Дело № 5-584/18
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
« 29 » ноября 2018г. г. Самара
Мировой судья судебного участка № 16 Кировского судебного района г. Самары Самарской области Якишина Ж.Ю., по адресу: 443051, г. Самара, ул. Путейская, 29, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.12 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ДПК «Победа Октября», юридический адрес: 443031 г. Самара, поляна им. Фрунзе, Студеный овраг, 2 линия, ОГРН 1026300770517, <ИНОЕ>,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении № 808 от 30.10.2018г. юридическое лицо ДПК «Победа Октября» не выполнило в установленный срок предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара от 31.05.2018г., а именно: п. № 1. Действия ДПК «Победа Октября» квалифицированы по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ.
Представитель ДПК «Победа Октября» Дубинина Ю.В. в судебном заседании вину юридического лица, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ не признала, предоставила в суд письменные возражения, согласно которым просила суд производство по делу прекратить, поскольку объективная сторона состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок исключительно законного предписания об устранении нарушений законодательства, выданного органом, осуществляющим государственный пожарный надзор. В данном случае предписание от 31 мая 2018 г. N 390/1/1 не обладает признаками законности и исполнимости, поскольку само предписание не содержит требования, указания на конкретные действия юридического лица, в связи с чем, отсутствует реальная возможность его исполнения. В указанном предписании ДПК «Победа Октября», как на нарушение, было указано на обеспечение проезда в границах улиц Студеный овраг, 7-я линия/5-я линия около 17 участка, и, соответственно, на нарушение п. 75 Правил противопожарного режима в РФ. Пункт 75 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 предусматривает, что «руководитель организации обеспечивает исправное содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам». Дачный потребительский кооператив «Победа Октября» осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом № 66-ФЗ от 15.04.1998 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и был образован путем реорганизации Дачно-строительного кооператива «Победа Октября», зарегистрированного решением исполкома Куйбышевского Городского Совета депутатов трудящихся № 607 от 05.06.1952г. Дачный потребительский кооператив «Победа Октября» является правопреемником Дачно-строительного кооператива «Победа Октября», существующего с 1936 года и в 2016 году отметил свой 80-летний юбилей. Дачному потребительскому кооперативу «Победа Октября», на основании государственного акта на право пользования землей № 3948 от 15.01.1985г. в постоянное (бессрочное) пользование был предоставлен фактически занимаемый земельный участок площадью 52 га по адресу: г. Самара, Кировский район, Студеный овраг. С советских времен члены Кооператива в соответствии с действующим законодательством пользовались дачными участками по адресу: г. Самара, Кировский район, Студеный овраг, занимались садоводством и огородничеством, выращивали на своих дачных участках овощи и фрукты. Таким образом, застройка на указанной территории складывалась с 30-х гг. 11.04.2017 г. Администрацией городского округа г.о. Самара была согласована план-схема территории ДПК «Победа Октября», расположенной по адресу: Самарская область, г.Самара, Кировский район, поляна им. Фрунзе, Студеный Овраг, площадью 575 068 кв.м. Графическим способом на копию указанной план-схемы нанесена сложившаяся схема проездов территории «Победа Октября». Кроме того 27.11.2017г. между ДПК «Победа Октября» и ООО «Тихий город» заключен договор, предметом которого является своевременная очистка дорог ДПК «Победа Октября» в пределах согласованной Администрацией городского округа Самара - схемы от снега. Обязательства по очистке снега спецтехникой выполняются по данному договору надлежащим образом, что подтверждается актами выполненных работ. Таким образом, правлением кооператива обеспечено надлежащее содержание дорог, подъездов к зданиям, строениям и сооружениям. Относительно обеспечения проезда а по 7/5 линии пояснила, что подъезд к участку № 17 по 5 линии осуществляется через 4/6 линию с выездом на дорогу 5 линии по границе ДПК «Победа Октября». Также пояснила, что участок в границах улиц Студеный овраг, 5 линия/7 линия, около участка № 17 не имеет статуса проезда. В Кооперативе имеются иные, помимо указанной в предписании тропинки, подъездные пути к земельным участкам Кооператива, расположенным на 5 линии кооператива. Такими подъездными путями пользуются собственники земельных участков, расположенных на 5 линии, а кроме того, такие подъездные пути обеспечивают подъезд техники к земельным участкам, расположенным на 5 линии. Так, 02.01.2016г. при тушении пожара на участке № 14 на 5 линии Кооператива органами МЧС осуществлялось тушение пожара с привлечением спецтехники и проблем с тушением пожара не возникало. Кроме того указала, что дорога по 7 линии завершается тупиком, переходящим в пешеходную тропинку около участка № 33, на которой произрастают вековые дубы без признаков ветхости или аварийности, представляющие собой особо охраняемый древостой. Специалистами Администрации Кировского внутригородского района г.о. Самара по обращению ДПК «Победа Октября» проведено обследование зеленых насаждений, произрастающих в границах улиц Студеный овраг, 7линия/5 линия около участка № 17. В ходе обследования аварийных и больных деревьев специалистами обнаружено не было, что подтверждается ответом Администрации Кировского внутригородского района г.о. Самара. Таким образом, все деревья, произрастающие в указанном месте являются живыми, находятся в хорошем состоянии. П. 14 Постановления Главы городского округа Самара от 10.06.2008 N 404 «Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа ара и территорий внутригородских районов городского округа Самара» предусматривает 6 правовых оснований, при которых снос зеленых насаждений является правомерным. Данный перечень является исчерпывающим, закрытым и расширительному толкованию не подлежит. При этом в целях данного постановления под сносом понимается уничтожение, повреждение или выкапывание зеленых насаждений, которое повлекло прекращение их роста, гибель или утрату. Таким образом, полагает, что вырубка 12-ти здоровых дубов, произрастающих в границах улиц Студеный овраг, 7-я/5-я линия около участка № 17, будет квалифицироваться по ч.3 ст. 260 УК РФ. Также представитель указала на то, что участок, о котором идет речь в предписании прилегает к резервуару - емкости ДПК «Победа Октября», предназначенной для накопления и раздачи летней поливной воды. Согласно заключению строительной лаборатории и лаборатории неразрушающего контроля «Строй Эксперт» установлено, что резервуар для накопления и раздачи летней поливной имеет трещины глубиной до 10 мм, образовавшиеся в результате длительной эксплуатации данного резервуара, в связи с чем, не рекомендуется прохождение мобильного автотранспорта в непосредственной близости от резервуара, так как вибрационные нагрузки будут способствовать увеличению раскрытия имеющихся трещин и рушению стенок резервуара. Указанный резервуар является в Кооперативе единственным, и в летнее время снабжает поливной водой весь кооператив, его разрушение приведет к невозможности обеспечения поливной водой 500 садовых участков кооператива. Кроме того, в границах улиц, о которых идет речь в предписании, находится стойки воздушного газопровода, принадлежащего СВГК, который располагается на основании проекта, согласованного со всеми специализированными службами. Расстояние между двумя стойками данного воздушного провода составляет примерно 3 м 30 см, таким образом, вся площадь находится в охранной газопровода. Проезд машин повлечет за собой взрывоопасную ситуацию. Ссылаясь на вышеизложенное, просила производство по делу прекратить на основании п.2 ст. 24.5 КоАП РФ.
Допрошенный в судебном заседании старший отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о. Самара УНД и ПР Главного управления МЧС России по Самарской области <ФИО1> суду пояснил, что в ходе проверки ДПК «Победа Октября» инспектором по пожарному надзору 31.05.2018г. было выявлено нарушение правил противопожарного режима в Российской Федерации, а именно пункта № 75, согласно которому руководитель организации обязан обеспечить исправное содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям. В связи с чем, ДПК «Победа Октября» было выдано предписание, в котором указывалось на нарушение указанного пункта правил, поскольку кооперативом не обеспечен проезд в границах ул. Студеный овраг, 7-я линия/5-я линия, около участка № 17. 29.10.2018г. при проведении проверки исполнения указанного выше предписания, им было установлено, что предписание не исполнено, в связи с чем, в отношении ДПК «Победа Октября» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.12 ст. 19.5 КоАП РФ.
Заслушав представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ административная ответственность наступает в случае невыполнения в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со ст.24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами по делам об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин, условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии отсутствия состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Из материалов дела видно, что 31.05.2018г. ГУ МЧС России по Самарской области УНД ОНД г.о. Самара УНД по Самарской области вынесено предписание № 390/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, согласно которому ДПК «Победа Октября» не обеспечен проезд в границах улиц Студеный овраг, 7-я линия/5-я линия около участка № 17, что является нарушением п. 75 Правил противопожарного режима в РФ, Утвержденных Постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012г. Согласно данному предписанию указанное нарушение законодательства необходимо устранить до 01.09.2018г.
Также из материалов дела видно, что 07.06.2018г. в ходе проведения проверки обеспечения проезда в границах улиц Студеный овраг, 7-я линия/5-я линия около участка № 17 старшим инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о. Самара управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области <ФИО2> вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Несмотря на это, на основании распоряжения № 791 от 03.10.2018г. органа государственного контроля, органа муниципального контроля о проведении внеплановой проверки юридического лица ДПК «Победа Октября» 29.10.2018г. была проведена проверка, в ходе которой выявлено нарушение: «Не обеспечен проезд в границах улиц Студеный овраг, 7-я линия/5-я линия около участка № 17», о чем составлен акт проверки № 791.
По результатам выявленного нарушения 30.12.2018г. составлен протокол № 808 об административном правонарушении, предусмотренном ч.12 ст. 19.5 КоАП РФ.
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Президиума ВАС РФ от 09.07.2013г. № 2423/13 поделу А53-19629/2012, что из нормы ст. ст. 19.5 КоАП РФ следует прямое указание на то, что предписание административного органа должно отвечать условию законности. Следовательно, существенным обстоятельством, подлежащим выяснению при рассмотрении дела об оспаривании постановления об административном правонарушении, является установление законности предписания, неисполнение которого вменялось обществу. Таким образом, от установления данного обстоятельства зависит разрешение вопроса о наличии либо отсутствии события административного правонарушения.
Исполнимость предписания является другим важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Таким образом, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в описании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Вместе с тем, предписание № 390/1/1 от 31.05.2018г. содержит лишь указание на нарушении требований п. 75 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 390 от25.04.2012г., поскольку ДПК «Победа Октября» не обеспечен проезд в границах улиц Студеный овраг, 7-я линия/5-я линия около участка № 17, при этом не содержит конкретных указаний относительно конкретных действий, которые необходимо совершить кооперативу для устранения выявленных нарушений.
Кроме того, в судебном заседании установлено, и подтверждается представленной план схемой территории ДПК «Победа Октября», согласованной главой г.о. Самара, что на территории кооператива имеется проезд к указанному в предписании участку местности.
Кроме того, как установлено в судебном заседании, и подтверждается фотоматериалом, на указанном в предписании участке местности имеются зеленые насаждения, которые не обладают признаками ветхости, о чем имеется заключение администрации Кировского района г.о. Самара, а снос данных насаждений четко регламентирован законодательством.
При наличии изложенных обстоятельств, учитывая, что предписание не содержит указаний на необходимость совершения конкретных действий, направленных на устранение нарушений, что ведет к его неисполнимости для юридического лица, в связи с чем, в действиях ДПК «Победа Октября» отсутствует необходимый элемент состава административного правонарушения, а именно вина.
При наличии изложенных обстоятельств, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.24.5, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Дачного потребительского кооператива «Победа Октября»по ч.12 ст. 19.5 КоАП РФ, прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Кировский районный суд г.Самары в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мотивированное постановление изготовлено 30.11.2018г.
Мировой судья Ж.Ю. Якишина