Дело № 5-514/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
25 ноября 2021 года г. Находка Приморского края
Мировой судья судебного участка № 103 судебного района г. Находка Приморского края В.Н. Митина, рассмотрев в помещении судебного участка № 103 г. Находка, расположенного по адресу: г. Находка, ул. Малиновского, д. 1М, в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, в отношении директора АО «Порт Восточные ворота-Приморский завод» Ширяева Игоря Вячеславовича, <ОБЕЗЛИЧЕНО>,
установил:
Согласно постановлению заместителя начальника транспортного прокурора г. Находка Приморского края от 29.03.2021 г., в ходе проведенной проверки установлено, что Ширяев И.В., являясь директором АО «Порт Восточные ворота-Приморский завод», не обеспечил исполнение установленных Техническим регламентом обязательных для соблюдения требований безопасности объектов морского транспорта, направленных на достижение целей.
Действия Ширяева И.В. квалифицированы по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Ширяев И.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Защитник Ширяева И.В. Е.Н. Соколова до начала судебного заседания заявила ходатайство об отложении дела слушанием, в связи с подачей кассационной жалобы на постановление арбитражного суда Приморского края и Постановления Пятого апелляционного арбитражного суда жалобы на по аналогичному делу в отношении юридического лица и принятием ее к производству.
Старший помощник Находкинского транспортного прокурора Приморского края Романова О.Ю. возражала против отложения рассмотрения дела об административном правонарушении, считала возможным принять решение по имеющимся в деле документам.
Мировой судья, заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении до рассмотрения кассационной жалобы арбитражным судом Дальневосточного округа в отношении юридического лица АО «Порт Восточные ворота-Приморский завод» по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, отказал, так как решение арбитражного суда Приморского края от 23.09.2021г. о признании АО «Порт Восточные ворота-Приморский завод» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ постановлением пятого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2021г. оставлено без изменения и вступило в законную силу.
В судебном заседании старший помощник Находкинского транспортного прокурора Приморского края Романова О.Ю. доводы, изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении поддержала в полном объеме, настаивала на привлечении должностного лица - Ширяева И.В. к административной ответственности.
Защитник Ширяева И.В. Е.Н. Соколова по доверенности вину Ширяева И.В. во вменяемом административном правонарушении не признала, считала, что невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ. Общество постановлением ТМУ Росприроднадзора №06-457/2019 от 18.09.2019 было привлечено к ответственности за нарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ за осуществление хозяйственной деятельности в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы. Постановление по делу об административном правонарушении от 18.09.2019 вступило в силу 28.01.2020. Наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, исполнено 05.03.2020. Предписанием Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора №15-111-КНД/2020 от 27.02.2020 на АО «Порт Восточные ворота - Приморский завод» возложена обязанность получить положительное заключение Государственной экологической экспертизы на осуществление деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации в срок до 11.02.2021г. В период с 15.02.2021 по 26.02.2021 Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора проведена проверка исполнения предписания (Акт проверки №141-КНД от 26.02.2021), по результатам которой вновь выдано предписание №15-141-КНД/2021 от 26.02.2021 и на АО «Порт Восточные ворота -Приморский завод» возложена обязанность получить положительное заключение Государственной экологической экспертизы на осуществление деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации в срок до 02.08.2021. Также Ширяев И.В. постановлением мирового судьи судебного участка №103 от 03.06.2021 (дело №5-361/2021) привлечено к ответственности за нарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ (неисполнение предписания №15-111-КНД/2020 от 27.02.2020) в виде штрафа в размере 1000 рублей. Штраф уплачен 21.04.2021г. При указанных обстоятельствах, защитник полагала, что квалификация правонарушения по статье 14.43 КоАП РФ является неверной, поскольку осуществление деятельности в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы следует квалифицировать по статье 8.4 КоАП РФ. Состав правонарушения по части 1 статьи 8.4 КоАП РФ является специальным составом, по отношению к составу, предусмотренному статьей 14.43 КоАП РФ, которое вменено Ширяеву И.В. Ссылаясь на пункт 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ указывала на то, что названные обстоятельства являются основанием для прекращения производства по делу. Кроме того, полагала, что в соответствии с пунктом 8.3.4.3 НТД В-2 Технологии орошения «Для предотвращения пыли» ИТС 46- 2019 на момент проверки общество осуществляло орошение угольной площадки пушками пылеподавления (в количестве 8 штук). Ни статьей 8.3.3 НТД В-2 Технологии орошения «Для предотвращения пыли» И1С 46-2019, ни пунктом 178 (1) Технического регламента, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 № 620, не регулируется процесс и технология погрузочно-разгрузочной деятельности, периодичность уборки причалов, подкрановых путей и технологических проездов угольных складов в процессе осуществления погрузки на судно. При этом, в день проведения проверки у причала был пришвартован т/х Bawind Fortune Panama, на момент проведения проверки погрузка на судно была приостановлена в связи с неблагоприятными погодными условиями. Работы по погрузке были завершены после прекращения штормового ветра. Достаточность установленных на производственной территории склада угля пушек пылеподавления доказана проводимыми на постоянной основе лабораторными исследованиями качества атмосферного воздуха. При этом соответствующие протоколы лабораторных исследований атмосферного воздуха неоднократно предоставлялись в Находкинскую транспортную прокуратуру и были представлены при проведении проверки. На этом основании считала, что факт наличия события вменяемого Ширяеву И.В. административного правонарушения не доказан, ввиду чего, состав административного правонарушения отсутствует, дело подлежит прекращению.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, мировой судья приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
Субъектом рассматриваемого правонарушения являются изготовитель, исполнитель, продавец товара.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов и обязательных требований к продукции.
Объективная сторона административного правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований к продукции либо связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации или выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Примечанием к данной статье установлено, что под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон о техническом регулировании). В силу статьи 2 Закона о техническом регулировании технический регламент - это документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о техническом регулировании технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
В силу части 1 статьи 46 Закона о техническом регулировании со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан.
В статье 16 Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 261-ФЗ) предусмотрено, что наряду с выполнением требований, установленных частью 2 статьи 15 данного Федерального закона, операторы морских терминалов и иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта обязаны осуществлять эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта в соответствии с требованиями обеспечения промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности и требованиями технических регламентов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 620 утвержден Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта (далее - Технический регламент), который устанавливает обязательные для соблюдения минимальные требования безопасности объектов морского транспорта, направленные на достижение целей, предусмотренных названным техническим регламентом.
К объектам данного технического регулирования относятся, в том числе, объекты инфраструктуры морского транспорта. В силу пункта 1 статьи 4 Закона № 261-ФЗ объекты инфраструктуры морского порта - здания, сооружения, суда, устройства и оборудование, расположенные на территории морского порта и используемые для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг. Перечень объектов инфраструктуры морских портов утвержден приказом Минтранса России от 07.11.2017 № 475.
Согласно пункту 6 Перечня к объектам инфраструктуры морского порта, в том числе, отнесены крытые, открытые склады и складские площадки, перегрузочное оборудование, административные и вспомогательные здания.
Подпункт «в» пункта 5 Технического регламента к объектам инфраструктуры морского транспорта относит также причалы и рейдовые перегрузочные комплексы.
Согласно пункту 12 Технического регламента объекты морского транспорта и объекты инфраструктуры морского транспорта должны удовлетворять требованиям безопасности в течение всего периода их эксплуатации при условии выполнения приобретателем этих объектов требований, установленных технической документацией.
Пунктом 178 (1) Технического регламента установлено, что объекты инфраструктуры морского транспорта, используемые для перевалки угля, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, законодательством Российской Федерации об охране атмосферного воздуха и настоящим техническим регламентом, а также технологиям, техническим способам и методам, предусмотренным информационно техническим справочником по наилучшим доступным технологиям, направленным на сокращение выбросов загрязняющих веществ при перевалке угля, в части подходов и методов, применяемых при оснащении и эксплуатации объектов инфраструктуры морского транспорта, используемых для перевалки угля. Применение конкретных технологий, направленных на выполнение требований для функционирующих объектов инфраструктуры морского транспорта, которые используются для перевалки угля, предусматривается документацией, обосновывающей деятельность по перевалке угля в морском порту, на которую получено положительное заключение государственной экологической экспертизы. Технологии, технические способы и методы, применяемые при оснащении и эксплуатации объектов инфраструктуры морского транспорта, определяются исходя из расположения объекта инфраструктуры морского транспорта, используемого для перевалки угля, вблизи населенного пункта или земельных участков особо охраняемых территорий и объектов, грузооборота терминала, площади его территории и складов, а также используемого при перевалке угля оборудования и применяемых мер пылеподавления. Обязанность применения наилучших доступных технологий, малоотходных и безотходных технологий в целях предотвращения или минимизации негативного воздействия на окружающую среду вытекает из положений статьи 28.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Порядок определения технологии в качестве наилучшей доступной, а также разработки, актуализации и опубликования информационно технических справочников по наилучшим доступным технологиям устанавливается Правительством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что АО «Порт Восточные ворота-Приморский завод», осуществляет перевалку каменного угля в морском порту Находка с железнодорожного транспорта на морской на причалах № 50 и № 51.
В период проведения 16.02.2021г. Находкинской транспортной прокуратурой проверки осуществлялась разгрузка (зачистка) вагонов, имелось пыление при проведении работ, в то время, как согласно пояснениям защитника, в связи с сильным ветром работы по погрузке на судно были приостановлены, акватория в районе портовых гидротехнических сооружений сильно загрязнена просыпями угля, которые находятся на отбойных сооружениях, колесоотбойном брусе, причалах №№ 50,51.
Таким образом, собранными по делу об административном правонарушении доказательствами подтверждены изложенные в протоколе об административном правонарушении факты нарушений обязательных требований технических регламентов на момент проверки, квалифицируемые в соответствии с частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, а также состав данного правонарушения в действиях должностного лица - директора АО «Порт Восточные Ворота - Приморский завод» Ширяева И.В.
В силу абзаца 1 статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
На должность директора АО «Порт Восточные Ворота - Приморский завод» Ширяев И.В. назначен на основании приказа № 116 от 30.11.2020г., то есть должностным лицом, наделенным в установленном законом порядке распорядительными полномочиями и выполняющим организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции.
При решении вопроса о мере наказания Ширяеву И.В. мировой судья учитывает характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, материальное положение, личность нарушителя, с учетом отсутствия обстоятельств отягчающих административную ответственность лица, в отношении которого ведется производство по делу. С целью исправления и предупреждения новых правонарушений, суд считает возможным его исправление без применения строгих мер наказания и назначает наказание с учетом его имущественного положения в виде административного штрафа менее минимального размера административного штрафа, установленном ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 3.5, ч. 1 ст. 14.43 , п. 1 ч. 1 ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
директора АО «Порт Восточные ворота-Приморский завод» Ширяева Игоря Вячеславовича признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, и подвергнуть наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Сумму административного штрафа надлежит оплатить в течение шестидесяти дней с момента вступления настоящего постановления в законную силу на следующие реквизиты: БИК ТОФК 010507002, л/счет 04202200080, единый казначейский счет: 40102810545370000012, казначейский счет № 03100643000000012000; Наименование банка: Дальневосточное ГУ Банка России //УФК по Приморскому краю, г. Владивосток, ОКТМО 05714000; Получатель: ИНН 2540188015, КПП 254001001, ОГРН 1122540012154, КБК 78511601143019000140.
Постановление может быть обжаловано в Находкинский городской суд через мирового судью судебного участка № 103 г. Находка Приморского края, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья В.Н. Митина