№ 5-24/2017П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
р.п. Карсун 22 февраля 2017 года
Мировой судья судебного участка № 1 Карсунского судебного района Ульяновской области Лобина Н.В., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении
Общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» <ОБЕЗЛИЧЕНО>
в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
Согласно протоколу об административном правонарушении от 31 января 2017 года № 11 ООО «Водоканал» р.п. Карсун, расположенное по адресу: Ульяновская область, р.п. Карсун, ул. Гусева, д. 69, не выполнило в срок до 15 января 2017 года предписание Управления Росприроднадзора по Ульяновской области об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушении природоохранных требований от 24 февраля 2016 года № 13, а именно: не представило отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2016 год в Управление Росприроднадзора по Ульяновской области.
Законный представитель ООО «Водоканал» - руководитель ликвидационной комиссии Юдин Н.В.1 в судебном заседании вину в совершении правонарушения признал частично, суду пояснил, что ООО «Водоканал» находится в стадии ликвидации, хозяйственную деятельность не осуществляет с 2015 года, производственных объектов, зданий, работников не имеет. Отчет, указанный в предписании, за 2016 год не был сдан, поскольку не указана его форма, остальные отчеты они сдавали. Ранее вынесенными судебными постановлениями ООО «Водоканал» было освобождено от ответственности за неисполнение предписаний Росприроднадзора.
Выслушав законного представителя юридического лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Часть 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Судом установлено, что на основании приказа о проведении выездной внеплановой проверки юридического лица от 12.02.2016 № 140 должностными лицами Управления Росприроднадзора по Ульяновской области была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «Водоканал» р.п. Карсун.
По результатам проверки 24.02.2016 выявлены факты неисполнения ранее выданных предписаний об устранении нарушений природоохранных требований, составлен акт № 56, и в адрес ООО «Водоканал» р.п. Карсун внесено предписание от 24.02.2016 № 13 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований со сроком исполнения до 15 января 2017 года, согласно которому к указанному сроку ООО «Водоканал» необходимо было организовать и обеспечить своевременное представление отчета об образовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов за 2016 год в орган исполнительной власти субъекта РФ в области обращения с отходами в соответствии с п. 8 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Из акта также следует, что основанием для внесения предписания № 13 явилось неисполнение предписания от 27.08.2015 № 181, которым общество обязывалось организовать и обеспечить своевременное представление отчета об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов ООО «Водоканал» в срок до 15.01.2016.
31 января 2017 года на основании приказа о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица от 19.01.2017 № 54 Управлением Росприроднадзора по Ульяновской области проведена проверка, выявлено невыполнение ООО «Водоканал» р.п. Карсун указанного предписания № 13 в установленный срок, и составлен акт № 22 и протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Вместе с тем, анализируя представленные доказательства, суд не может признать законным и обоснованным предписание Управления Росприроднадзора по Ульяновской области № 13 от 24 февраля 2016 годапо следующим основаниям.
Согласно п. 8 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и настоящим Федеральным законом. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с «Порядком представления отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов», утвержденным Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30, указанный Порядок предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы и которые в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и для территориальных органов Росприроднадзора. Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом на основе данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, а также размещенных отходов.
В силу ст. ст. 65, 66 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды» под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности. Государственный экологический надзор включает в себя государственный надзор в области обращения с отходами. Должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Из содержания предписания № 13, акта проверки № 22 следует, что проверка ООО «Водоканал» р.п. Карсун проводилась в рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», определяющего порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В соответствии со ст. 13 вышеназванного закона № 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Таким образом, по смыслу Закона, предписание выдается в случае выявления в ходе проверки нарушений, установленных нормативно-правовыми актами. Законность предписания предполагает не только законность требований, но и соблюдение порядка его вынесения, правил проведения проверки.
Согласно предписанию № 13 ООО «Водоканал» р.п. Карсун надлежало обеспечить представление отчета об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов за 2016 год в Управление Росприроднадзора по Ульяновской области. Однако данная обязанность предусмотрена ст. 18 Федерального Закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ, срок ее исполнения (представления отчета за 2016 год) на момент внесения предписания еще не наступил, следовательно, требования нормативного правового акта Обществом нарушены не были, и законных оснований у контролирующего органа для вынесения предписания не имелось.
Более того, предписание от 27.08.2015 № 181, которым общество обязывалось организовать и обеспечить своевременное представление отчета об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов в срок до 15.01.2016, и невыполнение которого, как следует из акта № 56, явилось основанием для внесения предписания № 13 от 24.02.2016, постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Карсунского судебного района Ульяновской области от 14.03.2016 было признано незаконным.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что в деянии ООО «Водоканал» р.п. Карсун отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Поскольку постановлением и.п. мирового судьи судебного участка № 1 Карсунского судебного района Ульяновской области от 7 июня 2016 года установлено, что ООО «Водоканал» прекратило финансово-хозяйственную деятельность в 2015 году, а обязанность по представлению отчета об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов в силу п. 8 ст. 18 Федерального закона РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998 имеется лишь у субъектов малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, а также учитывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие отнесение ООО «Водоканал» р.п. Карсун к указанным группам субъектов предпринимательской деятельности, оснований для переквалификации деяния ООО «Водоканал» на ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях суд не находит.
В силу ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Руководствуясь п. 2 ч.1 ст. 24.5, ст. 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
п о с т а н о в и л:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» р.п. Карсун прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Карсунский районный суд Ульяновской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья Н.В. Лобина