Решение по делу № 5-773/2018 от 13.12.2018

        Дело № 5-773/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

14 декабря 2018 года                                                                                                            с. Белозерское<АДРЕС>

            Мировой судья судебного участка № 2 Белозерского судебного района Курганской области Самаева Алья Анатольевна (Курганская область, Белозерский район, с. Белозерское, ул. Советская, 38), рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, направленное врио начальника Кетовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области Соколовым А.Н., в отношении юридического лица:

           

Администрации Першинского сельсовета Белозерского района Курганской области, зарегистрированного по адресу: Курганская область, Белозерский район, с. Першино, ул. Колхозная, д. 8, ИНН 4504004410, дата государственной регистрации 29.12.2002, ОГРН 1024501416510, сведений о привлечении к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений не имеется,

УСТАНОВИЛ:

Согласно протоколу об административном правонарушении от 15.11.2018 юридическое лицо Администрация Першинского сельсовета Белозерского района Курганской области, зарегистрированное по адресу: Курганская область, Белозерский район, с. Першино, ул. Колхозная, д. 8, в установленный срок до 15.09.2018 не исполнило законное предписание начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Кетовском, Белозерском районах № 15-1/8 от 13.04.2018 об устранении выявленных нарушений санитарных правил, а именно юридическое лицо не устранило следующие нарушения:

            - п. 1.1. на земельном участке, площадью 5 000 кв.м с кадастровым номером 45:02:01:0903:867 по адресу: Курганская область, Белозерский район, в 1 150 км на юго-восток с. Першино не ликвидировало свалку твердых бытовых отходов не внесенную в государственный реестр объектов размещения отходов;

- п. 1.2. не определена схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Першинского сельсовета;

- п. 1.3. площадка под размещение отходов не обеспечена искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.), не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.), по периметру площадки не предусмотрена обваловка и обособленную сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями;

- п. 1.4. на территории земельного участка для размещения твердых бытовых отходов не проводится мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, что является нарушением ст. 11, 21, 22, 29, 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п.п. 2, 6, 7 ст. 12, ст. 13. п.п. 1, 3, 4 ст. 13.4. Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходахпроизводства и потребления»; п.п. 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обеззараживанию отходов производства и потребления».

В ходе рассмотрения дела законный представитель юридического лица Сахаров Н.В. с протоколом об административном правонарушении согласился, вину в совершении данного административного правонарушения признал частично. При этом пояснил, что предписание не исполнено, ввиду отсутствия денежных средств. Действительно на указанном земельном участке имеется свалка ТБО, расположенная на земельном участке категории земель - для размещения ТБО, право собственности на который, зарегистрировано 25.02.2016 за Администрацией Першинского сельсовета. Зарегистрировать указанную свалку и исполнить указанные пункты предписания невозможно ввиду отсутствия денежных средств в бюджете муниципального образования.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 25.02.2016 земельный участок площадью 5 000 кв.м, принадлежащий на праве собственности Администрации Першинского сельсовета отнесен к категории специального назначения - для размещения свалки ТБО.

Как следует из материалов дела, 13.04.2018 Администрации Першинского сельсовета выдано предписание № 15-1/8 о необходимости в срок до 15.09.2018 принять меры по устранению нарушений ст. 11, 21, 22, 29, 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п.п. 2, 6, 7 ст. 12, ст. 13. п.п. 1, 3, 4 ст. 13.4. Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; п.п. 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обеззараживанию отходов производства и потребления» и: на земельном участке, площадью 5 000 кв.м. с кадастровым номером 45:02:01:0903:867 по адресу: Курганская область, Белозерский район, в 1 150 км на юго-восток с. Першино ликвидировать свалку твердых бытовых отходов не внесенную в государственный реестр объектов размещения отходов; определить схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Першинского сельсовета; площадку под размещение отходов обеспечить искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.), защитить от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.), по периметру площадки предусмотреть обваловку и обособленную сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; на территории земельного участка для размещения твердых бытовых отходов проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды.

Учитывая диспозицию ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ является законность предписания, выданного органом государственного надзора (контроля).

Законность заключается в том, что как государственный орган, так и должностное лицо, действующее от его имени, выдавшие предписание об устранении нарушений законодательства должны обладать компетенцией на проведение надзорных мероприятий. Помимо этого, законность предписания означает, что оно выдано в установленном законом порядке, без нарушений прав проверяемых субъектов.

Государственный надзор на территории Белозерского района Курганской области в сфере соблюдения законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей осуществляет Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Кетовском, Белозерском районах (п. 9.1 положения о Территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Кетовском, Белозерском районах, утвержденный приказом № 71 от 25.04.2007).

К должностным лицам, уполномоченным осуществлять государственный надзор и контроль в названной сфере образования, в частности, относятся специалисты-эксперты.

Согласно п. 1 ст. 44, п. 1 ст. 49 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя: контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор; меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших. Должностными лицами, уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, являются главные государственные санитарные врачи и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Предъявляемые территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Кетовском, Белозерском районах требования указанные в предписании от 06.03.2018 основаны на положениях Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обеззараживанию отходов производства и потребления».

Вместе с тем предписание № 15-1/8 от 13.04.2018, вынесенное Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Кетовском, Белозерском районах, в компетенцию которого входит осуществление государственного надзора (контроля) в данной сфере, нельзя признать законным по следующим основаниям.

Требования к предписаниям органов государственного и (или) муниципального контроля изложены в статье 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

По смыслу названной нормы, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.

При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение по своему правовому содержанию должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

Предписание, выданное 13.04.2018 Администрации Першинского сельсовета, указанным требованиям не отвечает.

Так, предписание содержит одновременное указание на необходимость ликвидации свалки твердых бытовых отходов, не внесенной в государственный реестр объектов размещения отходов, расположенной на земельном участке, площадью 5 000 кв.м с кадастровым номером 45:02:01:0903:867 по адресу: Курганская область, Белозерский район, в 1 150 км на юго-восток с. Першино, и проведения мероприятий по обеспечению ее искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.), по защите от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.).

Кроме того, указанное предписание выдано на основании акта проверки № 15-1/11 от 13.04.2018, в котором констатировано нарушение Администрацией Першинского сельсовета части 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которой органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Однако часть 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», нарушение которой констатировано в акте проверки № 15-1/11 от 13.04.2018, вступает в силу только с 1 января 2019 г.

В силу ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При указанных обстоятельствах вышеуказанное предписание от 13.04.2018 нельзя признать законным. Что исключает наличие в действиях Администрация Першинского сельсовета состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

С учетом вышеизложенного, производство по делу об административном правонарушении в отношении Администрации Першинского сельсовета в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению ввиду отсутствия состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь, п. 2 ч. 1 ст. 24.5, 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья

ПОСТАНОВИЛ:

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Администрации Першинского сельсовета Белозерского района Курганской области ввиду отсутствия в ее действиях состава административного правонарушения.

            Копию постановления вручить законному представителю юридического лица Администрации Першинского сельсовета Белозерского района Курганской области и направить в территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Кетовском, Белозерском районах.

            Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения копии постановления в Белозерский районный суд Курганской области путем подачи жалобы через мирового судью.  

Мировой судья                                                                                                                        А.А. Самаева