Дело №2а-172/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
поселок Пряжа 17 мая 2018 года
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Прохорова А.Ю.,
с участием административного истца Богданова С.Е.,
при секретаре Чирковой В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Богданова С. Е. к Министерству обороны Российской Федерации об оспаривании бездействия и обязании совершить действия по перечислению субсидии для приобретения или строительства жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Богданов С.Е. обратился в Пряжинский районный суд Республики Карелия с иском к Министерству обороны Российской Федерации о признании бездействия в части уклонения от совершения действий по перечислению на его счет в банке субсидии для приобретения или строительства жилого помещения в период с 28.03.2016 незаконным и не соответствующим абз.З п.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», п.8 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы (далее в т.ч. Порядок), утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21.07.2014 №510, обязании совершить действия по перечислению субсидии на его счет. В обоснование требований указывает, что с августа 1986 по март 2016 он проходил военную службу. В мае 2009, в период военной службы по контракту в Министерстве обороны Российской Федерации в качестве <данные изъяты>, был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Решением Московского гарнизонного военного суда от 17.03.2015, вступившим в законную силу, было признано незаконным бездействие Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, связанное с непринятием решения по вопросу предоставления Богданову С.Е. субсидии на приобретение или строительство жилья, на Департамент возложена обязанность по принятию решения по заявлению Богданова от 26.12.2014 в соответствии с п.5 Порядка. Из постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства от 17.08.2015 ему стало известно о принятии решения о предоставлении ему субсидии для строительства или приобретения жилья. Копия названного решения до настоящего времени ему не направлена. В ноябре 2015 г. он уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья с предоставлением субсидии для приобретения или строительства жилья. Приказом главного редактора ФГБУ "Редакция газеты <данные изъяты> МО РФ № от 09.02.2016 исключен из списков личного состава учреждения Минобороны России с 01.03.2016. Действия для перечисления на счет Богданова С.Е. в банке жилищной субсидии по его обращениям от 28.03.2016 и 15.09.2016 Министерством обороны Российской Федерации в соответствии с указанным выше Порядком до сих пор не совершены. На основании изложенных в административном иске обстоятельств просит суд признать бездействие Министерства обороны Российской Федерации в части уклонения действий по перечислению на счет Богданова С.Е. в банке субсидии для приобретения или строительства жилого помещения в период с 28 марта 2016 года не соответствующим абзацу третьему пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», пункту 8 Порядка, и незаконным. Обязать Министерство обороны Российской Федерации совершить действия по перечислению на счет административного истца субсидии в соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании административный истец поддержал позицию, изложенную в административном иске.
Представители заинтересованных лиц – Министерства обороны Российской Федерации, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав административного истца, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.
Обращаясь в суд, Богданов С.Е. предъявил исковые требования в порядке гражданского судопроизводства. Определением судьи Пряжинского районного суда от 31 января 2018 года исковое заявление было возвращено заявителю. Апелляционным определением Верховного Суда Республики Карелия от 3 апреля 2018 года определение судьи суда первой инстанции отменено, исковое заявление направлено в Пряжинский районный суд Республики Карелия для рассмотрения со стадии принятия заявления к производству суда в порядке административного судопроизводства.
В соответствии с частью 4 статьи 2, частью 4 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего административное дело.
Согласно части 1 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из представленных материалов следует, что с августа 1986 года по март 2016 года истец проходил военную службу. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 ноября 2015 года № истец (<данные изъяты>) уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья. Истец исключен из списка личного состава газеты <данные изъяты> на основании приказа главного редактора от ДД.ММ.ГГГГ № с 1 марта 2016 года.
Вступившим в законную силу решением Московского гарнизонного военного суда от 17 марта 2015 года признано незаконным бездействие Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, связанное с непринятием решения по вопросу предоставления Богданову С.Е. субсидии на приобретение или строительство жилья. Директор Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации обязан принять решение по заявлению Богданова С.Е. от 26 декабря 2014 года, в соответствии с пунктом 5 Порядка.
Административный истец и члены его семьи в составе 2 человек (административный истец и его супруга) состоят на учете в качестве нуждающегося в жилье с 19 мая 2009 года.
В связи с прохождением военной службы административному истцу предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, которое до настоящего времени Богдановым С.Е. не освобождено.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года №512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно» признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года №1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее – Инструкция), а также Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 03 ноября 2010 года №1455 «Об уполномоченном органом Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» единственным уполномоченным органом в части вопросов, связанных с жилищным обеспечением, определен Департамент жилищного обеспечения Минобороны России.
Департамент жилищного обеспечения Минобороны России распределяет жилые помещения, получаемые Министерством обороны Российской Федерации на всей территории Российской Федерации военнослужащим, включенным в реестр. В функции Департамента, также входит организация работы по выполнению государственных программ жилищного обеспечения военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей. Согласно пункту 18 Инструкции с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи ранее занимаемого им и членами его семьи жилого помещения.
Исходя из письма, направленного в адрес административного истца начальником отдела Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации 7 апреля 2016 года, размер жилищной субсидии, подлежащей выплате административному истцу, составляет <данные изъяты> рубля. Согласно личной карточке очередника размер жилищной субсидии, подлежащей выплате административному истцу, составляет <данные изъяты> рубля.
С учетом изложенного, в судебном заседании не установлено бездействие административного ответчика в части уклонения действий по перечислению на счет Богданова С.Е. в банке субсидии для приобретения или строительства жилого помещения в период с 28 марта 2016 года, а также отсутствуют основания для обязания совершить действия по перечислению субсидии. Административным ответчиком – Министерством обороны Российской Федерации – соответствующее право административного истца не нарушается и не оспаривается. Вопрос о размере жилищной субсидии, подлежащей выплате административному истцу, предметом настоящего спора не является и, согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 6 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», не могут быть рассмотрены в порядке административного судопроизводства.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из положений статей 218, 226, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий – это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В рассматриваемом случае такой совокупности условий для удовлетворения требований Богданова С.Е. не установлено.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 177 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 22 ░░░ 2018 ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – 22 ░░░░ 2018 ░░░░