное понятие должно быть в Законе Пермского края, но оно отсутствует. Без понятия базового оклада вся часть 1 ст.4 Закона Пермского края не может действовать, поскольку на основе базового оклада начисляется вся заработная плата и иные выплаты работникам. Понятие минимального размера тарифных ставок, приведенное в оспариваемой норме, не идентично понятию базового оклада, приведенному в ст. 129 ТК РФ.
Представитель Законодательного Собрания Пермского края К1. возражает против удовлетворения заявления (письменные возражения, л.д. 31-33). При принятии Закона №77-ПК от 16.08.2012 «О внесении изменений в Закон Пермского края «Об оплате труда работников государственных учреждений Пермского края» учтены требования Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2012 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений от 27.12.2011, протокол №10. На данный законопроект получены положительные заключения прокурора Пермского края и объединения организаций профсоюзов Пермского края «Пермский крайсофпроф». Оспариваемая норма воспроизводит полностью содержание базового оклада, включая в себя минимальные размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам. Рекомендации трехсторонней комиссии не являются источником правовых норм и не могут рассматриваться в качестве обязательных предписаний при осуществлении нормативного правового регулирования на уровне субъекта Российской Федерации. Они учитываются органами исполнительной власти и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования учреждений бюджетной сферы. Заявление прокурора содержит общий вывод о несоответствии нормы оспариваемого акта требованиям законодательства, при этом из его содержания неясно, какие конкретно нормы законодательства нарушены Законодательным Собранием при принятии закона.
Представитель губернатора Пермского края К2. Возражения представлены в письменном виде (л.д. 28-30). Закон принят в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2011 год не являются нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу по отношению к Закону. Сопоставительный анализ содержания ст. 129 ТК РФ и ч.1 ст.4 Закона от 03.09.2008 №291-ПК позволяет сделать вывод о том, что региональный законодатель, осуществляя правовое регулирование по данному вопросу, фактически воспроизводит федеральную норму. Закон не отменяет и не умаляет установленные трудовым законодательством права работников учреждений края, а также не является дискриминационным.
Представитель Пермского края Ф. представила письменные возражения, в которых также просит отказать в удовлетворении заявления (л.д. 98-100). Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений не обладает правом издания нормативных правовых актов, то есть ее рекомендации не являются нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу по отношению к Закону №291-ПК, и носят рекомендательный характер. Оспариваемые положения не отменяют и не умаляют установленные трудовым законодательством права работников государственных учреждений края и не противоречат нормам действующего законодательства.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. «к» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется, в том числе, трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права (ст. 5 ТК РФ).
В силу п.п.1 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда в государственных учреждениях субъектов РФ устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами субъектов РФ.
Закон от 03.09.2008 №291-ПК в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации регулирует правоотношения, связанные с оплатой труда работников государственных учреждений Пермского края, за исключением работников государственных автономных учреждений Пермского края (преамбула).
Таким образом, Закон №291-ПК от 03.09.2008, положение которого оспаривается заместителем прокурора Пермского края, принят в пределах полномочий субъекта Российской Федерации. Процедура принятия данного закона, равно как и Закона №77-ПК от 28.08.2012 соблюдена.
Исходя из ст. 5 ТК РФ законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.
В своем заявлении заместитель прокурора ссылается на п. 17 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2011 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 10.12.2010 (протокол №10), которым органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано при введении новых систем оплаты труда работников учреждений предусматривать установление тарифных ставок, базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда; а также на п.п. «а» п.32 Единых рекомендаций... на 2012 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 27.12.2011 (протокол №10), рекомендующий органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при введении новых систем оплаты труда работников учреждений предусматривать установление базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы (минимальных размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) по профессиональным квалификационным группам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
В соответствии со ст. 135 ТК РФ Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы.
В силу приведенной нормы рекомендации устанавливаются комиссией ежегодно и применяются в соответствующем году, в связи с чем, учитывая, что статья 4 Закона №291-ПК от 03.09.2008 действует в редакции Закона 2012 года, ссылка заявителя на Единые рекомендации на 2011 год несостоятельна.
Кроме того, в соответствии со ст.4 Федерального закона от 01.05.1999 №92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» данная комиссия не обладает правом издания нормативных правовых актов. Ее рекомендации не являются нормативным правовым актом, носят, в том числе, с учетом вида документа, рекомендательный характер.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы -минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Как следует из ст. 144 ТК РФ, Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
В соответствии со ст. 2 Закона от 03.09.2008, устанавливающей принципы оплаты труда, одним из принципов оплаты труда работников является обоснованное соотношение величин базовых должностных окладов, базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам, устанавливаемы Правительством Российской Федерации.
Оплата труда (заработная плата) включает тарифные ставки, оклады (должностные оклады) руководителей, специалистов и служащих, оклады рабочих; выплаты компенсационного характера; выплаты стимулирующего характера (п.1 ст.З Закона от 03.09.2008 №291-ПК).
Статья 4 Закона от 03.09.2008 №291-ПК предусматривает схемы тарифных ставок, окладов (должностных окладов). Согласно п.1 данной нормы схемы тарифных ставок, окладов (должностных окладов) включают в себя: отнесение должностей к профессиональным квалификационным группам; минимальные размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам.
Фактически абз. 3 п.1 ст.4 Закона от 03.09.2008 №291-ПК воспроизводит содержание базового оклада, включая в себя минимальные размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), с учетом ст. 129 ТК РФ, в которой приводится понятие базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Действующее законодательство не предусматривает обязанности при принятии соответствующего нормативного акта субъектом Российской Федерации воспроизводить в полном объеме положения нормативных актов, имеющих большую юридическую силу. Отсутствие понятия базового оклада, на что указывается в заявлении, не может свидетельствовать о противоречии оспариваемой нормы действующему трудовому законодательству. Трудовой кодекс РФ имеет прямое действие и подлежит применению вне зависимости от того, указано об этом в акте субъекта или нет.
Следует отметить, проект Закона №77-ПК от 16.08.2012, которым в ст.4 Закона от 03.09.2008 внесены изменения, был согласован с Объединением организаций профсоюзов Пермского края «Пермский крайсовпроф».
С учетом изложенного у суда отсутствуют основания для вывода о несоответствии оспариваемого пункта ст.4 Закона №291-ПК от 03.09.2012 действующему трудовому законодательству.
Оспариваемые положения также не отменяют и не умаляют установленные законодательством права работников государственных учреждений Пермского края.
В соответствии с ч.1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Принимая во внимание, что Закон Пермского края от 03.09.2008 №291-ПК «Об оплате труда работников государственных учреждений Пермского края» не противоречит Трудовому кодексу РФ, какому-либо федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, заместителю прокурора Пермского края в удовлетворении заявленного требования следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, ч.1 ст.253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Заместителю прокурора Пермского края в удовлетворении заявления о признании п.1 ст.4 Закона Пермского края от 03.09.2008 №291-ПК «Об оплате труда работников государственных учреждений Пермского края» недействующей отказать.
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 25 декабря 2012 года.
Судья - Е.С. Филатова
Решение вступило в законную силу 20.03.2013г.