Дело № 2-4071/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июня 2016 года г.Владивосток
Ленинский районный суд города Владивостока Приморского края в составе:председательствующего Е.А. Медведевой
при секретаре ФИО2,
с участием прокурора ФИО3,
истца ФИО1,
представителей истца ФИО4, ФИО5,
представителя ответчика ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пристягина ФИО10 к ОАО Холдинговая компания «Дальморепродукт» о взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с данным иском, в обоснование требований указав, что в период с 22.09.2011 по 27.11.2014 состоял в трудовых отношениях с ОАО ХК «Дальморепродукт» в должности матроса-плотника.
15.04.2014, находясь в промысловом рейсе на принадлежащем ответчику судне КРКПБ «Петр Житников», получил травму - травматическая ампутация правого плеча на уровне средней трети, инфицированная ампутационная культя правого плеча.
В соответствии с актом о несчастном случае на производстве от 27 мая 2014 года № 4 причинами, вызвавшими несчастный случай названы: неудовлетворительная организация производства работ, нарушены Правила техники безопасности.
В качестве лиц допустивших нарушение указаны: ФИО7 -капитан-директор КРКПБ «Петр Житников», ФИО8 - 2 помощниккапитана КРКПБ «Петр Житников», работодатель - ОАО ХК «Дальморепродукт».
При этом факта грубой неосторожности в его действиях не установлено. В настоящее время, в связи с производственной травмой, после освидетельствования, ему установлена утрата трудоспособности 60%, что подтверждается выпиской из акта № 641.20.25/2015 освидетельствования в Федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы от 31.08.2015 и инвалидность третьей группы на основании справки МСЭ-2013№ 3072923 от 31.08.2015.
27.11.2014 приказом руководителя ОАО ХК «Дальморепродукт» № 713 он был уволен с занимаемой должности по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) по собственному желанию.
В результате перенесенной операции он не может полноценно использовать возможности своих рук, длительное время находится в стрессовом состоянии, наблюдается ухудшению общего самочувствия, в связи с чем просит взыскать с ответчика, который эксплуатировал источник повышенной опасности – судно, где произошел несчастный случай, компенсацию морального вреда - <данные изъяты>
В судебном заседании истец и его представители поддержали исковые требования в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснили, что полученная травма препятствует истцу в трудоустройстве, поскольку с одной рукой его никуда не берут на работу. Кроме того, он длительное время проходит курс лечения, появились сопутствующие заболевания. Все это вызывает у истца физические и нравственные страдания. Его доход составляют выплаты за потерю трудоспособности, единовременное пособие и выплаты по листкам нетрудоспособности.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала относительно заявленных требований в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в письменном отзыве. Полагала, что стороной истца не представлено достаточных доказательств, подтверждающих стрессовое состояние. Вместе с тем, учитывая обязанность работодателя компенсировать причиненный вред, просила суд учесть принципы разумности и справедливости при определении размера компенсации. С учетом тяжелого финансового положения ОАО ХК «Дальморепродукт».
Выслушав доводы представителей сторон, пояснения истца, заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования истца подлежат удовлетворению в части, исследовав материалы гражданского дела, оценив доказательства в их совокупности по правилам, предусмотренным ст. 67 ГПК РФ, суд считает, что исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению в части, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
В п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» разъяснено, что поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.
В ходе судебного заседания установлено, что в период с 22.09.2011 по 27.11.2014 ФИО1 состоял в трудовых отношениях с ОАО ХК «Дальморепродукт» в должности матроса-плотника, что подтверждается копией трудового договора от 22.09.2011, копией трудовой книжки.
Как следует из акта о несчастном случае на производстве № 4 от 27.05.2014 15 апреля 2014 года, на принадлежащем ОАО ХК «Дальморепродукт» судне КРКПБ «Петр Житников», которое находилось на промысле сырца-рыбы в Охотском море, ФИО1 в результате несчастного случая получил травму - травматическая ампутация правого плеча на уровне средней трети, инфицированная ампутационная культя правого плеча.
В соответствии с указанным актом причинами, вызвавшими несчастный случай названы: неудовлетворительная организация производства работ, нарушены Правила техники безопасности на судах ФРП СССР пункты 1.1.36 (а, д); 1.1.45: 3.1.1; 3.1.10; 3.1.11.
Лицами, допустившими нарушение требований охраны труда указаны: ФИО7 - капитан-директор КРКПБ «Петр Житников», ФИО8 - 2 помощник капитана КРКПБ «Петр Житников», работодатель указанных лиц - ОАО ХК «Дальморепродукт».
В результате производственной травмы, после освидетельствования, истцу установлена утрата трудоспособности 60%, что подтверждается выпиской из акта № 641.20.25/2015 освидетельствования в Федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы от 31.08.2015 и инвалидность третьей группы на основании справки МСЭ-2013№ 3072923 от 31.08.2015.
Проанализировав представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии вины работодателя в данном несчастном случае, поскольку работодателем не были обеспечены безопасные условия труда при эксплуатации судового оборудования, в результате чего причинен вред здоровью истца.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает степень физических и нравственных страданий истца, его возраст, длительность лечения и периода реабилитации, степень утраты профессиональной трудоспособности, отсутствие у него возможности продолжительное время вести привычный образ жизни, степень его вины в случившемся, а также требования о разумности и справедливости, в связи с чем полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>
Суд находит, что такой размер компенсации морального вреда соответствует фактическим обстоятельствам, при которых имело место причинение вреда, и обеспечивает баланс интересов потерпевшего и причинителя вреда. При этом заявленный ФИО1 размер компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты>, по мнению суда, является необоснованно завышенным.
Кроме того, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с учетом положений, предусмотренных ст. 333.19 НК РФ, с ответчика в бюджет муниципального образования Владивостокского городского округа подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, ст. 103 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░11 ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> - ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░12 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░